Sect Studies

Начиная с 2000 г. в Городе Солнца был введен особо строгий пропускной режим. Все посетители должны проходить паспортную регистрацию и допускаются в пределы Города по списку. Жители Города прошли строгий отсев: всех пожилых отправили назад в деревню. Теперь на плато живут 130 человек — крепкие молодые люди с семьями. Они называются “рать Виссариона”. “Ратники” освобождены от основных работ: они более не занимаются ни строительством, ни сельскохозяйственным трудом. Работы по возведению жилищ для них ведутся виссарионовцами, обитающими в деревнях, работающими на строительстве вахтовым методом. Они доставляют продукты питания для “ратников”. Нужно сказать, что, в отличие от членов секты более низкого уровня, “ратники” производят вполне упитанное впечатление. В их обязанности входит поддержание порядка в Городе и в окрестностях, а также непосредственная охрана Виссариона и высшего руководства секты.

Виссарион очень заботится об экологии: в 5-километровой зоне вокруг города запрещены всякие механизмы (бензопилы и проч.); даже деревья, из которых все строится, валят вручную либо конной тягой доставляют из-за 5-километровой зоны, чтобы воздух был чистым. Действительно, воздух в городе исключительной чистоты (правда, по сведениям, полученным от местных специалистов, на вершине горы повышенный радиационный фон). По некоторым сообщениям, во дворце “у Бога” есть солнечные батареи, рации, радиотелефоны и спутниковая связь, при помощи которой Виссарион подключается к Интернету. Говорят, что верхушка секты, включая Виссариона, когда их не видят, пользуется личными автомобилями. Правда, сам он предпочитает появляться на публике верхом на подаренном ему белом коне.

Несмотря на столь подчеркнутую экологическую направленность, красноярские специалисты рассказывают о варварских методах вырубки леса и захламлении лесной территории сектантами. За прошлые несколько лет, как отмечают красноярцы, виссарионовцы стали причиной нескольких лесных пожаров.

Близлежащие деревни — Черемшанка, Гуляевка, Петропавловка, Жаровск — заселены сторонниками Виссариона. Приезжие скупают дома и практически вытеснили местных. В Гуляевке, например, осталась всего одна местная семья. Многие сектанты стремятся попасть жить “на гору”, но это нужно еще заслужить. Основной массе виссарионовцев дозволяется лишь работать там и совершать туда паломничества.

Питание у сектантов строго вегетарианское (и не чаще двух раз в день), животная пища исключена, как и дрожжевые продукты, сахар, мед. Перец и приправы тоже запрещены. Соль позволяется лишь в минимальном количестве. Поскольку грибы также не рекомендуются, то рацион питания значительно сужается. Они считают, что большинство продуктов отравлено из-за загрязнения окружающей среды, поэтому можно есть только то, что, по мнению Сергея Анатольевича, защищено от загрязнения — крупы, овощи, фрукты. Сам Виссарион, дорожа своим здоровьем, никогда не пьет воды, а пьет исключительно свежевыжатый сок из фруктов, которые ему туда доставляются. По слухам, он также вполне приемлет мясо и вино, во всяком случае, бывшие члены об этом сообщают. В Сибири фруктов для выжимания сока на всех не напасешься, поэтому, по сообщениям бывших членов секты, Виссарион изобрел хороший способ нейтрализовать вредоносное действие воды — с утра выпить стакан собственной мочи. После этого организм очищается, и воду в течение дня пить можно.

От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, с обязательством, что они никогда не будут об этом вспоминать. Рассказывают родители:

Что делает Виссарион? В первую очередь отнимает имущество. Члены его секты продают квартиры, машины, вещи, а деньги несут в организацию. Кто поумнее, оставляет себе часть, чтобы купить домик в одной из деревень. Причем Виссарион приказал: покупать только самые дешевые. Через некоторое время жертву обирают по второму разу. Мол, ты достиг определенного уровня, можешь переехать на гору в палатку — “ближе к Богу”. Домики опять продаются, деньги идут в общую кассу. Виссарион учит: “Деньги не нужны. Их не стоит копить. Отдай все, что имеешь. Многие сейчас говорят — верни, а я говорю — забудь” (цит. по его проповеди). Вот они и отдают, потом голодают. Виссарион призывает последователей самим шить себе одежду и обувь наподобие древнерусских. Представляете, как они выглядят: рубахи-косоворотки, бороды, ремешок на голове. А еще шьют хитоны и плащи, как в древней Иудее. <…> Трудятся на лесоповале, обрабатывают огород, чтобы прокормить семью.[1192]

А вот слова самого “бескорыстного” Виссариона:

…Вы, сначала имея много, порою говорите о щедрости. Конечно, вы даете просто так. А потом у вас становится мало, и вы начинаете припоминать, что вот вы дали, хорошо бы вернуть. Сразу проявилась ваша настоящая натура. Ведь истинная щедрость сердца — когда оно отдает последнее, и отдает с радостью… А другая натура делится, только когда этого много. <…> Если ты чувствовал — надо дать, ты должен был дать и забыть про это. Но вы не забыли. И в трудную минуту стали напоминать. Это самое мерзкое.[1193]

Упоминаемое родителями “обирание по второму разу” — это так называемая “семья”, недавно введенная Виссарионом. По части обирания сектантов это, можно сказать, почти гениальное изобретение. Самым “продвинутым” предлагается отдать все, что они имеют, и войти в общежитийную “семью”, элиту секты; причем это обставляется как особая привилегия, то есть люди мечтают, чтобы у них отобрали последнее. Вот что пишут об этом сами сектанты:[1194]