Sect Studies

Почему же люди все-таки верят в астрологию? Очевидно, причина популярности гороскопов в том, что хотя они безусловно относятся к сфере религии, но в них есть определенная наукообразность, как бы выводящая их за рамки чисто религиозного феномена. Но при этом они доступны всем: каждый может прочитать в вечерней газете астрологический прогноз и выискать в нем хоть что-то вроде бы относящееся к нему. И наконец, с верующего в гороскопы человека в определенном смысле снимается всякая ответственность: так уж расположились звезды, ничего не поделаешь. Такой я есть и иным быть не могу — звездам не прикажешь. Очень удобная позиция — ведь бороться с грехом и пытаться измениться к лучшему гораздо сложнее. Одного не замечает человек — он отказывает себе в свободе и делается рабом даже не звезд, а людей, объявляющих себя их толкователями. Вновь повторим слова Г. К. Честертона, что, когда люди отказываются от веры в Бога, они начинают верить во все остальное. И попадают в рабскую зависимость от всего остального, — добавим мы.

А от астрологии рукой подать до другой характерной составляющей НЭ — уфологии, то есть увлечения “летающими тарелками” и пришельцами из “иных миров”. Уже достаточно много говорилось о том, что контакты с “маленькими зелеными человечками” из инопланетных летающих кораблей по всем параметрам совпадают с ранее описанными контактами с “человечками” рогатыми и хвостатыми. Известно, что бесы — горячие сторонники технического прогресса и в каждый век являются людям в наиболее соответствующем ему виде. По словам одного из недавних лидеров НЭ, более 70 процентов людей, принадлежащих к субкультуре НЭ, верят, что в самом недалеком будущем на Земле произойдет массовая высадка инопланетян.[1392] Чем кончаются такие увлечения, мы видели совсем недавно, весной 1997 года, когда 39 членов уфологической компьютерной секты “Небесные врата” (Калифорния) отправились автостопом на летающую тарелку, предварительно приняв смертельную дозу снотворного и надев себе на голову пластмассовые мешки. И это, как мы помним, далеко не единственное массовое самоубийство, происшедшее в ньюэйджевской секте.

17. Холизм, аюрведическая медицина и рейки

Существует также ньюэйджевская медицина, основной декларированный принцип которой — “холизм”, то есть целостность. Эта медицина прежде всего фокусируется на общем ощущении благополучия, а не на предотвращении или лечении болезни. НЭ любит “аюрведическую медицину”, построенную на определенных индийских философских принципах, направленных на поддержание баланса в человеческом организме (“наука жизни”). Аюрведа окутана сложной, трудной для понимания терминологией. Согласно принципам этой медицины, первое условие для того, чтобы исцелить себя и других, — это четкое понимание трех дош, или гуморов (так называемая тридоша), то есть баланса между кафой,[1393] питтой и ватой. Концепция кафа-питта-вата уникальна для аюрведы, и в ней якобы содержится потенциал для революционизирования исцелительных систем Запада. Основное утверждение этой философии: баланс тридоша необходим для здоровья. На самом деле вата (“ветер”) — это некий принцип движения. Все, что движется, называется ватой: например, весь воздух, который содержится в теле, относится к вате. Питта переводится как “огонь” или “желчь”. Питта руководит пищеварением, всасыванием, ассимиляцией, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи и т. д. Кафа — это биологическая вода (или “флегма”), то, что смазывает суставы, дает влажность коже, помогает исцелять раны, заполняет пустые места в организме, дает биологическую силу и т. д. Научность всего этого вызывает сильные сомнения, хотя все больше “современных” врачей начинают увлекаться аюрведическими идеями. Но главное в том, что в принципе это религиозная система. Врач, практикующий ее, невольно входит в рамки чуждого ему религиозного мировоззрения и затягивает туда ничего не подозревающего пациента.

Но, наверное, самой известной ньюэйджевской медицинской (или, точнее, псевдомедицинской) практикой, широко распространенной в современном мире, является рейки (рэйки), или “Система Естественного Исцеления Усуи”. Рейки — не просто целительская практика, но сложившаяся организация коммерческо-пирамидального типа, и о ней стоит рассказать немного подробнее.

