«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

16. И сам Бог возгласил чрез Моисея следующие слова: «обрежьте грубость сердец ваших и не будьте более жестоковыйны: ибо Господь. Бог ваш и Господь господствующих, Бог великий, могущественный и страшный. — Он не смотрит на лица и не принимает подарка» (Вт. 10:16-17). И в книге Левит: «за то, что они преступили против Меня и презрели Меня, и за то, что они ходили предо мною криво, — и Я пошел с ними криво, и погублю их в земле врагов их. Тогда пристыдится необрезанное сердце их» (Лев. 26:40-41). Плотское обрезание, принятое от Авраама, было дано вам, как знак, которым вы были бы отделены от других народов и от нас, и чтобы вы одни терпели те бедствия, которые ныне постигли вас по справедливости, и чтобы страна ваша была опустошена и города пожжены огнем, плоды ваши истреблены в ваших глазах врагами, и никто из вас не смел входить в Иерусалим. Ибо вы ничем иным не отличаетесь от других людей, как только обрезанием; и никто из вас, я думаю, не осмелится отрицать, что Бог предвидел и предвидит будущее и что Он приготовляет всякому участь сообразную с его заслугами. Поэтому достойно и справедливо постигли вас те бедствия, ибо вы убили Праведного и прежде Него пророков Его, да и ныне вы презираете и, сколько можно вам, бесславите тех, которые уповают на Него и на пославшего Его Вседержителя и Творца всего Бога: и проклинаете в своих синагогах верующих во Христа. Вы в настоящее время не имеете власти сами убивать нас, — этому препятствуют владычествующие ныне; а когда могли, вы и это делали. Потому и Бог взывает к вам чрез пророка Исаию: «смотрите, как праведник погиб, и никто не принимает к сердцу: и люди праведные убиваются, и никто не думает о том. Праведник взят от лица неправды. Гроб его будет в мире, он взят из среды вас. Вы привели сюда сыны беззаконные, семя прелюбодеев и чада блудницы. Над кем вы потешались на кого отверзли свои уста и развязали язык» (Ис. 57:1-4)?

17. Другие народы не столько, как вы, виноваты в этой несправедливости, которая оказывается в отношении к нам и ко Христу; ибо вы виновники их худого предубеждения против Праведника и против нас, Его последователей.

Таким образом вы — причина несправедливости не только вашей собственной, но и всех других людей. И справедливо восклицает Исаия: «чрез вас имя Мое хулится среди народов» (Ис. 2:5). И: «горе душе их, потому что они предприняли злой умысел против себя самих, говоря: свяжем праведного, потому что он бесполезен нам. За это они вкушают плоды дел своих. Горе беззаконному: зло постигнет его по делам рук его» (Ис. 3:9-11). И опять в другом месте: «горе тем, которые влекут грехи свои, как будто длинной веревкою, и неправды, как будто ремнем ига юницы, которые говорят: пусть приблизится скорость Его и придет совет Святого Израилева, чтобы мы знали его. Горе тем, которые называют зло добром и добро злом, которые полагают свет за тьму и тьму за свет, которые полагают горькое за сладкое и сладкое за горькое» (Ис. 5:18-20). Вы постарались по всей земле распустить те горькие, мрачные и ложные обвинения против единого непорочного и правильного Света, от Бога посланного людям. Он показался вам бесполезные когда воскликнул пред вами: «В писании есть: дом Мой дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк. 19:46; Мф. 21:13). И он ниспроверг столы менял в храме, и сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, потому что вы даете десятину с мяты и руты, а не помышляете о любви к Бог у и о суде: гробы обеленные, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых» (Мф. 23:23,27; Лк. 11:.42). И к книжникам: «горе вам, книжники, потому что имеете ключи, и сами не входите, и препятствуете желающим войти, — слепые вожди» (Лк. 11:52; Мф. 23:14).

18. Так как ты объявил, Трифон, что читал учение, преподанное Спасителем нашим, то не считаю неуместным того, что я присоединил несколько кратких изречений Его к словам пророческим. И так «омойтесь и будьте ныне чисты и отымите лукавства от душ ваших» (Ис. 1:16): так Бог повелевает вам омыться этим омовением и обрезаться истинным обрезанием. Мы также соблюдали бы ваше обрезание по плоти и субботы и вообще все праздники, бели бы не звали, по какой причине они заповеданы и вам, именно по вашим грехам и грубости сердца.

