«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

43.

Мы же, пришедшие чрез Него к Богу, приняли не плотское обрезание, но духовное, которое соблюдали Енох и другие; его мы приняли по милосердию Божию чрез крещение, так как были грешны, равно и всем можно принять его подобным образом. Теперь обращаюсь в тайне рождения Христа, которое вызывает наше внимание. Исаия о происхождении Самого Христа, что оно неизъяснимо для людей, говорил, как уже и приведено было мною, так: «кто расскажет род Его? жизнь Его берется с земли, Он был веден на смерть за грехи народа Моего» (Ис. 53:8). Этими словами пророческий Дух сказал, что неизъяснимо происхождение Того, Кому надлежало умереть для того, чтобы мы люди — грешники исцелились Его язвою. Кроме того, чтобы верующие в Него люди могли узнать, каким образом Он родится и придет в мир, пророчественный Дух чрез того же Исаию предсказал о Его рождении так: и Господь опять говорил Ахазу, говоря: проси себе знамения от Господа Бог а твоего в глубине или в высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и искушать Господа, Исаия сказал: слушайте теперь, дом Давидов! Неужели мало вам того, что вы отягощаете людей? Зачем вы еще отягощаете Господа? Посему Сам Господь даст вам знамение. Вот Дева зачнет во чреве и родит Сына и наречется имя Ему: Эммануил. Масло и мед Он будет есть, прежде нежели будет уметь отвергать злое и избирать доброе: потому что прежде нежели младенец будет различать доброе от злого, Он отвергнет злое, чтобы избрать доброе. Прежде нежели дитя будет уметь назвать отца или мать, Он возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские ввиду царя Ассирийского. И будет оставлена земля, которую ты едва терпишь по причине двух царей. Впрочем Бог наведет на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, которые еще не приходили на тебя, с того времени, когда отделил Ефрема от Иуды, — (наведет) царя Ассирийского» (Ис. 7:10-17). Что никто в роде Авраама по плоти никогда не рождался и не говорили, чтобы родился от девы, это всем известно. Но так как вы и наставники ваши осмеливаетесь говорить, что в пророчестве Исаии не сказано: «вот Дева зачнет во чреве», но: «вот молодая женщина зачнет во чреве и родит Сына», и притом вы относите это пророчество к Езекии, бывшему царю вашему, то я для обличения вас постараюсь в коротких словах объяснить его, и доказать, что оно сказано о Том, Которого мы признает Христом.

44. Поступая таким образом, я буду совершенно прав в отношении к вам, потому что стараюсь вас убедить доказательствами; а если вы остаетесь жестокосердыми или колеблетесь в вашем решении из страха смерти, которая определена христианам, и не хотите признать истину, то окажетесь сами виновными в своей гибели. И вы обманываете самих себя, когда на том основании, что вы семя Авраамово по плоти, думаете наследовать блага, которые Бог обещал даровать чрез Христа. Никто не получит ни одного на этих благ, кроме только тех, которые духом уподобились вере Авраама и познали все таинства: я разумею, что некоторые заповеди даны для благочестия и правой жизни, другие заповеди и обряды предписаны или по отношение к таинству Христа или по вниманию к жестокосердию народа вашего, Что это так, Сам Бог показывает у Иезекииля, говоря; «если Ной и Иаков и Даниил будут просить за сыновей или дочерей, не дастся им» (Иез. 14:20). Но эту же мысль Он и у Исаии говорит так: «Господь Бог сказал: и выдут и увидят остовы людей, преступивших против Меня; ибо червь их не умрет и огонь не погаснет, и будут они зрелищем для всякой плоти» (Ис. 66:23-24). Итак вы, отсекши такую надежду в душах ваших, должны постараться узнать, каким путем можете получить отпущение ваших грехов и надежду на наследство обещанных благ; а нет другого пути, кроме того» чтобы вы, познавши нашего Христа и омывшись тем крещением во оставление грехов, о котором возвещал Исаия, жили потом без греха.

45. — Хотя я, как кажется, — сказал Трифон — прерываю слова, нужные, по твоему, для разъяснения дела, однако позволь мне прежде предложить тебе вопрос, который теснится в душе моей и на который желаю разрешения.

— Сколько хочешь, — сказал я, — спрашивай, что тебе придет на мысль; а я и после твоих вопросов и ответов постараюсь возобновить и докончить мои доказательства.

— Скажи мне, спросил Трифон: те, которые жили по закону, данному Моисеем, будут ли жить в воскресение мертвых, подобно Иакову, Еноху и Ною, или нет?

— Государь мой, отвечал я: когда я приводил слова Иезекииля: «хотя Ной и Даниил и Иаков будут просить за сынов и дочерей, не дастся им», но каждый очевидно спасется собственною своею правдою, то говорил, что и жившие по закону Моисееву также спасутся. Ибо в законе Моисеевом заповедано повинующимся ему исполнять то, что по природе хорошо, свято и справедливо, и сверх того предписано делать и то, что узаконено по жестокосердию народа; это и исполнили люди подзаконные. Поелику те, которые делали всеобщее, естественное и вечное добро, приятны Богу, то и они, подобно прежде их жившим праведникам Ною, Еноху, Иакову и другим, во время воскресения спасутся чрез Христа нашего вместе с теми, которые этого Христа признали Сыном Божиим, Который был прежде утренней звезды и луны и потом благоволил воплотиться и родиться от Девы из рода Давидова для того, чтобы чрез такое домостроительство победить коварствовавшего из начала змия и уподобившихся ему ангелов, чтобы смерть была попрана и во время второго пришествия Самого Христа совершенно потеряла всякую силу над верующими в Него и благоугодно живущими и потом уже не существовала, когда одни будут посланы непрестанно мучиться на суд и осуждение огненное, а другие будут жить вместе, свободные от страдания и тления, без печали и в бессмертии.

46. — Но если кто и ныне, — спросил меня Трифон, — захочет жить по закону Моисееву и вместе уверует в этого Иисуса распятого и будет признавать, что Он Христос Божий, что Ему дана власть судить всех без изъятия и царство Его вечно, то могут ли спастись и такие?

— Обсудим вместе, сказал я, нужно ли и теперь соблюдать все предписанное Моисеем?

— Нет, отвечал он: мы знаем, что, как ты сказал, ни агнца пасхального нельзя закалать где-либо в другом месте, ни козлов во время поста, как велено, нельзя приносить, ни всех других жертв.

— Итак, скажи сам, прошу тебя, сказал я: какие постановления можно соблюдать? тогда ты убедишься, что вполне можно спастись, не соблюдая и не исполняя этих вечных постановлений.

— Мы можем соблюдать субботы, отвечал он, — обрезываться, соблюдать месяцы, омываться, если прикоснемся к чему-нибудь запрещенному Моисеем, или после полового совокупления.

— Тогда, возразил я: могут ли по вашему мнению спастись Авраам, Исаак, Иаков, Ной, Иов и другие подобно им праведные люди, жившие до них и после них, — я разумею также: Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, Рахиль, жена Иакова и Лия и прочие подобные женщины, даже до матери Моисея, верного раба Божия? Ничего такого они не соблюдали.

— Разве Авраам и его потомки не были обрезаны'? отвечал Трифон.