«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

— Знаю, сказал я: Авраам и его потомки были обрезаны; а почему дано было им обрезание, я подробно изъяснил прежде, и если сказанное доселе не убеждает вас, то еще исследуем этот предмет. Вы знаете, что ни один праведник до Моисея не соблюдал и не получал заповеди соблюдать ни одного из этих постановлений, о которых у нас теперь идет речь, кроме обрезания, получившего свое начало от Авраама.

— Знаем, сказал он, — и признаем, что они спасутся.

— Поймите, — опять я сказал, — что все подобные заповеди даны вам Богом чрез Моисея по жестокосердию вашего народа для того, чтобы вы, чрез эти многочисленные постановления, во всяком деле имели всегда пред глазами своими Бога и не решались на беззаконные и нечестивые дела. Так Бог велел вам носить на себе красный лоскут (Чис. 15:38-40), чтобы чрез него вы не забывали Бога; Он повелел вам еще носить ладанку (Вт. 6:6-8) из небольших полос пергамена с изображением букв, которые конечно, думаем мы, были священны; и это со стороны Бога было возбуждением вас к непрестанному памятованию о Нем и вместе служило обличением в душах ваших. А вы нимало не сохранили памяти о Богопочтении, и даже посредством этого не убедились не служить идолам: но во времена Илии, перечисляя не преклонивших колен Ваалу, Бог назвал только семь тысяч, и в книге Исаии обличает вас за то, что приносили детей своих в жертву идолам. Напротив мы за то, что не приносим жертв тем, которым некогда приносили, терпим ужаснейшие мучения, и радуемся, когда нас убивают, веруя, что Бог воскресит нас чрез Своего Христа и сделает нетленными, свободными от страдания и бессмертными. Но мы знаем, что установления, данные вам по жестокосердию народа вашего, нисколько не способствуют к праведности и святости.

47. — Но спасется ли, — спросил опять Трифон, — тот, кто, сознавая, что это верно, признал этого Христа, верует и повинуется Ему, сверх того захочет соблюдать и эти постановления?

— По моему мнению, Трифон, — сказал я, — такой спасется. если только не будет стараться всячески склонять к соблюдению того же и других людей, то есть язычников, чрез Христа обрезавшихся от заблуждения, и не будет утверждать, что они не могут спастись, если не будут соблюдать тех постановлений, как и ты сделал в начале нашей беседы, высказывая, что я не спасусь без соблюдения их.

— Зачем ты сказал: «по моему мнению, такой спасется», разве есть люди, отвергающие возможность спасения для таких?

— Есть, Трифон, — отвечал я, — они боятся даже иметь общение в беседе или в пище с такими людьми; до я не согласен с ними.

Если же, Трифон, — говорил я, — кто из рода вашего говорит, что он верует в этого Христа, но всячески принуждает уверовавших во Христа язычников жить по закону Моисееву или не хочет иметь общения с ними в жизни, то таких и я не принимаю. Впрочем думаю, что могут спастись те, которые убеждены ими соединять с исповеданием Христа Божия и соблюдение закона. Но никаким образом, по моему мнению, не спасутся те, которые, уверовавши и признавши Его Христом, по какой-нибудь причине обратились к иудейскому закону, отвергли Христа и не покаялись прежде смерти. Не спасутся также и те, которые, происходя от семени Авраама, живут по закону и прежде кончины своей не уверовали в этого Христа, особенно же те, которые проклинали и проклинают верующих в этого Самого Христа, чтобы достигнуть спасения и освободиться от наказания огнем. Милосердие, человеколюбие и неизмеримое богатство милости Божие, по словам Иезекииля, кающегося во грехах принимает как праведного и безгрешного; а того, кто от благочестия или праведности впадает в нечестие и беззаконие, признает грешником, неправедным и нечестивым. Поэтому то наш Господь Иисус Христос сказал в чем Я найду вас, в том и буду судить.

48. — Теперь мы знаем, — сказал Трифон, — твое мнение касательно этого. Возобнови свою речь с того, на чем ты остановился, и оканчивай ее: она представляется мне странною, и кажется совершенно невозможно доказать ее. Ты говоришь, что этот Христос есть Бог, сущий прежде век, потом благоволил родиться и сделаться человеком, и что Он не просто человек из человеков: это кажется мне не только странным, но и нелепым.

— Знаю, отвечал я, — что это кажется странным и особенно тем из вашего народа, которые никогда не хотели понимать и исполнять Божественного, но следуют только преданиям ваших учителей, как Сам Бог возвещает это (Ин. 29:13). Впрочем, Трифон, продолжал я, не напрасны мои доказательства, что Он Христос Божий, хотя бы я не мог доказать, что Он, будучи Бог, от начала существовал, как Сын Творца всего и родился человеком от девы. Но как скоро вполне доказано, что Он Христос Божий, кто бы ни был этот Христос, то хотя я не докажу, что Он существовал прежде и по воле Отца благоволил родиться как человек, подобострастный нам, имеющий плоть, — в этом последнем только пункте справедливо сказать, что я заблуждаюсь, но несправедливо отрицать, что Он Христос, если Он представится вам человеком, рожденным от человеков, и если доказано будет, что Он по избранию сделался Христом. Есть некоторые из нашего рода, друзья! говорил я, которые признают Его Христом, но называют Его простым человеком, рожденным от человеков: с ними я не соглашаюсь и не соглашусь, хотя бы большинство единомышленных со мною стало говорить это; потому что Сам Христос повелел нам верить не человеческим учениям, но тому, что было возвещено блаженными пророками и что преподано Им Самим.

49. — Мне кажется, — сказал Трифон, — те, которые утверждают, что Он был человек и по избранию помазан и сделался Христом, — говорят справедливее вас, думающих так, как ты учишь; ибо мы все ожидаем, что Христос будет человеком от человеков и что, когда придет, будет помазан Илиею. Посему, если откроется, что Тот, о Котором вы говорите, есть Христос, то должно вполне признать Его человеком, рожденным от человеков; а так как Илия еще не приходил, я и Христом Его не признаю.

— Не говорит ли, — спросил я опять, — слово Божие чрез Захарию, что Илия придет пред тем великим и страшным днем Господним?

— Конечно так, — отвечал он.

— Итак, если слово Божие побуждает нас признать, что по пророчествам имеют быть два пришествия Христа, одно, когда Он явится страждущим, бесславным и не имеющим вида, другое, когда придет во славе, как Судия всех, — как доказано это из прежде приведенных мест Писания: то не должны ли мы признать, что слово Божие предвозвестило Илию предтечею страшного и великого дня, то есть второго Его пришествия?