Ибо если мы терпеливо переносим все нападения на нас злых людей и демонов, и даже среди несказанных образов смерти и мучений молимся о помиловании наших мучителей и по заповеди нового Законодателя никому не желаем и малейшего отмщения; то почему бы, Трифон, не соблюдать нам того, что нисколько не вредит нам, т. е. плотского обрезания, суббот и праздников.

19. — Это подлинно достойно удивления, что вы переносите такие бедствия, а не соблюдаете всего того о чем у нас теперь речь? — Это потому, что обрезание необходимо не для всех, а только для вас иудеев, чтобы, как я прежде сказал, вам подвергнуться бедствиям, которые вы справедливо терпите ныне. Мы не принимаем и вашего бесполезного омовения из водоемов, ибо оно ничто в отношении к тому крещению жизни. Поэтому и объявляет Бог, что «вы оставили Его, источник живой и вырыли себе водоемы сокрушенные, которые не могут держать воду» (Иер. 11:13). И вы, будучи обрезаны по плоти, имеете нужду в нашем обрезании, а мы имея это, не нуждаемся в вашем. Если бы плотское обрезание было необходимо, как вы думаете, то Бог не сотворил бы Адама необрезанным, не призрел бы на дары Авеля, приносившего жертвы в необрезании плоти, не угодил бы Ему Енох необрезанный, так что он не был найден, потому что Бог взял его (Быт. 5:24). Лот необрезанный спасся из Содома потому что ангелы и сам Господь вывели его. Ной, начало нового рода, будучи необрезан, вошел с своими детьми в ковчег. Не обрезан был Мельхиседек, священник Вышнего, которому Авраам, первый принявший обрезание по плоти, дал десятину, и благословил его Мельхиседек, по чину которого Бог возвестил чрез Давида (Пс. 109:4) поставить вечного священника. Итак вам одним нужно было это обрезание, чтобы, как говорит Осия, один из двенадцати пророков, «люди были не люди и народ не народ» (Ос. 1:9). Все прежде названные праведники угодили Богу, не соблюдая субботы, и после них Авраам и все потомки его до времени Моисея, при котором народ ваш явился неправедным и неблагодарным пред Бог ом, сделавши в пустыне тельца. Посему Бог, снисходя к слабости народа, повелел приносить и жертвы только во имя Его, чтобы вы не идолопоклонствовали, а вы этого не соблюли, но даже закололи детей своих в жертву демонам. Он повелел вам также соблюдать субботу для того, чтобы вы помнили Бога, как на это указывает изречение Божие: «чтобы вы знали, что Я Бог избавитель

20. Бог также повелел вам воздерживаться от некоторых яств, чтобы вы и во время принятия пищи и пития имели пред глазами Бога, так как вы непостоянны и склонны оставить познание о Нем, как говорит Моисей: «ел и пил народ и встал играть» (Исх. 32:6). И в другом месте: «ел Иаков и насытился и утучнел, и возлюбленный обратился задом; утучнел, растолстел, расширил и оставил Бог а, сотворившего Его» (Вт. 32:15). Но что Бог позволил Ною, мужу праведному, есть всякое животное, кроме мяса в крови, которое умерло само собою, это рассказано вам Моисеем в книге Бытие (Быт. 9:4). Трифон хотел возразить мне словами: «как злаки травные» (Быт. 9:3), но я предупредил его и спросил: почему вы слова «как злаки травные» принимаете не в том смысле, в каком они сказаны Богом, то есть как злаки Бог сотворишь для пищи человеку, так и животных дал для того, чтобы он ел мясо? Но как мы некоторых растений не едим, так будто бы — вы говорите, — еще в то время Ною повелено делать различие животных. Такое объяснение ваше не может быть принято. Прежде всего я мог бы легко доказать что всякий злак есть трава и употребляется в пищу, но не буду останавливаться на этом. Положим, что мы делаем различие между злаками травными, а не все растения едим, но это не потому, что они нечисты и скверны, а потому, что они или горьки, или ядовиты или колючи; но все растения сладкие питательные и прекрасные, растут ли они на море или на земле, мы вкушаем с удовольствием. Отсюда следует, что Бог чрез Моисея повелел вам воздерживаться от животных нечистых, хищных и свирепых потому, что вы, евшие манну в пустыне и видевшие все чудеса, сотворенные для вас Богом, слили золотого тельца и поклонялись ему. Справедливо Бог всегда говорит о вас: «сыны безумные! нет веры в них» (Вт. 32:20).

