ДЕНЬ за ДНЕМ. Дневник православного священника

(Мф. 27, 66)

    Бывают времена мрачные, тяжелые, когда по-видимому торжествует власть тьмы и победа будто бы на стороне врагов Христа. Господь допускает пригвождение Сына Божия ко кресту, положение Его во гроб, и сама могила закрывается над Ним как бы навсегда - мы видим лишь большой камень и печать над этой могилой. Перед этим зрелищем скорбят апостолы.

    Часто кажется и нам, что наша вера поругана, побеждена... Голос Божий не раздается, мы его не слышим при совершающемся беззаконии; свет застилается густым мраком, грубая вражья сила побеждает справедливость и правду. В унынии, с болью в сердце, апостолы Христа недоумевают - почему Учитель их дал прикрыть Себя могильным камнем?

    Сегодня поражение, завтра победа; и если в истории народов, по множеству грехов человеческих, Христос представляется нам чаще побежденным, чем победителем, - будем верить, что после многолетней власти зла настанет видимое, полное торжество увенчанного славою Иисуса, перед Которым "преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних" (Флп. 2, 10).

    Каждый из нас, повторяя ежедневно, "да приидет Царствие Твое", может ускорить это время, приняв владычество Христа в свое сердце и умножая число тех, которые среди господства греха и плоти преклоняются всем своим существом и всею жизнью перед Иисусом Христом.

2 Апреля

Моисей, раб Мой, умер; итак, встань

(Иис. Нав. 1, 2)

    Едва ли Иисус Навин в минуту поразившего всех горя чувствовал себя в силах повиноваться Богу и сразу предстать пред толпой. У людей обыкновенно является естественная потребность отдаться сперва в одиночестве своей скорби. Потрясенные внезапным ударом, они большею частью нуждаются в тишине и одиночестве, потребность эта от невольного страха перед минутой возвращения к жизни. Одиночество, пустота захватывают душу. Долго жили вместе, все делили, а теперь один взят, а другой оставлен! Оставлен без поддержки, без земной опоры! Как сжимается при этом сердце; как хочется спрятаться от людей, пока не пройдет первый приступ жгучего горя!

    Однако Господь зовет и нас, как Он звал Иисуса Навина, встать и следовать за Ним. Сколько мы ни будем лелеять наше горе, мы его не вылечим. Одно средство исцелить сердечную рану - обратить ее к Господу, забыться в Нем и встать, во имя Его, на помощь другим. И заметим, что Господь не велит этому преемнику Моисея встать одному - Он говорит: "Я буду с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя". Я заполню пустое место; Я не только не оставлю, но не отступлю от тебя ни на шаг, только встань и иди служить Мне. Простирайся вперед, не страшись будущего. Вся твоя крепость, защита, мудрость, бодрость, утешение - в этом: "Я с тобой!"

    Встанем и мы и пойдем за Ним. Предадим Ему нашу скорбь и пойдем с Ним навстречу мировой скорби. Придется идти вдоль потока неисчислимых человеческих горестей; там мы похороним наше личное горе - и будем "утешать других тем утешением, которым утешил нас Бог" (2 Кор. 1, 4).

3 Апреля