«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

+ Преставление преп. НЕКТАРИЯ Бительского

Когда Турки намеревались захватить Битель, мать Николая, впоследствии Нектария, работая на гумне, забылась кратким сном и видит: Пречистая повелевает ей бежать с мужем и детьми и скрыться где-либо; Турки, говорила Пречистая, готовы захватить всю область. Когда удостоившаяся видения объявила о том мужу, - немедля ни мало вся семья оставила родное место; Турки вслед затем разграбили и опустошили Битель, а благочестивая семья спасла жизнь свою от страшных дикарей.

Родитель Николая был уже в преклонных летах и потому с согласия жены поселился в обители бессребренников, находившейся на горе, соседней с Бителем; он взял с собою и сына Николая. Здесь принял он иночество с именем Пахомия и усердно подвизался для Господа. Местные христиане имели доброе обыкновение уделять часть плодов земных в пользу монастыря бессребренников, награждающих так чудно любовь к ним.

Николай, стремясь к жизни высшей и тревожась посещением мирян, пошел в Афон. Здесь он просил подвижника Дионисия принять его под свое управление. Когда Дионисий спросил совета на то у старца Филофея, тот, лично незнакомый с Николаем, назвал по имени и его и отца его и с любовью принял его в свои послушники. Вскоре Николай принял иночество с именем Нектария и безусловно предал себя воле старца Филофея. Напрасно дух злобы старался возмутить Нектария против старца; не успев в том, он возбудил злобу в другом послушнике старца против самого Нектария: тот прямо стал говорить Филофею и Дионисию, что если не отошлют Нектария, он убьет Нектария. Напрасно старцы вразумляли несчастного и просили его усмирить сердце свое; - чтобы дать место гневу, старцы предложили Нектарию удалиться на время от них, пока придет в себя завистливый брат. Нектарий перешел к проту Даниилу. Когда же умер блаженный Филофей, Дионисий, не вынося более дурного нрава послушника, сказал ему: пусть идет куда хочет, а к себе принял Нектария. Дионисий и Нектарий занимались рукоделием и, питая себя, уделяли милостыню бедным. Блаженный Дионисий, исполненный дней, скончался.

Огорченный до глубины души разлукою с любимым старцем, Нектарий всею душою обратился к вечности: удвоил молитвы, пост и труды. В последнее время он страдал от жестокой болезни; но - переносил страдание терпеливо. Очищенный подвигами и болезнью, он мирно предал дух свой Богу, 5 дек. 1500 г.

Спустя пять лет после кончины, ученики открыли гроб, и благоухание разлилось в воздухе. Мощи положены были в ковчег, и на верхней доске ковчега изображен был преподобный.

+ Преставление блажен. МАКСИМА митрополита

 Блаж. Максим, родом Грек, прибывший в Киев в сане митрополита всей России в 1283 г., испытал много скорбей во время служения своего. - Лишь только прибыл он в Киев, как отправился в орду к хану, чтобы быть утверждену в своем звании. В следующем году приглашал он к себе епископов России, вероятно для того, чтобы объявить содержание ханского ярлыка о духовенстве. В 1285 г. сам он путешествовал по епархиям России для надзора за благочинием. Тогда-то встречал его будущий преемник его, блаж. игумен Петр. Тогда был он в Новгороде и Владимире. В 1295 г. дела заставили его снова прибыть во Владимир, - он низвел здесь с кафедры епископа Иакова и посвятил Симона. На юге, вблизи Татар, только с мечом в руке, можно было по временам иметь покой. Грабеж и насилия Татарских властей в 1299 г. дошли в Киеве до того, что не было более возможности жить. «Весь Киев разбежался, говорит летопись; митрополит Максим, не быв в состоянии переносить насилия Татар, поспешно удалился из Киева в Брянск; а отселе со всем имуществом переселился он в Суздальскую землю» - Не легко было святителю расстаться с древним местом кафедры и искать новое. Предшественник его большую часть времени проводить во Владимире, где жил вел. князь; но кафедра его оставалась в Киеве. Теперь пришлось принимать другое решение. Князья и пастыри севера, конечно, будут довольны близостью к ним митрополита; но не будут довольны удалением его из Киева князья и пастыри юга. - На самом севере так непрочно место в. князя: то он во Владимире, то в Переяславле, то в Твери. Что делать? Блаженный митрополит проливал теплые молитвы пред Богоматерью об указании ему воли Божией. И Богоматерь, благая Мать страждущих, успокоила святителя Своим явлением. Икона, современная святителю, изображает святителя Максима приемлющим омофор из рук Богоматери. Надпись на иконе, хотя и не современная иконе, говорит: «сей святый и чудотворный образ Пресв. Богородицы написан бысть в л. 6807 (1299). По видению Максима митрополита Владимирского и всея Руси, чудотворца, Гречина родом; егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келью своей мало уснувшу, абие видит, аки на яве, свет велик и необычен и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку превечного Младенца и глагола: рабе Мой Максиме! добре пришел еси семо посетити град Мой, и подаде ему омофор, глаголя: прими сей омофор и паси в граде Моем словесные овцы. Он же прием возбудися от сна и в келии никого же виде. И омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа в. кн. Андрею и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор и прославися сие чудо по всей Русской земле и Палестине. И повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим святый. - А омофор святый во время безбожного царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончался, неведомо». После успокоительного видения святитель смело приступил к распоряжениям о своей кафедре. Он перевел Владимирского епископа Симеона в Ростов и взял в свое ведение Владимирскую епархию; во Владимир переведен и весь причт митрополита, а в Киеве для надзора за благочинием стали жить наместники митрополита. - В следующем году был он в Новгороде, где с двумя епископами посвятил архиепископа Феоктиста. В половине 1301 г. заседал он на Константинопольском соборе, где, по его воле, Феогност, Сарайский епископ, предлагал для решения вопросы о нуждах Русской Церкви и записывал ответы. - Вероятно, по возвращении с сего собора, митрополит разослал «всем христианам правоверным» правило о постах и хранении законного брака, - Когда по смерти в. кн. Андрея престол великокняжеский по праву старейшинства следовало занять Тверскому князю Михаилу Ярославичу, а Юрий Московский, по властолюбию, шел в орду искать того же престола, блаж. святитель со всею любовно уговаривал Юрия отказаться от недобрых намерений. Юрий был не таков, чтобы слушаться святителя; ему ни почем было и нагло лгать пред святителем: «иду, отче, в орду, но не хощу великого княжения», говорил Юрий. Это было в 1304 г. В следующем году святитель с утешением посадил во Владимире на великокняжеский престол блаж. князя Михаила. - Дек. 6-го 1305 г. святитель окончил подвиг земной жизни своей и положен был во Владимирском соборе. - Имя его - в древних святцах, где называется он святым и чудотворцем. Известно и «сказание о святом и блаженном митрополите Максиме». - Новое известие говорит, что, при поправке пола во Владимирском соборе, нечаянно сдвинута была крышка с его гроба и в гробе видели мощи и одеяние его.

