«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

62. И это самое, друзья, объявляет Слово Божие и чрез Моисея, показывая вам, что Бог в том же смысле при сотворении человека говорил к Тому, Который указан, таким образом: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию; и да обладают они рыбами морскими и птицами небесными и скотами и всею землею и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И Бог сотворил человека, по образу Божию сотворил его, мужа и жену сотворил их. И Бог благословил их говоря: распространяйтесь и умножайтесь и наполняйте землю и господствуйте над нею (Быт. 1:26-28). Но чтобы вы не извратили мысли приведенных мною слов, выставляя то, что говорят ваши учители, — будто Бог Самому Себе говорил «сотворим», как и мы, намереваясь что-нибудь делать, часто говорим самим себе: сделаем, или Бог сказал «сотворим», обращаясь к стихиям, т. е. к земле и другим веществам, из которых представляем человека созданным: то опять приведу слова самого Моисея, из которых можем несомненно узнать, что Бог говорил к Какому-то от Него различному по числу и разумному Существу. Вот эти слова: «И сказал Бог: вот Адам стал, как один из Нас, чтобы знать доброе и злое» (Быт. 3:22). Говоря «как один из Нас», Он указал на число Лиц, соприсущих друг другу, и по крайней мере двух. Ибо я не могу признать справедливым того, что проповедует учение, признаваемое вами самими за еретическое, или что способны доказывать его распространители, — будто Бог говорил ангелам и будто человеческое тело есть создание ангелов. Но это есть то по истине происшедшее от Отца порождение, которое прежде всех тварей было с Отцом и к которому Отец говорит, — как Писание чрез Соломона показывает, что это самое порождение, называемое у Соломона премудростью, рождено Богом и как начало прежде всех тварей. И Он Сам в откровении Иисусу Навину возвещает эту истину. А чтобы сказанное мною было вполне доказано вам, выслушайте следующие слова из книги Иисуса: «и было, когда Иисус был в Иерихоне, он поднял глаза свои и видит человека, стоящего напротив него. И Иисус подошел к Нему и сказал: наш ли ты или из наших неприятелей'? И Он сказал ему: Я, вождь воинства Господа, теперь пришел. Иисус пал лицом на землю и сказал Ему: Господь, что повелеваешь рабу твоему? И вождь Господний говорит Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором стоишь, — земля святая. И Иерихон был заперт и укреплен, и никто не выходил из него. И Господь сказал Иисусу: вот Я предаю в твои руки Иерихон и царя его и мужей крепких силою» (И. Нав. 5:13 — 6:2).

63. — Ты доказываешь сильно и подробно, друг мой, — сказал Трифон: теперь покажи, что Он по воле Своего Отца снизошел родиться человеком от девы, быть распятым и умереть; и докажи, что после того Он воскрес и вознесся на небо.

— Это уже доказано, государи мои, — отвечал я, — прежде приведенными словами пророчеств, но я опять повторю их и объясню вам, и постараюсь убедить вас к согласию со мною. Слова Исаии: «кто расскажет род Его? Ибо жизнь Его берется от земли», не представляются ли тебе сказанными в том смысле, что Тот не от человеков имеет род, кто, сказано, за грехи народа предан Бог ом на смерть? О крови Его и Моисей, как я прежде упоминал, приточно говорил: «Он омоет в крови грозда одежду Свою», так как кровь Его произошла не от семени человеческого, но от воли Божией. И слова Давида: «в сияниях святых Твоих, из чрева Я родил Тебя прежде утренней звезды; Господь поклялся и не раскается; Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:3-4). не показывают ли вам, что Бог и Отец всего искони хотел, чтобы Он родился и от чрева человеческого? И в другом месте, мною уже приведенном, Бог говорит: «престол Твой. Боже, в век века; жезл правоты жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; поэтому Бог, Бог Твой, помазал Тебя елеем радости больше причастников Твоих. Смирна, драгоценная камедь и кассия от одежд Твоих, от палат из слоновой кости, которыми увеселяли Тебя. Дочери царей в чести Твоей; по правую сторону Твою предстала царица, облеченная в золотую одежду, испещренная. Слушай, дочь, смотри и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И Царь пожелает красоты твоей, ибо Он Господь твой, и ты будешь поклоняться Ему» (Пс. 44:6-12). Эти слова ясно означают, что Он есть поклоняемый и Бог и Христос, свидетельствуемый Тем, Который сделал это. Они также ясно показывают, что Слово Божие обращается к верующим в Него, которые суть одна душа, один сонм и одна церковь, как к дочери, т. е. к церкви, образовавшейся от Его имени и носящей Его имя (ибо все мы называемся христианами), и научают нас забыть древние отеческие обычаи; они так говорят: «слушай, дочь, и смотри и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего; и Царь пожелает красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты будешь поклоняться Ему».

64. — Пусть Он будет — возразил Трифон, — как показывают писания, Господь, Христос и Бог для вас язычников, которые от Его имени и называетесь все христианами; но вам, служителям Бога, Который создал и Его Самого, нет нужды исповедывать Его и поклоняться Ему.

