ДЕНЬ за ДНЕМ. Дневник православного священника

30 Января

Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его.

Господи! Ты Бог мой, восхвалю Имя Твое, ибо Ты совершил дивное

(Ис. 25, 11, 1)

    В прошлом столетии 30 лет от роду умерла в Германии богатая, знатная особа, которая до самой смерти упорно отвергала возможность загробной жизни. В силу своих убеждений, она завещала, чтобы ее могилу прикрыли тяжелой гранитной плитой и окружили массивной каменной стеной, скрепленной толстыми железными оковами. Желание ее было исполнено, и на плите поставлена надпись: "Сие место погребения, приобретенное на вечные времена, должно остаться неприкосновенным навеки. Строго воспрещается когда-нибудь раскрыть могилу". Итак, даже в гробу, она как бы бросала вызов Всевышнему.

    Однако маленькое семя, попавшее под плиту, дало росток и пробилось между камнями на поверхность земли. Мало-помалу корень, заходя все дальше и дальше, разрыл землю, и из него с годами выросло огромное дерево. Могучие корни приобрели громадную силу, они пошатнули ограду; железные оковы были порваны, и могильная плита приподнята. Жизнь восторжествовала там, где все было обречено на смерть. Высокий дуб стоит теперь над этой могилой, являясь молчаливым свидетелем истины и явным опровержением неверия умершей.

    Простой народ в той местности с суеверным ужасом смотрит на этот памятник. Действительно, никакой камень, никакая преграда не укроет от праведного суда Божия. В последний день каждый из нас предстанет перед Богом, и тогда спасение будет только во Христе. Агнец будет судить всех - Агнец закланный, Который явится тогда во всей Своей славе. Сам Христос. Один спасет нас от гнева Божия. Как бы ни старались люди опровергнуть Божию истину неверием или чем бы то ни было другим, придет время, когда она заявит о себе неопровержимо; настанет час, когда заградятся перед Ним все уста, когда узрит Его всякое око и каждая неверующая душа принуждена будет преклониться перед Ним.

31 Января

Ему должно расти, а мне умаляться

(Ин. 3, 30)

    Одно из сильнейших испытаний для человеческой природы - это сознание своего ничтожества перед нравственной высотой другого существа. Нужна великая доля смирения для того, чтобы уступить место грядущему светилу, сознавая, что все прежнее, все старое будет заменено новыми силами, новыми взглядами.

    Возрастающая сила Спасителя не возбудила в Иоанне Крестителе ни тени зависти или горечи. Человек от природы сильный, решительный, самостоятельный, он мог бы вступить в соревнование со Христом, увлечь за собою легковерную толпу и выступить основателем нового учения, учредителем новой школы. Но такая мысль была далека от Иоанна Крестителя. Отвлекая внимание от себя, он, напротив, постоянно указывал с благоговением на Христа. Считая себя лишь предвестником Спасителя, он удовольствовался провозглашением Его пришествия и скрылся из вида при Его появлении, как утренняя звезда перед восходом солнца. Он сразу понял величие грядущего Спасителя; с той минуты все личное в нем исчезло, и, как могучий кедр, сраженный молнией, он упал к ногам Христа, говоря: "Ему должно расти, а мне умаляться".