«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

74. — Мы знаем, что ты привел их для нас и по нашей просьбе, сказал Трифон. Но касательно псалма Давида, который сейчас приведен тобою, я думаю, что ни к кому другому нельзя отвести его, как к Отцу, сотворившему небо и землю; а ты утверждаешь что он относится к тому Страдальцу, Который. как ты стараешься доказать, есть Христос.

— Обратите внимание, прошу вас, отвечал я; — когда я приведу вам изречение, сказанное Духом Святым в этом псалме; вы тогда увидите, что и я говорю неошибочно и вы не совсем еще обольщены: таким образом вы можете сами собою понять и многое другое из изречений Святого Духа. «Пойте Господу песнь новую, пойте Господу вся земля. Пойте Господу и благословляйте имя Его; изо дня в день благовестите спасение Его, между всеми людьми чудеса Его». Здесь Дух Святой повелевает, чтобы не переставали петь Богу и Отцу всего люди со всей земли, позвавшие это спасительное таинство, т.е. страдание Христа, которым Он спас их; потому что они знают, что славен, страшен и есть Творец неба и земли Соделавший это спасение рода человеческого, именно того, Который после распятия и страдания удостоен Богом царствовать над всею землею... земли, в которую он входит, и оставят Меня и разрушат завет Мой, который Я установил с ними в тот день. И Я оставлю их и отвращу лице Мое от них; и будет разорение и найдет на него много несчастий и скорбей он скажет в тот день: оттого, что нет Господа моего с нами, нашли на меня эти несчастия. А Я непременно отвращу лице Мое от них в тот день за все беззакония, какие они сделали, ибо удалились к чужим богам» (Вт. 31:17-18).

75. — И в книге Исхода Моисей таинственно возвестил, как мы также знаем, что имя Самого Бога, которое, по его словам, не было открыто ни Аврааму, ни Иакову, было Иисус. Сказано так: «и сказал Господь Моисею: скажи этому народу: вот Я посылаю ангела Моего пред лицом твоим, чтобы он охранял тебя в пути, чтобы ввел тебя в землю, Мною приготовленную для тебя. Внимай Ему и слушайся Его, не восставай против Него, ибо Он не простит тебя; потому что имя Мое на Нем» (Исх. 20:22). Итак кто ввел отцов ваших в землю? Вникните наконец, что это был муж, названный именем Иисус, а прежде именовавшийся Авсием. Если вы обратите на это внимание, то поймете, что имя того, который говорил Моисею: «имя Мое на Нем», было Иисус, он и Израилем назывался. и также перенес это прозвание на Иакова. А что ангелами и посланниками Божиими называются пророки, посылаемые для возвещения повелений Его, это видно из слов Исаии, потому что Исаия говорит: «пошли меня» (Ис. 6:8); и что получивший название Иисуса был великий и сильный пророк, это всем ясно. Итак, если мы знаем, что Бог являлся в столь различных образах Аврааму, Иакову и Моисею, то зачем сомневаемся и не хотим верить, что Он, по воле Отца всего, мог родиться от Девы человеком, особенно когда имеем столько мест из Писания, из которых ясно можно понять, что и это произошло по воле Отца?

76. — И когда Даниил говорит, что принимающий вечное царство «подобен сыну человеческому», то не на это ли самое он намекает? Ибо слова: «как сын человеческий», показывают, что Он явился и сделался человеком, но не от семени человеческого. И когда называет Его камнем оторвавшимся без рук», он таинственно изображает то же самое, потому что слова: «оторвавшийся без рук», показывают, что Он произведение не человеческое, во воли Отца всего Бог а, который произвел Его. Изречение Исаии: «кто расскажет род Его?», показывает, что Он имеет неизъяснимое происхождение; потому что ветви одного человека рожденного от человеков, который имел бы неизъяснимое происхождение. И слова Моисея: «Он омоет одежду Свою в крови винограда», не показывают ли, как я часто говорил вам, что он прикровенно предсказал о Нем; именно, что Он имеет кровь, но не от людей, подобно тому, как кровь винограда произвел не человек, но Бог? Также когда Исаия называет Его «Ангелом великого совета» (Ис. 9:6), то не предсказывал ли. что Он имел быть Учителем того, чему научил по пришествии Своем? Он один открыто возвестил великие намерения Отца относительно всех тех, которые были или будут угодны Ему, так равно относительно отпавших от Его воли человеков и ангелов. Он так говорил: «придут от востока и запада, и возлягут, о Авраамом и Исааком и Иаковом в царстве небесном: а сыны царства будут изгнаны но тьму внешнюю» (Мф. 8:11-12). И еще: скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не в Твое ли имя мы ели и пили и пророчествовали и изгоняли бесов? И Я скажу им: идите от Меня» (Лк. 13:2; Мф. 7:22-23). И в других словах которыми осудит недостойных спасения, Он объявил: «идите во тьму внешнюю, которую Отец приготовил сатане и ангелам его» (Мф. 25:41). И еще в других словах Он сказал: «Я даю вам власть наступать на змей и на скорпионов и на сколопендр и на всю силу врага» (Лк. 10:19). И теперь мы, верующие в распятого при Понтии Пилате Иисуса Господа нашего, заклинаем всех демонов и злых духов и держим их в нашей власти. Хотя чрез пророков прикровенно предсказано, что Христос пострадает и воцарится над всем, однако никто этого не мог понять, пока Сам Он не убедил апостолов, что об этом ясно было предсказано в Писаниях. Ибо прежде распятия на кресте Он говорил: «Сыну человеческому должно много пострадать, и быть отверженному книжниками и фарисеями, быть распятому и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31; Лк. 9:22). И Давид предсказал, что «Он родится из чрева прежде солнца и луны» и показал, что Он, будучи Христос, есть Бог сильный и достопокланяемый