Св. ФЕОФИЛА, еп. Антиохийского, исповедника и писателя

В жизни Феофила представляется доказательство могущественного действия Священного Писания. Он родился в язычестве, но, получив обширное образование, пожелал познакомиться и с Священным Писанием и из чтения его убедился в истине веры во Христа. - «Не верил я, - говорит он, - воскресению, а теперь верю, после того, как внимательно размышлял; я обрел св. Писания святых пророков, которые Духом Святым прорекали о прошедшем так, как оно происходило, о настоящем так, как оно происходит, и о будущем – в том порядке, как оно совершится. И так, когда я уверен, что происходящее ныне было предсказано, то не остаюсь более неверующим, а верю, повинуюсь Богу».

И, заслужив избрание епископом на престол Антиохийский (в 168 г.), Феофил оправдал это высокое доверие к нему разнообразною деятельностью на этом поприще в истинно христианском духе. О нем свидетельствует Евсевий, как об одном из пастырей, «напрягавших силы свои в борьбе с еретиками, готовыми погубить стадо Божие, и подобно плевелам, опустошавшим чистую ниву Апостольского учения», как об одном из пастырей, «увещавших братию частью увещаниями и предостережениями, частью наставлениями еретикам, то устными, то письменными». Также занимался он толкованием св. Писания, и вообще, много потрудился над просвещением язычников. Книга еп. Феофила «о вере», сохранившаяся до настоящего времени, считается одним из лучших сочинений древнего мира: «она показывает в сочинителе обширное знакомство с языческими философами и поэтами» - отзывается о ней преосвящ. Филарет, архиеп. Черниговский, - взгляд его на учение христианское - глубокий и ясный. Таинства христианские образованный учитель объясняет образованному язычнику по началам философским и вместе с тем удерживает верность откровенной истине. Все сочинение написано с одушевлением и под влиянием кроткой любви», и заключается оно убеждением со стороны Феофила: «читать его книгу тщательно и беспристрастно».

Имея целью внушить веру одному образованному, но непреклонному к истине Христовой язычнику (Автолику), для которого еп. Феофил и предпринял книгу «о вере», он пишет, между прочим: - «ты требуешь: - покажи мне своего Бога... - Отвечаю тебе: покажи мне твоего человека, - и я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат».

Бог видим только для тех, которые могут видеть Его, т. е. у которых очи душевные отверсты. Все имеют глаза, но у некоторых они так помрачены, что не могут зреть света солнечного; тем не менее солнце не теряет блеска своего от того, что слепые не видят... Если в человеке грех, он не может созерцать Бога». «Нечестие омрачает тебя и не можешь зреть Бога» (§ 1 - 4).

«Изобрази мне образ Божий» - требует язычник. - «Бог непостижим и неизобразим для человека; человек же зрит только постижимые для него свойства Божии», - отвечает вразумленный свящ. Писанием Феофил и затем описывает свойства Божии (§ 6) и Его дела, как Творца и Промыслителя (§ 7 - 10).