Елена Балашова, ранее бывшая мастером рейки, определяет ее так:

Рэйки — это оккультно-религиозная практика, основанная, в том числе, на буддийско-синтоистском мировосприятии. Она включает в себя языческие ритуалы и элементы оккультизма, которые “пробуждают скрытые силы в человеке”, а также “священное тайное знание” — символы и ритуалы.[1394]

Рейкисты уверяют, что рейки — это древнейшая техника исцеления, практиковавшаяся в самых различных культурах, но забытая в новой истории. Восстановителем рейки они называют японца Микао Усуи (Юсуи) — первого “Мастера восстановленного Рейки”. Реально о “докторе” Микао Усуи ничего не известно, кроме того, что человек с таким именем, возможно, жил в Японии в конце XIX — начале XX вв. В различных рейкистских источниках он называется то католическим священником, то протестантским проповедником, то президентом небольшого христианского университета, то католическим монахом, то просто монахом без указания вероисповедания, то буддийским монахом. Обычно рассказывается о том, что в какой-то момент своей жизни Микао Усуи, много лет искавший “путь обретения духовного равновесия и физического здоровья”, задумался: почему Иисус мог излечивать больных, а современные христиане не могут? После семилетних поисков в Европе, Америке и Азии, изучения древних христианских и буддийских санскритских манускриптов Усуи отыскал поучение Будды о том, как излечивать телесные заболевания. Затем он направился на священную гору Кираяма близ Киото, для того чтобы поститься и медитировать 21 день, хотя настоятель близлежащего буддийского монастыря предупредил смельчака, что это может быть опасно для жизни. На 21-й день Усуи ощутил луч света, нисходящий на него с неба и пронизавший его насквозь, а перед ним — проплывающие радужные пузырьки с символами рейки. Усуи впал в трансовое состояние и отключился, как апостол Павел на пути в Дамаск. Когда Усуи пришел в себя и спустился с горы, он обнаружил, что может излечивать людей наложением рук.[1395]

Многие критики сомневаются в реальности всей этой истории, и противоречивость данных о “докторе” Усуи указывает на небезосновательность этих сомнений. Мы не знаем, существовал ли реально такой человек или нет. Все, что от него осталось, — это фотография неизвестного пожилого японца, публикуемая рейкистами, и место захоронения праха некоего Микао Усуи (достаточно распространенное имя в Японии), которое они указывают. На могиле написано, что рейки — это “тайный способ достижения счастья”. Ни то, ни другое не является доказательством реальности приводимой ими легендарной истории, столь схожей с легендами о десятках основателей различных сект.

На прошедшей в январе 1999 г. международной конференции “Тоталитарные секты в Сибири” немецкий сектовед Томас Гандоу высказал следующую гипотезу. В конце XIX — начале XX вв. в мире были весьма широко распространены дешевые римо-католические литографии, на которых изображался Христос с лучами, исходящими от Его ладоней, что, очевидно, должно было обозначать свет Христовой Истины. Возможно, кто-то из столкнувшихся с христианскими миссионерами буддистов-японцев воспринял эту картинку буквально и решил, что на ней изображены целительные лучи-энергии, исходящие от рук Христа. Так зародилась идея рейки.

Первым несомненно реальным историческим персонажем в иерархии рейки был бывший японский морской офицер “доктор” Чуджиро Хайаши, называвший себя учеником Усуи, которому тот перед смертью якобы доверил “сохранение в неприкосновенности сущности его поучений” и дар исцелений. Хайаши основал клинику в Токио, где в 1935 г. излечил и инициировал молодую пациентку Хавайо Такату, которая впоследствии стала апостолом рейки на Западе.

После смерти Хайаши (он сделал себе харакири незадолго до начала войны Японии с США)Таката стала его преемницей. Она проповедовала рейки, путешествуя по США и Канаде в течение более чем 40 лет, и обратила очень многих. За свою жизнь она инициировала 22 мастера рейки. Таката скончалась в декабре 1980 г. Сегодня международную “Рейки” возглавляет внучка Такаты Филис Фурумото, получившая инициацию от своей бабушки. За эти годы рейкистская организация совершила количественный скачок: если в 1980 г. в мире имелось всего 22 мастера третьего уровня (Usui Shiki Ryoho), то сегодня это число достигло уже нескольких тысяч. И это не считая тех, кто практикует 2-ю и 1-ю степени. В России, куда рейки впервые попало в 1990 г., к началу 2000 г. было уже более 250 мастеров, каждый из которых в своей деятельности (исцеления, семинары) затрагивает тысячи людей.