Sect Studies

Представляется, что жесткая пирамидальная структура большинства тоталитарных сект является инфернальной пародией на нормальный для христианской Церкви принцип иерархизма, а их стремление к мировому господству — на христианский универсализм.

3) Метод.

Метод — это то, что делает лидера лидером. Это то его изобретение, с которым он начинает покорение мира. Метод должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, но при этом ключи от него должны всегда находиться в руках у гуру или организации. До конца этот метод всегда непередаваем, вне организации его применять нельзя, вне организации он неприменим и невоспроизводим.

Что касается простоты и доходчивости, то здесь все понятно: мы живем в век инструкций, в которых все расписано. Например, человек покупает пакетик, открывает его, высыпает его содержимое в стакан, наливает туда воды и пьет: “Райское наслаждение!” Это называется “тайна”: “Просто добавь воды”. Можно говорить и о “растворимой религиозности”. Любая секта предлагает такие же простые инструкции, такой же простой рецепт: придите к нам, мы вас научим делать то-то и то-то, и вы достигнете. Чего? Вот тут-то и начинается метод любой секты, его всеобъемлющесть. Возьмите любую сектантскую листовку и вы прочтете (как это было, например, у “Аум Синрикё”), что членство в секте улучшает здоровье, повышает интеллект, приносит удачу, учит левитировать (летать по воздуху), входить в состояние невероятного блаженства, достигать спасения и т. д., и т. п.

Другой характерный пример. Многие слышали о секте под названием “Трансцендентальная медитация”. (ТМ). У них в подмосковном Щелково, а также в Омске, в Иркутске (и, по всей видимости, в других местах) есть заводы, где они выпекают идоложертвенное печенье и прочие кондитерские изделия, которые люди едят, ни о чем не подозревая. Реклама принадлежащего секте “Университета Махариши” широко публикуется в отечественных СМИ.

Итак, представители секты говорят, что не имеют отношения к религии, что трансцендентальная медитация — это научно доказанный метод, демонстрируют множество графиков и схем (что в России имеет особенно большой успех) и учат говорить определенную мантру — слог или пару слогов — по 20 минут утром и вечером. От этого, как вам обещают, вы, опять же, получите все: улучшится здоровье, повысятся умственные способности, придет успех по службе. Если на каждом предприятии 20 процентов тружеников будут медитировать утром и вечером, то выпуск продукции повысится во много раз. Если будет медитировать 10–15 процентов городского населения, то исчезнет преступность и начнется процветание, а если медитация распространится на всю страну, то у нее будут такие непобедимые вооруженные силы, что никто никогда не нападет, а уж если весь мир будет медитировать, то воцарятся вечный мир и согласие… Как видите, обещаемый сектой метод обнимает абсолютно все…

В качестве исторического курьеза приведем несколько примеров “положительного” воздействия ТМ. Когда секта обосновалась на Филиппинах, то сначала там произошло катастрофическое извержение вулкана, а потом свергли президента Маркоса. Когда “Трансцендентальная медитация” утвердилась в Иране, там произошла революция, свергли шаха и возникла “исламская республика”, немедленно ТМ закрывшая.

Сайентологический метод тоже поначалу кажется очень простым. По учению Хаббарда, во время жизни на нашу душу накладываются некие отрицательные отпечатки — энграммы. Они-то и есть источник всех наших неприятностей в жизни: простудился — значит, действует какая-то энграмма, болит позвоночник — тоже энграмма, какое-нибудь бессознательное неприятное впечатление; поссорился с женой — тоже энграмма. И так бесконечно. Эти энграммы нужно стереть, и человек будет настоящим суперменом, к нему придут успех, здоровье, невероятные физические силы — все, что хотите.

Ключ от метода остается в руках секты. Вы записываетесь на первый курс, который стоит, к примеру, 70 долларов, и проходите его, но, оказывается, до обещанных результатов еще далеко. Вам говорят: но это же только начало, а самое интересное — на втором курсе, который тоже стоит соответствующую сумму. Потом — третий курс, четвертый, пятый, и каждый из них — далеко не бесплатный (более подробно об этом в главе шестой). То есть получается что-то вроде постоянно висящей перед носом у ослика морковки, за которой надо все время бежать, но ухватить которую невозможно. Становится обидно: осталось еще чуть-чуть помедитировать или пройти еще один курс, или привести в группу еще столько-то последователей — ведь столько уже пройдено… Неужели я, уже так много вложив, брошу это дело перед самым финишем, когда я смогу обрести все? При помощи такого метода вас крепко держат на крючке.

4) “Эзотерический разрыв”.

При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом. Скажем, “Трансцендентальная медитация” проводит абсолютно бесплатную вводную лекцию о своем “научном методе”, не связанном с религией. Потом оказывается, что нужно записаться на платные курсы. Человек платит, и ему говорят, что нужно прийти в определенное место и принести с собой белый платочек, какой-нибудь круглый фрукт (типа яблока или апельсина) и цветок. Человек приходит и приносит все это. Его проводят в темную комнату, где сооружено нечто вроде алтаря, на котором стоит портрет индийского гуру, горят свечи. У приглашенного берут платок, расстилают перед портретом, кладут на него фрукт, в руках он держит цветочек. Инструктор говорит, что сейчас начнется небольшая этническая церемония, связанная с народным индийским фольклором — ведь гуру родом из Индии, — и начинает читать текст на санскрите, который вновь пришедший, естественно, не понимает. Этот текст — молитва, обращенная к гуру. То, что человек принес, — жертвоприношение гуру. Таким образом, он, сам того не зная, принимает участие в идолопоклонническом жертвоприношении.

В каждой религиозной традиции есть определенная молитвенная поза: католики складывают руки ладонями перед собой, православные священники воздевают руки горе, индусы же молятся, держа в руках цветочек. Но об этом новопришедшему никто ничего не говорит, и он, не осознавая того, что делает, стоит в соответствующей молитвенной позе, принимая таким образом участие в молитве перед идолом. Потом инструктор преклоняет колени и говорит: “Подойдите ко мне, я скажу вам вашу личную мантру, которой ни у кого, кроме вас, не будет”. Человек наклоняется к нему, и инструктор тихо-тихо шепчет слово, так тихо, что пришедшему приходится стать рядом с ним на колени и буквально прижаться ухом к его губам…