— Если бы я был также пристрастен к спорам и суетен, как вы, Трифон, — отвечал я, — то не продолжал бы доселе беседовать с вами, так как вы не стараетесь понимать того, что говорю, а напрягаете свои силы только, чтобы сделать какое-нибудь возражение. Но теперь, так как я боюсь суда Божия, — я не спешу решительным приговором ни об ком из вашего рода, думая, не есть ли он из числа тех, которые могут спастись по благодати Господа Саваофа. Поэтому, хотя вы поступаете лукаво, я все таки буду отвечать на ваши суждения и возражения; это самое я делаю в отношении и ко всем вообще из вашего народа, которые желают знать мое мнение и спросить меня об этих предметах. Вы могли бы понять из приведенных мною мест Писания, если только обращали бы на них свое внимание, что спасаемые из вашего народа спасаются чрез Него и суть в Его части, и потому не спрашивали бы меня и этом. Я опять приведу сказанные уже мною слова Давида, и прошу вас обратить свои силы к тому, чтобы понять их, а не к тому, чтобы как-нибудь увертываться или возражать против них. Вот слова Давида: «Господь воцарился, да гневаются народы, Он сидит выше херувимов, да колеблется земля. Господь велик в Сионе и возвышен над всеми людьми. Да исповедают они Твое великое имя, потому о оно страшно и свято, и честь Царя любит суд. и приготовил правоту, Ты сотворил суд и правду и Иакове. Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию ног Его, потому что Он свят. Моисей и Аарон между священниками Его; и Самуил жду призывающими имя Его: они призывали Господа, Он услышал их. Он говорил им в столпе облачном. потому что они соблюдали свидетельства Его и заповеди Его, которые Он дал им» (Пс. 98:1-7). Есть другие слова Давида, мною уже приведенные, которые вы безрассудно почитаете сказанными о Соломоне на том основании, что они надписаны, «о Соломоне»: из самых слов видно, что они сказаны не о Соломоне, что представляемый в них был прежде солнца и что спасаемые из вашего народа спасутся чрез Него. Вот эти слова: «Боже, суд Твой дай царю. и правду Твою сыну царскому: пусть Он судит народ Твой с правдою и бедных Твоих с рассуждением. Пусть горы примут мир для народа и холмы правду. Он будет судить бедных народа и спасет сынов людей неимущих и смирит клеветника, и Он пребудет вместе с солнцем и прежде луны в роды родов» и проч. «Прежде солнца пребывает имя Его, и все племена земные благословятся чрез Него, все народы возвеличат Его. Благословен Господь, Бог Израилев, Который один творит дивное; и благословенно имя славы Его в век и в век века; и вся земля наполнится славою Его. Да будет, да будет» (Пс. 71:1-5, 17-19). Вспомните и другие слова, сказанные как я уже упомянул, также Давидом, в которых показано, что Он имеет придти с вышних небес и опять возвратится в тоже место, дабы вы призвали Его и Богом свыше пришедшим и человеком, бывшим среди человеков и имеющим опять придти, когда воззрят на Него и восплачут пронзившие Его. Вот эти слова: «небеса поведают славу Божию, и твердь показывает дела рук Его. День дню отрыгает слово, и ночь ночи возвещает звание. Нет речи или языка. на которых не слышались бы их голоса. Их вещание пошло на всю землю, и слова их — до концов вселенной. В солнце Он назначил жилище Свое, и Он, как жених, выходящий из чертога своего. будет радоваться, подобно исполину, идя в путь. Исход Его от края неба и шествие Его до края неба, и никто не скроется от теплоты Его» (Пс. 18:1-6).

65. — Я так поражен столь многими местами из Писания, что не знаю, что сказать относительно места из Исаии, где Бог объявляет, что Бог никому другому не даст славы Своей, говоря: Я Господь Бог. — это имя Мое. и Моей славы, ни добродетелей Моих не дам другому» (Ис. 42:8).

— Если ты, Трифон, — сказал я, — приводя эти слова, просто и без лукавства остановился. не представляя предшествующих им и не присоединяя последующих слов, то можно извинить тебя; но если ты поступил так в той мысли, что можешь привести мою речь в затруднение, и вынудить меня сказать, что писания противоречат между собою, то заблуждаешься, ибо я никогда не осмелюсь этого подумать или сказать. Если же встретится место Писания, кажущееся таким, и представится как бы противоречащим другому: то вполне убежденный, что никакое место Писания не противоречит другому, я скорее признаю. что сам не понимаю смысла его, и постараюсь убедить то же самое думать и тех, которые допускают противоречия в Писании. С каким намерением ты предложил этот вопрос, Бог знает. Но я приведу вам на память то место Писания, как оно сказано, чтобы вы из него самого убедились, что Бог дает славу только Христу Своему, и присоединю, государи мои. несколько слов, находящихся в связи с теми, которые приведены Трифоном, и следующих за ними: я приведу их не из разных отделов, но так, как они соединены в одно; а вы внимательно слушайте меня. Вот эти слова: «так говорит Господь Бог, сотворивший небо и утвердивший его, основавший землю и все, что на ней, и давший дыхание людям на ней и дух ходящим по ней: Я, Господь Бог, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою и укреплю Тебя. И Я дал Тебя в завет рода, в свет язычников, чтобы открыть очи слепых, вывести связанных из уз и сидящих во тьме из темницы. Я Господь Бог — это имя Мое; славы Моей не дам другому, и добродетелей Моих — истуканам. То, что (было) от начала, вот пришло: это новое, что Я возвещаю; и прежде нежели оно возвещено, было открыто вам. Пойте Богу новую песнь; власть Его от края земли. Вы, сходящие в море и плавающие по нем, острова и живущие на них. Радуйся пустыня и города ее и деревни, жители Кидара возрадуются, и живущие на камне возопиют от края гор; они дадут славу Богу, возвестят Его силу на островах. Господь Бог воинств ведет: Он сокрушит рать, возбудит ревность и возопиет на врагов сильно» (Ис. 42:5-13). Окончивши это, я спросил: поняли ли вы, друзья, что Бог обещает дать славу Свою Тому, Которого Он поставил во свете язычников, и не другому кому; а не то, что, как говорит Трифон, будто Бог удержит славу для Самого Себя?