77. — Хотя я, — сказал Трифон, — согласен с тобою, что такие многочисленные свидетельства достаточны для нашего убеждения; но я хочу тебе заметить, что требую от тебя изъяснения. которое ты неоднократно обещал: его ты нам и предложи, чтобы нам видно было, как ты будешь доказывать, что то изречение относится к вашему Христу, тогда как мы говорим, что оно предсказано об Езекии.

— Исполню ваше желание, — отвечал я. Только наперед докажите мне, что к Езекии относятся слова: «прежде, нежели стал уметь называть отца или мать, он получил силу Дамаска и добычи Самарийские в виду царя Ассирийского». Ибо вам не будет позволено объяснить их как вы желаете, — что Езекия воевал в Дамаске или Самарии в виду царя Ассирийского. Пророческое слово говорит: «прежде, нежели отрок будет уметь называть отца или мать, он возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские в виду царя Ассирийского». Если бы Пророчественный Дух не сказал этого с прибавлением: «прежде, нежели отрок будет уметь называть отца или мать, он возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские»: но сказал бы только: и родит сына и он возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские, — тогда вы могли бы сказать: так как Бог знал, что Езекия получит это. то Он и предсказал. А теперь пророчество говорит с прибавлением: «прежде. нежели отрок будет уметь называть отца или мать, получит силу Дамаска и добычи Самарийские». И вы не можете доказать, что это случилось когда-либо с кем-нибудь из иудеев, а мы в состоянии доказать, что это исполнилось на нашем Христе. Ибо тотчас после рождения Его, волхвы из Аравии пришли и поклонились Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле; его то пророчество и называет царем Ассирийским за его безбожный я нечестивый дух. Вам известно, оказал я, — что Святой Дух часто говорит в притчах и подобиях, как это Он делал в отношении ко всему народу иерусалимскому, неоднократно взывая к ним: «отец твой Амморей и мать твоя Хеттеянка» (Иез. 16:3).

78. — Этот дар Ирод, когда к нему пришли волхвы из Аравии и сказали, что они по звезде, явившейся на небе, «узнали, что родился царь в вашей земле и мы пришли поклониться ему», — узнал от старейшин народа вашего, что Он родился в Вифлееме, потому что у пророка, говорили они, написано так: «и ты Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше в воеводствах Иудиных; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой». Итак, эти волхвы из Аравии пришедши в Вифлеем, поклонились отроку и принесли ему дары — золото, ливан и смирну; потом, после поклонения отроку в Вифлееме, они чрез откровение получили повеление не возвращаться к Ироду. И Иосифу также, обрученному Марии, который сперва хотел было изгнать обрученницу свою, в том предположении, что она беременна от соединения с каким-либо мужчиною, т. е. от любодеяния, было велено чрез видение не изгонять жены своей, потому что, как говорил явившийся ему Ангел. от Духа Святого есть то, что Она имеет во чреве. Тогда, убоявшись он не изгнал ее; но так как в иудее тогда была перепись, первая при Квиринии, то он из Назарета, где жил, отправился записаться в Вифлеем, откуда произошел, ибо он родом был из колена Иудина, жившего в этой стране. А потом ему было велено вместе с Мариею идти в Египет и там вместе с младенцем пробыть до тех пор, пока им будет опять сказано возвратиться в Иудею. Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях, где и нашли Его волхвы, пришедшие из Аравии. Вам я уже напоминал — сказал я, — что еще Исаия предвозвестил о значении этой пещеры, и опять приведу это место для тех, которые сегодня пришли с вами (Ис. 33:13-19). И я прочел слова из Исаии, приведенные уже выше, присовокупив, что жрецы таинств Митры вследствие этих слов были возбуждены диаволом говорить, что они посвящают в таинства в месте, называемом у них пещерою.

Когда же волхвы из Аравии не возвратились к Ироду, как он просил, но, согласно с повелением, возвратились в свою страну другим путем, и когда Иосиф с Мариею и младенцем, также по откровению, отправились в Египет, тогда Ирод, не зная младенца, которому поклоняться приходили волхвы, велел убивать всех вообще младенцев Вифлеемских. И это событие предсказал Иеремия, потому что Дух Святой так говорит чрез него: «слышен был в Раме голос, — плач и многое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хотела утешиться, потому что их нет» (Иер. 31:15; Мф. 2:18). И так вследствие голоса, который имел быть слышан из Рамы, т. е. из Аравии, (ибо и доселе в Аравии есть место, называемое Рамою) плач должен был наполнить место, где погребена Рахиль, жена Иакова) святого патриарха, названного Израилем, т. е. Вифлеем, и это от того, что женщины плакали о детях своих убитых и в таком несчастии не имели утешения. — Слова Исаии: «возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские», указывают на то, что Христос, по рождении, победит силу лукавого духа, обитавшего в Дамаске; это, очевидно, и исполнилось. Ибо волхвы, которые, как добычи, были увлечены ко всем худым действиям, которые совершались демоном, своим пришествием и поклонением Христу ясно показывают, что они восстали против силы, сделавшей их своею добычею: а сила эта, как пророчество таинственно показало нам, обитала в Дамаске. Весьма прилично эта сила, как исполненная греха и нечестивая, приточно называется Самариею. А что Дамаск принадлежал и принадлежит к Аравийской земле, хотя теперь он присоединен к стране, называемой Сирофиникиею, — этого никто из вас не может отвергать. Итак, государи мои, хорошо бы вам узнать то, чего вы не понимаете, у тех, которые получили от Бога благодать, т. е. у нас христиан, а не стараться всячески утвердить свое собственное учение, оставляя Божественное. Посему эта благодать перенесена на нас, как говорит Исаия в следующих словах: «народ этот приближается ко Мне: чтут Меня устами своими, а сердце их далеко от Меня; во напрасно чтут Меня, уча заповедям и повелениям человеческим. Поэтому вот Я намерен переселить этот народ, и переселю их, и отниму мудрость мудрецов их и уничтожу разум разумных» (Ис. 29:13-14).

79. — Тогда Трифон несколько рассердился, но уважая Писания, как видно было по лицу его, сказал мне:

— Слова Божии святы; но ваши толкования, как видно из твоих изъяснений, натянуты или лучше сказать, нечестивы: ибо ты говоришь, что ангелы согрешили и отпали от Бога.

— Государь мой, — отвечал я более мягким голосом, чтобы расположить его к слушанию: дивлюсь твоему благоговению и желаю, чтобы ты был такого же духа в отношении к Тому, Которому, как написано, служат ангелы; ибо Даниил говорит, что «Он, как Сын человеческий приводится к Древнему днями и Ему дается все владычество во век века» (Дан. 7:13-14). А чтобы ты звал, государь мой, говорил я, что не мы вследствие своей дерзости сделали то толкование, за которое вас укоряешь, приведу тебе доказательство из самого Исаии, который говорит, что злые ангелы жили и живут в Тане, стране Египетской. Вот его слова: «горе вам, сыны отступники! так говорит Господь: вы сделали совет, но не чрез Меня, и вступили в союз, но не чрез Моего Духа, чтобы присоединять грехи к грехам: отправляясь сходить в Египет (а Меня не спрашивали), чтобы получить помощь от Фараона и защититься под покровом Египтян. Покров Фараона будет вам в стыд и надеющимся на Египтян будет бесчестие, потому что в Тане начальники злые ангелы. Напрасно они будут утруждать народ; он послужит не в пользу и помощь, но в стыд и бесчестие». Также Захария говорит, как и ты сам упоминал, что диавол стал по правую руку Иисуса священника, чтобы противиться ему. Господь же сказал: да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим» (Зах. 3:1-2). И еще, как и ты говорил, в книге Иова написано, что «ангелы пришли предстать пред Господом и диавол пришел вместе с ними» (Иов. 1:6; 2:1). Также в начале книги Бытия Моисея написано, что змей прельстил Еву и проклят. И мы знаем, что в Египте волхвы старались подражать чудесам произведенным Богом чрез верного слугу Моисея. И Давид, как вы знаете, говорит: «боги народов — демоны».

80. — Я говорил тебе, государь мой, отвечал на это Трифон, — что всячески стараешься обезопасить себя, строго следуя Писаниям. Скажи же, истинно ли вы признаете, что это место Иерусалима будет возобновлено, и надеетесь ли, что народ ваш соберется и будет блаженствовать со Христом, вместе с патриархами, пророками и уверовавшими из нашего рода, равно как и с теми, которые сделались нашими прозелитами прежде пришествия вашего Христа? Или ты прибег к такому признанию для того, чтобы оказаться победителем в этом споре?

— Я не так несчастен, Трифон, — отвечал я, — что иное говорить, нежели, что думаю. Я тебе и прежде объяснял, что я и многие другие призывают это, как и вы совершенно уверены, что это будет. Впрочем, как я тебе говорил, есть многие из христиан с чистым и благочестивым настроением, которые не признают этого. А что касается тех, которые только носят название христиан, а в самом деле суть безбожные и нечестивые еретики, то я показал тебе, что они учат совершенно богохульному, безбожному и безумному. Но чтобы вы знали, что это не при вас только говорю, — я изложу, сколько дозволят силы мок, в книге всю вашу беседу; в ней я помещу те же самые мысли мои, которые высказываю и пред вами. Ибо я желаю следовать не человекам или человеческим учениям, но Богу и Его учению. Если вы встретитесь с такими людьми, которые называются христианам, а этого не признают, и даже осмеливаются хулить Бога Авраамова, Бога Исаакова и Бога Иаковлева, не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами, подобно тому, как всякий здравомыслящий не признает иудеями — Саддукеев или тому подобные секты» — Генистов, Меристов, Галилеян, Эллиниан, Фарисеев и Ваптистов (не оскорбитесь если я говорю, что думаю), — Иудеев и детей Авраама только по имени и устами только почитающих Бога, а сердцем, как Сам Бог говорит, далеко отстающих от Него. А я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится, как объявляют то Иезекииль. Исаия и другие пророки.

81. — Исаия так говорит об этом тысячелетии: будет новое небо и новая земля, и прежние не будут вспоминаемы и не придут на сердце, но они найдут на ней радость и веселье о том, что Я творю; ибо Бог Я делаю Иерусалим весельем и народ Мой радостью и буду веселиться об Иерусалиме и радоваться о народе Моем. И более не услышится на ней голоса плача, ни голоса вопля, и не будет более там какого-нибудь младенца и старика, который бы не исполнил своего времени; ибо юноша будет ста лет, а грешник умирающий — ста лет и будет проклят. И они построят дома и сами будут жить, и насадят виноград и сами будут есть плоды его н пить вино. Не будут строить так, чтобы другие жили, и не будут садить, чтобы другие ели; ибо как дни дрова жизни, будут дни народа Моего, дела трудов их умножатся. Избранные Мои не будут трудиться напрасно, ни рождать детей на проклятие: ибо они будут семя праведное и благословенное Господом, и внуки их будут с ними. И будет то, что Я, прежде нежели они воззовут, услышу их; когда они еще будут говорить, Я им скажу: что это? Тогда волки и ягнята будут пастись вместе, и лев как бык будет есть солому, а змей — землю, как хлеб. Не будут они делать зла, ни истребления на горе святой, говорит Господь» (Ис. 65:17-25). Из того, что сказано в этих словах «как дни древа жизни будут дни народа Моего, дела трудов их», — продолжал я, — мы разумеем, что здесь таинственно указывается тысячелетие. Ибо когда было сказано Адаму: «в какой день он вкусит от древа, в тот умрет» (Быт. 2:17), то мы знаем, что он не пережил тысячи лет. Знаем также, что к тому же ведет изречение: «день Господа как тысяча лет» (Пс. 89:4; 2 Пет. 3:8). Кроме того у нас некто, именем Иоанн, один из апостолов Христа, в Откровении бывшем ему предсказал, что верующие в вашего Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет, а после того будет всеобщее, словом сказать, вечное воскресение всех вместе и потом суд; как и Господь наш сказал: «не будут жениться, ни выходить за муж, но будут равны ангелам, как дети воскресения Божия» (Лк. 20:35-36).