21. А что за грехи ваши и отцов ваших Бог для напоминания о них, как я прежде сказал, повелел вам и хранить субботу и возложил на вас другие заповеди, и что он оставил некоторых из вас живыми для язычников, дабы имя Его не осквернялось у них: это могут доказать вам самые слова Его. Так сказано чрез Иезекииля: «Я Господь Бог ваш: ходите в заповедях Моих соблюдайте постановления Мои, и не прилепляйтесь к обычаям египетским, и освящайте субботы Мои; они будут знамением между Мною и вами, чтобы вы знали, что Я Господь Бог ваш». А вы прогневала Меня, и дети ваши не ходили в заповедях Моих, и не тщились исполнять постановлений Моих, а кто исполнит их, тот жив будет чрез них, — и субботы Мои они осквернили. И сказал Я: изолью ярость Мою на них в пустыне, чтобы совершить гнев Мой на них, но не сделал, чтобы имя Мое не осквернилось совершенно пред народами, пред глазами которых Я вывел их. И Я поднял руку Мою на них в пустыне, чтобы рассыпать их между язычниками и рассеять в странах за то, что не исполняли постановлений Моих отвергли заповеди Мои и осквернили субботы Мои, и глаза их были устремлены в след помышлений отцов их. И Я дал им заповеди не добрые и постановления такие, чрез которые они не будут жить; и оскверню их в домах их, когда приду уничтожить всякое существо, разверзающее утробу» (Иез. 20:19-26).

22. Далее, что за грехи народа вашего и за идолопоклонство Бог повелел также приносить жертвы, а не потому, чтобы они были нужны Ему, послушайте, как об этом говорит Он чрез Амоса, одного из двенадцати пророков: «горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? Он есть тьма, а не свет, это то же, как если бы человек убежал от льва и встретила бы его медведица, или шел бы в дом свой и руками оперся на стену и укусил бы его змей. Точно, день Господень не есть ли тьма, а не свет, — мрак, от которого не будет светло им: Я возненавидел, отверг праздники ваши и не буду находить приятности в собраниях ваших. Посему если принесете Мне всесожжения и жертвы ваши, Я не приму их, и не призрю на спасительные явления ваши. Возьми от Меня множество песен твоих и псалмов: не буду слушать органов твоих. Да струится суд как вода, и правда как источник непроходимый. Приносили ли вы Мне в пустыне жертвы и приношения, дом Израилев? говорит Господ. Но вы взяли скинию Молоха и звезду бога вашего Рафана, — изображения, которые вы сделали себе. И переселю Я вас за Дамаск, говорит Господь, которому имя Бог всемогущий. Горе живущим роскошно в Сионе и надеющимся на гору Самарийскую. Носившие имя вождей собрали первые плоды у язычников: дом Израилев взошел к себе. Пойдите все в Халан и посмотрите оттуда пройдите в Амаф великий, а отсюда сойдите в Гее иноплеменников, в прекраснейшие из всех этих царств; больше ли пределы их пределов ваших. Горе тем, которые приходят в злосчастный день, приближаются и празднуют субботы лживые, спят на одрах из слоновой кости, роскошествуют на постелях своих, едят ягнят из стада и молодых телят из крупного скота, рукоплещут под звук органов, — они думали, что это будет продолжаться, а не убежит, — которые пьют вино из больших чаш и мажутся отличиями мастями, а нисколько не горевали о сокрушении Иосифа. За это теперь пойдут они в плен, и во главе их князья, идущие в изгнание; жилище злодеев сдвинется и отнимется ржание коней от Ефрема» (Ам. 5:18 — 6:7). И еще чрез Иеремию: «соберите мяса ваши и жертвы и ешьте, потому что Я не дал заповеди отцам вашим о жертвах и возлияниях в тот день, когда Я взял за руку их, чтобы извести из земли египетской» (Иер. 7:21-22). И еще чрез Давида в псалме 49-м Он так сказал: «Бог богов, Господь сказал и призвал землю от востока солнечного до запада. От Сиона благолепие красоты Его. Бог явно придет. Бог наш, и не смолчит: огонь пред Ним возгорится и вокруг Него буря сильна. Он призовет небо сверху и землю, чтобы судить народ свой. Соберите Ему святых Его, вступивших в завет с Ним при жертве. И небеса возвестят правду Его, ибо Бог есть Судия. Послушай, народ мой, и Я скажу тебе, Израиль, и засвидетельствую тебе: Я Бог, Бог твой. Не за жертвы Я буду укорять тебя: всесожжения твои всегда предо Мною. Не приму телят от дому твоего и козлов от стад твоих, потому что Мои все звери полевые, скоты на горах и быки; знаю всех птиц небесных, и красота поля со Мною. Если взалкаю, не скажу тебе, ибо Моя вселенная и все, что выполняет ее. Неужели Я буду есть мясо быков или пить кровь козлов? Приноси Богу жертву хвалы и воздавай Всевышнему обеты твои; призови Меня в день скорби и избавлю тебя, и прославишь Меня. А грешнику Бог сказал: зачем изъясняешь постановления Мои и принимаешь завет Мой устами своими? ты возненавидел учение и отбросил слова Мои назад. Если ты видел вора, бежал с ним, и с прелюбодеем клал свою долю. Уста твои полны злобы и язык твой сплетал ковы, ты сидел и клеветал на брата своего, и делал соблазн сыну матери своей. Ты это сделал и Я молчал; ты воображал такое нечестие, что Я буду тебе подобен. Обличу тебя и представлю пред лице твое все грехи твои. Поймите это вы, забывающие Бога, чтобы когда-нибудь Он не похитил вас и некому будет избавить. Жертва хвалы прославит Меня, и там путь, где Я покажу ему спасение Мое». И так Бог и жертв от вас не принимает, и первоначально установил приносить их не по нужде в них, во за ваши грехи. Даже и храм, называемый иерусалимским, Бог признал Своим домом или дворцом, не потому, чтобы имел в нем нужду, а для того, чтобы вы, по крайней мере там почитая Его, не идолопоклонствовали. Это подтверждается словами Исаии: «какой дом вы состроили Мне? говорит Господь. Небо Мне престол, а земля подножие Бог Моих» (Ис. 66:1).