— Мы поняли это, отвечал Трифон: поэтому продолжай твою речь дальше.

66. Тогда я начал беседу с того, на чем прежде остановился, доказывая, что Он должен родиться от Девы и что это рождение его предсказано Исаией, — и опять привел его пророчество. Вот оно: И Господь обратился с словом к Ахазу, говоря: проси себе знамения от Господа Бога твоего в глубине или в высоте. И Ахаз сказал: не буду просить и искушать Господа. И Исаия сказал: слушайте же, дом Давидов: неужели мало для вас отягощать людей, и зачем вы еще отягощаете Господа? Посему Сам Господь дает вам знамение. Вот Дева зачнет во чреве и родит Сына и наречется имя Ему: Эммануил. Масло и мед Он будет есть, прежде нежели будет уметь отвергать злое или избирать доброе; потому что прежде нежели младенец будет знать злое или доброе, Он отвергнет злое и изберет доброе. Прежде, нежели дитя будет уметь назвать отца или мать, Он возьмет силу Дамаска и добычи самарийския в виду царя ассирийского. И будет оставлена земля, которую ты едва терпишь по причине двух царей. Впрочем Бог наведет на тебя и на народ твой, и на дом отца твоего дни, которые еще не приходили на тебя, с того времени, когда Он отделил Ефрема от Иуды, — именно царя ассирийского» (Ис. 7:10-17). К этому я присовокупил, что никто в роде Авраама по плоти никогда не рождался и не говорили, чтобы родился от девы, кроме только нашего Христа, как это всем известно.

67. — Писание — отвечал Трифон, — не говорит: «вот Дева зачнет во чреве и родит сына», но: «вот молодая женщина зачнет во чреве и родит сына,» и далее. как ты привел. Все пророчество относится к Езекии, на котором и совершились последующие события согласно с этим пророчеством. В мифах Эллинов рассказывается, что Персей рожден от Данаи-девы после того, как называемый у них Зевесом взошел в нее в виде золота; а вам надлежало бы стыдиться говорить подобное им, и скорее должно признавать, что этот Иисус, как человек, рожден от человеков, и если можете доказать из писаний, что Он Христос, — утверждать, что Он удостоился избрания во Христа за жизнь законную и совершенную: но не осмеливайтесь рассказывать такие неестественные происшествия, иначе вы, подобно Грекам, будете обличены в безумстве.

— Трифон! сказал я, — я хочу убедить тебя и всех вообще людей, в том, что хотя бы вы в шутку и насмешку стали говорить еще худшие слова, не отстану от своего намерения; напротив из тех самых слов и событий, которыми вы думаете опровергнуть меня. всегда буду выводить, при помощи свидетельств из Писаний, доказательства того, что я утверждал. Впрочем ты несправедливо и недостойно любителя истины поступаешь, когда стараешься отвергать и то, в чем ты уже согласился с нами, именно то, что некоторые заповеди даны были чрез Моисея по жестокосердию народа вашего. Ибо ты сказал, что Он был избран и сделался Христом за жизнь. сообразную с законом, если только может быть доказано, что Он Христос.

— Ты признал, сказал Трифон, — что Он был обрезан и исполнил и другие постановления Моисея.

— Призвал и признаю это, отвечал я, — но я не утверждал. что Он исполнил все эти постановления для того, чтобы Ему оправдаться чрез них, но — чтобы исполнить домостроительство по воле Отца Своего, Творца всего, Господа и Бога. Я также признаю, что Он принял на Себя сделаться человеком и умереть на кресте и претерпеть все, что сделали Ему люди из вашего народа. Но так как, Трифон. ты опять не соглашается с тем, что прежде признал, то отвечай мне: жившие до Моисея праведные мужи и патриархи, не соблюдавшие ни одного из постановлений, по свидетельству Писания. получивших начало чрез Моисея, получат ли спасение в наследии блаженных или нет?

— Писания заставляют меня отвечать на это утвердительно, сказал Трифон.