Sect Studies

Изложено это учение в постоянно пополняющемся издании, которое первоначально называлось “Слово Виссариона, являющего последний Завет от пославшего (прославившего) его Отца Небесного”, а теперь название его сократилось до просто “Слово Виссариона”. “Слово…” входит в “Последний Завет”, изданный по образцу Библии: текст напечатан в два столбца, главы разбиты на стихи. Главные изречения Виссариона построены по образцу Нагорной проповеди: “древние вам говорили так-то, а я говорю так-то”. Начинается “Последний Завет” с виссарионовского “Евангелия” — “Повествования от Вадима” (так зовут ближайшего сподвижника Виссариона), за которым следует уже само “Слово…”, состоящее из “Предвозвещения”, “Книги обращений”, “Книги основ”, “Послесловия” и “Заповедей”; за этим следуют “Молитва” и “Встречи”. Из стилистики текста очевидно, что обозначенное авторство достаточно фиктивно, и он является плодом коллективного творчества. Содержание “Слова…” постоянно пополняется: в одном издании есть, к примеру, глава 19, а за ней сразу следует, скажем, глава 22 — недостающие главы, по словам самих авторов, пока не вызрели. Новые главы печатаются в виссарионовских газетах, затем издаются отдельными брошюрками или книгой, и самоновейший “Завет” растет и пухнет. Пополняется и “Повествование от Вадима”, но тут новые главы приписываются к его концу, по мере новых событий в жизни Торопа, издаются книги-дополнения “Новые главы”, а затем выходит уже дополненное новое издание. Со временем книга превращается в подробнейший и нуднейший дневник всех поездок, выступлений, бесед и встреч Виссариона.

2. В своих изданиях сектанты пишут, что якобы имеют благословение Русской Православной Церкви, но это ложь

Приведем некоторые отрывки из виссарионовских писаний:

14 число января месяца 1961 года волею великого Творца в городе Краснодаре вновь рождается предначертанная плоть… Май месяц 1990 года, город Минусинск. Повязка покинула глаза и память. А с 18 числа августа месяца 1991 года столы обещанного Свершения стали открыто покрывать уготованный Богом Путь…[1152]

Чрез три искушения должно было пройти Сергею к минуте своего истинного Пробуждения… И вот однажды днем весенним взора Его коснулась заметка, рассказывающая о неугомонных похождениях братьев любознательных в местах аномальных, проявившихся на Земле-матушке, где было общение с миром, неведомым им, в некоей пермской зоне… Со слов мира того, человек как бы утратил возможность прийти ко Спасению, ибо развил в себе силу вредоносную, доведя ее до великих размеров… Не прошел мимо заметки этой Сын Человеческий, до глубины души восприняв ее. И омрачилось лице Его, и погрузился Он в размышления глубокие… И рванулся крик из груди Его пламенем разбушевавшимся, устремляясь в просторы Вселенной: “Нет! У человечества должен быть выход и возможность обрести Спасение… Они есть!” Сказал Сын Человеческий слова сии как знающий, хотя как бы не ведал в минуту сию о Пути том… И тут взгляд Его как бы не стал взором Его, но взором существа постороннего, окидывающего взглядом очертания возвышенностей горных планеты чужой, которую впервые посетил… Далее вопрос немой прозвучал в сознании Сына Человеческого: “Посмотри, неужели Ты не видишь, что спасать здесь нечего?”… Но огонь души вновь рванулся в просторы вселенские — огонь, утверждающий возможности Спасения человеков. После чего отступил покров искушающий…

И, продолжив пребывание в думах глубоких и горестных, смутно почувствовал, как что-то великое стало, просыпаясь, подниматься внутри Него. В мгновение следующее звон колокольный стал заполнять пространство комнаты Его. И ладана запах нежно коснулся чувств Его, а уши тронуло пение славных голосов небесных. И рванулось изнутри Могучее, отбросив покров, доселе сдерживающий Огонь сей. Слезы увлажнили лице Сына Человеческого. Пробуждение предначертанное свершилось! Начались первые шаги самосознания, шаги самостоятельные и трудные.[1153]

Собирая всевозможные “доказательства” своих притязаний, не брезгует самозванный мессия и свидетельствами провинциальных “экстрасенсов”:

И были два дня проповедей [в Черкассах] в зале детского центра творчества. На проповедях были и верующие, и представители “Белого Братства”, и экстрасенсы. <…> Экстрасенсы, пораженные размерами энергетического поля Учителя, принесли на вторую проповедь большой букет цветов. Во время благословения они пытались замерить поле Виссариона, но энергетические рамки, накручивая обороты, отказывались фиксировать цифровую величину поля. Такое материальное (! — А. Д.) подтверждение Силы Виссариона привело экстрасенсов в восторг и к безоговорочному принятию Слова. И возрадовались они, когда увидели рядом с Сыном Человеческим пожилую женщину в белом одеянии, пребывающую в мире тонком. И было в увиденном ими подтверждение слов Виссариона о том, что Матушка Мариам находится рядом с Ним.[1154]

Есть в “Повествовании” и прямые подлоги, например, там повествуется о триумфальном выступлении “Сына Человеческого” на Всемирном философском конгрессе, проходившем в МГУ в конце августа 1993 г.[1155] По окончании речи Торопа в главном конференц-зале произошла сенсация: