«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

123. Таким образом, как все эти пророчества сказаны о Христе и язычниках, так вы должны то же думать и о первых. Прозелиты не имеют ни какой нужды в завете, если один и тот же закон лежит на всех обрезанных, и об них Писание так говорит: «и присоединится к ним и пришлец и присоединится к дому Иакова» (Ис. 14:1). Притом пришлец, который обрезывается для присоединения к вашему народу, становится как один из родившихся между вами, а мы, удостоенные названия народа, тем не менее — язычники, потому что необрезаны. Смешно также думать, что глаза прозелитов ваших отверсты, а ваши — нет, и что вы называетесь слепыми и глухими, а они просвещенными. А еще смешнее будет, если вы скажете, что закон дан язычникам, а вы не узнали этого закона. Ибо иначе вы убоялись бы гнева Божия и не были бы сынами беззаконными и заблудшими и страшились бы слышать постоянные слова Его: «сыновья, в которых нет веры», и: «кто слеп, как не слуги Мои, и глух, как не владеющие ими? И ослепли слуги Божии. Вы видели часто и не заметили; уши ваши были открыты, а вы не слышали» (Вт. 32:20; Ис. 42:19-20). Хороша ли вам эта похвала от Бог а. и прилично ли слугам такое свидетельство от Него? Вы не стыдитесь часто слышать подобное и вы не боитесь угроз Божиих, но вы народ безрассудный и жестокосердый. «Поэтому вот Я намерен переселить этот народ, говорит Господь, и переселю их, и отниму мудрость мудрецов их и скрою разум разумных» (Ис. 29:14). И справедливо; ибо вы не мудры и не разумны, но жестоки и лукавы: вы мудры только делать зло, но вы бессильны познать сокровенную волю Божию и верный завет Господа, или найти вечные пути.

Посему Он говорит: «Я воздвигну Израилю и Иуде семя человеческое и семя скотское» (Иер. 31:27). И чрез Исаию Он так говорит о другом Израиле: «В тот день будет третий Израиль среди Ассириян и Египтян, благословенный на земле, которую благословил Господь Саваоф, говоря: благословен будет народ Мой, который в Египте и среди Ассириян, и Израиль — наследие Мое» (Ис. 29:24,25). Если Бог благословляет народ этот и называет его Израилем и наследием Своим: то как вы не раскаиваетесь и в том, что обманываете самих себя, как будто вы только были Израилем, и в том, что проклинаете народ, благословенный Богом. Ибо, когда Бог говорил Иерусалиму и окрестным странам, то еще присовокупил следующее: «И произведу над вами людей, народ Мой Израиля: и они получат вас в наследие и вы будете их владением, и не будете уже бесчадствовать от них» (Иез. 36:12).

— Итак, что же, сказал Трифон, — неужели вы — Израиль и Бог говорит это об вас?

— Если бы мы, — отвечал я ему — не беседовали об этом много, тогда я мог бы подумать, не спрашиваешь ли об этом по неведению; во так как мы рассмотрели этот вопрос и вы согласились на это, то не думаю, чтобы ты не знал сказанного прежде, или хотел опять спорить, но вызываешь меня повторить тоже доказательство для этих слушателей. Когда он взглядом своим выразил согласие, я начал говорить: у Исаии, если вы, слушая ушами слышите, Бог, говоря о Христе, приточно называет Его Иаковом и Израилем. Он говорит так: «Иаков раб Мой, Я поддержу Его. Израиль избранный Мой, Я положу на Него Дух Мой, и Он возвестит народам суд, Он не будет спорить или кричать, и никто не услышишь голоса Его на улицах; не переломит разбитой трости и льна дымящегося не погасит, но изнесет с истиною, воспримет суд и не сокрушится до тех пор, пока не утвердит на земле суда; и на имя Его будут надеяться народы» (Ис. 42:1-4), Поэтому, как от этого одного Иакова, названного также и Израилем, весь род ваш назван Иаковом и Израилем: так и мы соблюдающие заповеди Христовы от родившего нас для Бог а Христа называемся не только Иаковом, Израилем, Иудою, Иосифом и Давидом, но и истинными сынами Божиими, и на самом деле таковы.

124. Так как я заметил их смущение от того, что я назвал нас даже и сынами Божиими, то предваривши их вопрос сказал: послушайте государи мои, как Святой Дух говорит об этих людях, что все они сыны Всевышнего и в собрании их будет присутствовать этот самый Христос, творя суд всему роду человеческому. Эти слова сказаны Давидом, как вы переводите их, так: «Бог стал в собрании богов, и Он посредине судит богов. Доколе наконец вам судить неправедно и оказывать лицеприятие грешникам? Делайте суд для сироты и бедного, оправдайте нищего и неимущего. Избавляйте бедного, и нищего освободите от руки грешника. Они не познали и не уразумели, в темноте ходят: поколеблются все основания земли. Я сказал: вы боги и вы все сыны Всевышнего, но вы умираете, как человеки, и падаете, как один из князей. Восстань, Боже, суди землю, потому что Ты будешь наследовать среди всех народов» (Пс. 91). В переводе семидесяти сказано: «вот вы умираете, как человеки, и падаете, как один из князей» для того, чтобы показать непослушание людей, т. е. Адама и Евы и падение одного из князей, т. е. того, который назван змием, впадшим в великое преступление от того, что обольстил Еву.

А что и Христос называется Бог ом, это уже было доказано пространно.

125. Теперь желал бы я, государи мои, — продолжал я — узнать от вас, какая мысль в имени Израиль. Они молчали. Тогда я присовокупил: я скажу вам, что знаю, ибо считаю несправедливым умалчивать о том, что знаю, и не стесняюсь подозрением, что вы, может быть, знаете, да по ненависти или по неуменью не хотите сказать, но высказываю все просто и бесхитростно, как мой Господь сказал: «вышел сеятель сеять семя, и одно упало на дорогу, другое в терние, иное на каменистые места, а иное — на хорошую землю» (Мф. 13:3-8). Поэтому мы должны говорить в надежде найти где-нибудь хорошую землю, потому что этот мой Господь — сильный и могущественный, в Свое пришествие потребует Свое от всех, и не осудит домостроителя своего, когда узнает, что он, ведая, что Господин его силен и в пришествие Свое потребует Своего, отдал все полученное в рост, а не скрыл по чему-либо. — Итак имя Израиль значит: человек, побеждающий силу; ибо исра значит: человек побеждающий, а ил — сила. Что Христос сделавшись человеком совершит это, было предсказано таинством борьбы, в которой Иаков боролся с Тем, кто только явился, как служитель воли Отца, а на самом деле Бог, Сын, рожденный прежде всех творений. Когда Он сделался человеком, то, как я уже сказал, пришел к Нему диавол, т. е. сила, называемая змием и сатаною, искусить Его и ниспровергнуть, требуя от Него поклонения себе. Но Христос поразил и низложил его, обличая его в том, что он лукав, требуя себе, вопреки Писанию, Божеского поклонения, и сделавшись отступником от воли Божией, он отвечал ему: «написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Тогда диавол, побежденный и обличенный, удалился. Но так как нашему Христу надлежало быть в немощи, то есть в труде и в восприятии страдания, когда имел быть распятым, то Он и на это сделал предсказание чрез прикосновение к стегну Иакова и чрез причинение ему онемения. Но Его имя изначала было Израиль: в это-то имя Он переименовал блаженного Иакова, благословляя его Своим именем, и тем указывал на то, что все, прибегающие чрез Него к Отцу, суть благословенный Израиль. А вы, не разумея ничего этого и не стараясь уразуметь, надеетесь вполне спастись только потому, что вы дети Иакова по плотскому происхождению. Что и в этом вы обольщаете самих себя, я уже доказал подробно.

126. Если бы вы, Трифон. знали, кто Тот, Который назван Ангелом великого совета, у Иезекииля— Мужем, у Даниила—подобным Сыну человеческому у Исаии—Отроком, у Давида—Христом и достопокланяемым Богом, у многих Христом и Камнем, у Соломона—Премудростью, у Моисея—Иосифом, Иудою и Звездою, у Захарии—Востоком и еще у Исаии— Страдальцем, Иаковом, Израилем, Жезлом, Цветом, Камнем краеугольным и Сыном Божиим, если бы вы знали это, то не хулили бы Того, Который уже пришел, родился, страдал и вознесся на небо. Который и опять придет и тогда восплачут двенадцать колен ваших. Если бы вы поняли пророческие слова, то но отвергали бы того, что Он есть Бог, Сын Единого нерожденного и неизреченного Бога. В одном месте книги Исход сказано Моисеем так: “Господь говорил к Моисею и сказал ему: Я Господь, и являлся Аврааму и Исааку и Иакову, Бог их, и не объявил им имени Моего и установил завет Мой с ними” ). И еще тот же говорит: “с Иаковом боролся человек”, и утверждает, что это Бог; ибо объявляет, что Иаков сказал: “Я видел Бога лицом к лицу и сохранилась жизнь моя”). Также Моисей написал, что и место, где Бог боролся с ним, явился и благословил, было названо им “вид Божий”. И Аврааму также, по словам Моисея, Бог явился при дубе Мамврийском, когда он в полдень сидел при дверях палатки своей, Потом, сказавши это, Моисей присоединяет: “взглянувши своими глазами он увидел, и вот три мужа стояли пред ним; и увидевши их, он побежал на встречу им”. Спустя немного один из них обещал Аврааму сына: “зачем засмеялась Сара, говоря: неужели я рожу, ведь я состарилась? Неужели бессильно слово у Бога? К тому времени Я возвращусь в часы и будет сын у Сарры”. Потом они отходят от Авраама и еще говорится об них: “вставши же оттуда мужи посмотрели на лице Содома”. Потом Тот, Который есть и был, еще говорит Аврааму: “Я не скрою от раба Моего Авраама, что хочу сделать” (Быт.18.2.13,14,16,17). И. я повторил дальнейшие слова Моисея, мною уже приведенные и изъясненные которыми, говорил я,—доказывается то, что Тот, Который, называясь в Писании Богом, являлся Аврааму, Исааку, Иакову и другим патриархам, подчинен Отцу и Господу и служит воле Его. Еще я присоединил то, чего прежде не говорил: так же, в то время, как люди ваши пожелали есть мяса и Моисей не поверил Тому, Который назвав здесь Ангелом, когда Он обещал им насыщение от Бога,— тогда Он, будучи и Бог и Ангел посланный от Отца, как повествуется, сказал и сделал это. Ибо Писание присовокупляет: “и сказал Господь Моисею: неужели не достаточно будет руки Господней? Ты теперь узнаешь, исполнится ли на тебе слово Мое или нет” (Чис. 11.23). И еще в другом месте (Моисей) говорит так: “Господь сказал мне: не перейдешь этого Иордана. Господь Бог твой, предшествующий пред тобою, Сам истребит народы” (Вт. 31.2,3).

127. Есть и другие подобные изречения этого законодателя и пророков. Я думаю, мною достаточно показано, что когда мой Бог говорит: “отошел Бог от Авраама”, или: “говорил Бог к Моисею”, или: “сошел Господь видеть башню, построенную сынами человеческими”, или: “Бог затворил ковчег Ноя извне, “то вы не должны думать, что Сам нерожденный Бог сходил или восходил с какого-нибудь места.

Как же Он мог бы говорить с кем-нибудь или быть видимым кому-нибудь или явиться в малейшей части земли, когда народ ваш не мог смотреть на Синае даже на славу посланного от Него, и сам Моисей не мог войти в Скинию, устроенную им, когда она была исполнена Божией славою, и священник не имел силы стоять пред храмом, когда Соломон внес ковчег в дом Иерусалимский, построенный им самим? Итак ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни кто-нибудь другой не видел Отца и неизреченного Господа всего вообще и самого Христа, но она видели Того, Который по воле Его есть и Бог Сын Его и вместе Ангел Его по служению воле Его,—Который по определению Его должен был сделаться человеком от Девы, и Который некогда сделался даже огнем во время беседы с Моисеем из купины. Ибо если не так будем понимать Писания, то выйдет, что Отец и Господь всего не был на небесах, когда Моисеем сказано: “И послал Господь на Содом огонь и серу от Господа с неба” (Быт. 19.24), и еще когда сказано Давидом: “поднимите ворота ваши, князи, и поднимитесь вы, ворота вечные, и внидет Царь славы” (Пс. 23.7) и “Господь сказал Господу моему: сиди по правую сторону Мою, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пс. 100.1).

128. Выше подробно мною доказано, что Христос, Который есть Господь и по естеству Бог, Сын Божий. силою Своею являвшийся прежде как человек и Ангел, и даже в виде огня, как то было в купине, явился также и при суде над Содомом.—И я повторил все выписанное прежде из книги Исход, о видении бывшем в купине и о названии Иисуса, и присоединил: вы не подумайте, что я часто повторяю это из пустословия; но я знаю, что некоторые хотят предупредить мои объяснения и сказать, что та Сила, которая явилась от Отца всего Моисею или Аврааму или Иакову, названа Ангелом по ее приближению к человекам, так как чрез нее возвещаются людям повеления от Отца,—славою, так как иногда она является в необъятном видении,—

Таким же образом, говорят они, Он и ангелов творит. Но доказано, что ангелы существуют и всегда пребывают и не разрешаются опять в то, из чего произошли. И что Сила, которую пророческое слово называет и Бог ом, как доказано это также вполне, и Ангелом, не только по имени считается (другою), как свет солнечный, но и по числу есть нечто иное, об этом я уже кратко рассуждал, когда говорил, что эта Сила рождена от Отца силою и волею Его, но не чрез отсечение, как будто разделилась сущность Отца, подобно всем прочим вещам, которые делятся и раздробляются, и не остаются теми же, какими были прежде разделения; и для примера я взял то, как мы видим, что от огня зажигаются другие огни, тогда как нисколько не уменьшился тот огонь, от которого могут загореться многие огни, а остается таким же.

129. Теперь повторю те места Писания, которые я привел, чтобы доказать это. Когда говорит: “Господь низвел огонь с неба” (Быт. 19.24), то этим пророческое слово указывает на двоих по числу: одного, находящегося на земле, Который, говорит Писание, сошел видеть вопль Содомлян, а другого, пребывающего на небесах, Который есть Господь Господа, находившегося на земле, как Отец и Бог, и Виновник того, что Он могуществен и есть Господь и Бог. Опять, когда Писание говорит, что в начале Бог сказал: “вот Адам сделался, как один из Нас” (Быт. 3.22), то слова “как один из Нас” также указывают на число, но не допускают иносказательного изъяснения, как стараются истолковать софисты, неспособные ни сказать, ни понять истины. И в книге Премудрости сказано: “если я возвещу вам то, что бывает ежедневно — перечислю то, что есть от века. Господь создал Меня началом путей своих на дела Свои. Он основал Меня прежде века, в начале, прежде нежели сотворил бездны, прежде нежели произошли источники вод, прежде нежели горы утвердились, прежде всех холмов Он рождает Меня”. Оказавши это, я присоединил: вы, слушатели, понимаете, если только вы обращали внимание, что по свидетельству Писания, это Порождение рождено от Отца прежде всех тварей; и что Рожденное ест по числу другое от Рождающего, с этим всякий согласится.

130. Когда все они изъявили свое согласие, то я сказал: но мне желательно теперь представить еще некоторые места, о которых я не упоминал прежде. Они прикровенно сказаны Моисеем, верным слугою: “Небеса, возвеселитесь вместе с Ним, и пусть поклонятся Ему все ангелы Божии”; потом присоединил дальнейшие слова: “возвеселитесь народы с людьми Его и да укрепятся в Нем все ангелы Божии, потому что Он отмщает и отомстит кровь сынов Своих и воздаст мщение врагам Своим и ненавидящим Его воздаст и Господь очистит землю людей Своих” (Вт. 32.43). Этими словами Он объявляет, что мы — народы радуемся с Его людьми, т.е. с Авраамом, Исааком, Иаковом, пророками и вообще со всеми угодившими Ему из вашего народа, как мы выше призвали. Но мы должны разуметь это не о всех из вашего народа, потому что чрез Исаию мы знаем, что члены преступников будут пожираемы червем и неугасимым огнем, оставаясь бессмертными так, что будут зрелищем для всякой плоти. Сверх того, государи мои,—говорил я,—