23. Если мы не признаем этого, то должны будем впасть в нелепые мысли: или будто бы не один и тот же Бог был во дни Еноха и всех других, не знавших ни обрезания плотского, ни соблюдавших субботы и других установлений, предписанных Мои сеем, или будто Богу угодно было, чтобы род человеческий не всегда совершал одни и те же праведные дела; думать так явно смешно и глупо. Но мы должны исповедывать, что Бог, будучи всегда один и тот же, предписал эти и им подобные действия по при чине людей грешников, и таким образом можем признавать Его человеколюбцем, провидящим будущее, вседовольным, правосудным и благим. Если что не так, то отвечайте мне, государи мои, как вы думаете об этом предмете?

Никто не отвечал. Тогда я начал: Вот, Трифон, тебе и желающим быть прозелитами я расскажу то божественное учение, которое я слышал от того мужа. Вы видите, что стихии не бывают праздны и не соблюдают субботы. Пребывайте так, как вы родились. Если до Авраама не было нужды в обрезании, а до Моисея в субботе, в праздниках и приношениях, то и ныне, когда, по воле Отца, Сын Божий Иисус Христос родился без греха от Девы из рода Авраамова, также нет в них нужды. Да и сам Авраам, будучи еще в необрезании, был оправдан и получил благословение за веру, которую имел к Богу, как показывает Писание (Быт. 15:6); обрезание же он получил, только как знамение, а не для оправдания, что вынуждают нас признать и Писание и самое существо дела. Поэтому справедливо сказано о том народе: «истребится из рода своего всякая душа. которая не обрежется в восьмой день» (Быт. 17:14). И неспособность женского пола к плотскому обрезанию доказывает, что это обрезание дано, как знамение, а не как дело праведности; Бог так сотворил женщин, что и они также могут исполнять все святое и добродетельное. Мы видим, что телесное устройство мужчины и женщины различно, но знаем, что и тот и другая праведны или неправедны не на этом основании, но по отношению к благочестью и добродетели.

24. Можно было бы, друзья мои, продолжал я, доказать, вам что восьмой день более, нежели седьмой, заключал в себе таинство, которое возвещалось таким образом Богом. Но чтобы не казалось, что я уклоняюсь к другим предметам, — поймите, прошу вас, что кровь обрезания уничтожена и мы уверовали в спасительную кровь: другой теперь завет, другой закон вышел от Сиона. Иисус Христос всех же лающих обрезывает, как некогда было предсказано. «каменными ножами» (Ос. 5:2), да будет «народ святой, народ, хранящий веру, держащийся истины и соблюдающий мир» (Ис. 26:2-3). «Идите со мною все боящиеся Бога, желающие видеть блага иерусалимские. Идите, будем ходить во свете Господнем; Он отпустил народ свой, дом Иакова. Идите все народы соберемся в Иерусалим, уже не осаждаемый войною за грехи людей» (Ис. 2:5-6). «Я открылся тем, которые Меня не ищут, найден теми, которые Меня не спрашивают», говорит Господь чрез Исаию. «Я сказал: вот Я, — народам, которые не призывали имени Моего. Я протирал руки Мои целый день к народу неверному и непокорному, к людям, которые ходят путем недобрым, но вслед грехов своих. Это народ, который оскорбляет Меня пред лицом Моим» (Ис. 65:1-3).

