Sect Studies

Как-то Береславский, как всегда с пафосом, произнес очередную банальность: “Я последним хочу уйти. Капитан последним уходите судна…”[1137] Кому ведомо, когда Береславский вдруг захочет “уйти”. Но мы знаем, что он рассчитывает сделать это последним…

“Схимитрополит” Геннадий (Секач) некогда закончил семинарию и был белым священником Московской Патриархии в Белоруссии. В 1962 г. был изгнан с прихода и лишен регистрации. Служил тайно в Белоруссии, а затем на Украине. В 1968 г. встретился с “епископом” Серафимом, который постриг его в монашество и возвел в сан архимандрита (возможно, тогда же и хиротонисал). Затем Геннадий перебирается в Абхазию, в район Нового Афона, где основывает несколько общин, тайный монастырь в горах и даже тайные богословские курсы. В 1975 или 1976 г. его арестовывают и сажают на четыре года. В заключении он встретился с двумя столь же сомнительными архиереями грузинской катакомбной церкви Меладиосом и Малхазом, которые, желая укрепить его канонические претензии, повторили его хиротонию и даже нарекли митрополитом. Выйдя на свободу, Геннадий нарек себя первоиерархом созданного им целого направления в Катакомбной Церкви. Последние годы жизни он провел на Кавказе. После его смерти в 1987 г. его преемником стал “схимитрополит” Феодосии (Гуменников). Примерно в 1990 г. Феодосии отошел от дел, передав первосвятительство “митрополиту” Епифанию (факты изложены по: Иеродиакон Иона (Яшунский). Наши катакомбы // Вестник РХД. 1992. № 166. С. 244–246).

Глава 18. "Белое братство"

Петенька, Петюлечка!

Мужинёчек Мой!

Не живу Я без Тебя,

Ангел Света Мой!

Ты — Мое создание,

Я Одно с Тобой!

Божие Слияние:

Две Души вОдной!

Мария Дэви Христос — Иоанну-Петру Второму[1138]

1. В советское время Кривоногов исполнял различные заказы для КГБ

Нельзя не отметить, что большинство доморощенных отечественных сект, о которых идет речь в этом издании, в той или иной степени основано на учении семьи Рерихов. Но если “Богородичный центр” действует на общем идеологическом поле с Рерихами, в идеологиях “Белого братства” и Виссариона гораздо больше непосредственных заимствований из учения “гималайских отшельников”. Образно выражаясь, рерихианство — это некая болотная жижа, непригодная для питья нормального человека, но вместе с тем это весьма насыщенная питательная среда для размножения разных микроорганизмов, болезнетворных амеб и ядовитых водорослей. Такой рерихианский бульон и плодит в большом количестве сектантские извращения.

“Белое братство” (ББ)[1139] — одна из самых скандальных отечественных сект. Помимо Рерихов, в ее идеологии прослеживается очевидная связь с движением “Нью эйдж” (впрочем, Рерихи несомненно являются одними из вдохновителей движения). Основатели секты проповедовали конец эры Рыб — эры христианства и начало новой эры Водолея, которую они отождествляли с приходом к власти “Белого братства” и наступлением Царства Божиего на земле. Основатель и до недавнего времени главное действующее лицо секты (во всяком случае видимое, но возможно, что есть и некий невидимый центр) — Юрий Кривоногов. Этот человек — творец идеи, кандидат технических наук, почти написал докторскую диссертацию. Он работал в киевском Институте невралгии и психиатрии и вполне мог бы продвигаться по научной лестнице, но решил заняться деятельностью на другом поприще. Коллеги вспоминают будущего пламенного трибуна и харизматического проповедника как очень спокойного, до занудливости пунктуального и аккуратного человека. Занимался Кривоногов методами воздействия на человеческую личность, и, судя по целому ряду газетных публикаций, у него была секретная связь с определенным отделом КГБ, который занимался тем же. Кривоногов исполнял какие-то заказы этой организации.[1140] Естественно, что наследники КГБ это не афишируют, хотя материалистически-прагматический интерес, который питают спецслужбы к паранормальным и оккультным явлениям, широко известен.

В какой-то момент своей жизни Кривоногов вступил в “Общество сознания Кришны” и некоторое время пробыл кришнаитом (тут тоже прослеживается весьма любопытная связь). По свидетельству бывших кришнаитов, отечественная кришнаитская организация — очень жесткая, чрезвычайно авторитарная. Кривоногов тоже является весьма авторитарным человеком, поэтому неизбежно произошло столкновение характеров, и в конце концов он написал заявление об уходе из секты “по собственному желанию в связи с переходом в Великое Белое братство”. Неизвестно, насколько искренним кришнаитом был Кривоногов, но можно предположить, что, руководствуясь своими давними интересами, он вошел в секту для того, чтобы изучать способы воздействия на человеческий разум — пресловутого “промывания мозгов”.

Уйдя от кришнаитов, Кривоногов основал “Институт души” под названием “Атма”, от имени которого он издавал различные брошюрки, печатавшиеся обществом “Знание”. Их до сих пор можно найти в библиотеках и ознакомиться с кривоноговскими разработками о способах воздействия на человека.[1141]

Когда у Кривоногова дело наконец пошло и появилось “Белое братство”, все адепты поначалу ходили с кришнаитскими цимбалами — маленькими тарелочками, которыми они все время звенели. Но постепенно они разработали собственную обрядность. Кривоногов ездил с вербовочными лекциями по всей стране и, как известно, получал в разных городах самые роскошные залы. Какие связи ему это обеспечивали, неизвестно — это должно было раскрыться в ходе киевского следствия по делу о “Белом братстве”, но следствие почему-то самые важные вопросы оставило без ответа.

2. “Злой мир погибнет в языках пламени, а "Белое братство" возродится для новой жизни”