25. Вместе с нами пожелают иметь хоть малую часть в наследстве те, которые оправдывают самих себя и называются детьми Авраама, как Дух Святой чрез Исаию взывает, говоря как бил от лица их: призри с неба и посмотри из жилища святости Твоей и славы. Где ревность Твоя и сила? Где множество милосердия Твоего, ибо Ты терпел нас. Господ! Ты Отец наш, ибо Авраам не знал нас и Израиль не признал нас. Но Ты, Господь Отец наш, освободи вас; от начала имя Твое на нас. Зачем Ты, Господь, допустил вас блуждать далеко от пути Твоего, ожесточил наше сердце так, что мы не боялись Тебя? Преклонись ради рабов Твоих, ради племен достояния Твоего, чтобы нам получить немного наследства от святой горы Твоей. Мы сделались такими, как были сначала, когда Ты не обладал нами и имя Твое не именовалось над нами. Когда Ты откроешь небо, то страх от Тебя обнимет горы, и они растают, как тает воск от огня; и сожжет огонь противников и Твое имя будет известно противникам Твоим; народы содрогнутся от лица Твоего. Когда Ты сделаешь славное, страх от Тебя обнимет горы. От века мы не слышали и глаза наши но видали Бога, кроме Тебя, и дел Твоих, которые Ты сделаешь ожидающим милости. он встретится с делающими правду, и пути Твои они вспомнят. Вот Ты разгневался, и мы согрешили. От того мы заблудились и стали все нечисты, и вся праведность наша была, как рубище сидящей, и мы отпали, как листья, по причине неправд наших: так ветер унесет нас. И никто не призывает имени Твоего, никто не вспомнит взяться за Тебя, потому что Ты отвратил лице Твое от нас и предал нас за грехи наши. Но ныне обратись. Господь, ибо все мы народ Твой. Город святости Твоей сделался пуст, Сион стал, как пустыня, Иерусалим проклят; дом, святилище нагие, и слава, которую благословили отцы наши, сожжены огнем и все славные обычаи пали. Все это допустит Ты. Господь, и молчал, и весьма смирил нас» (Ис. 63:15 — 64:12). Что значат, сказал Трифон, — слова твои, будто никто из нас ее получит никакого наследия на горе святой Божией?

26. — Не то говорю, — отвечал я, но что те, которые гнали Христа и гонят еще, и не раскаиваются, не получат никакого наследства на святой горе. Напротив народы, уверовавшие во Христа и раскаявшиеся в чем согрешили, получат наследство вместе с патриархами, пророками и праведниками, рожденными от Иакова; хотя не субботствуют, не обрезываются и не соблюдают праздников, однако несомненно получат святое наследство Божие. Бог говорит чрез Исаию так: «Я Господь Бог призвал тебя в правде и возьму тебя за руку и укреплю тебя, и поставил тебя в завет роду, во свет народов, чтобы ты открыл глаза слепым, вывел узников из оков и сидящих во тьме из дома темничного» (Ис. 62:6-7). И еще: «поднимите знамя для народов. Вот Господь объявил до края земли: скажите дочерям Сиона: вот Спаситель пришел к тебе, имеющий награду и дело свое пред лицом Своим; и назовет его народом святым, искупленным от Господа, а ты назовешься городом взысканным и не оставленным. Кто это приходящий из Едома, краснота одежд Его из Восора? Он, красивый в одежде, восходящий в величии Своей силы? Я рассуждаю о праведности и суде спасения. Отчего красны одежды Твои, и облачения Твои. как из виноградных тисков? Полный раздавленного винограда, я один топтал точило, и из народов мужа нет со Много; и Я попирал их во гневе и сокрушал их как землю, и излил кровь их на землю. День мщения пришел для них, и год избавления настает. Я воззрел и не было помощника, посмотрел и никто но подал помощи: мышца спасла Меня, и гнев Мой пришел; и Я попирал их в гневе Моем, и излил кровь их на землю».