«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Бесы иногда, если мы спим, пробуждают нас на молитву и делают это так часто, что не дают почти нам и уснуть. Но Не надобно их слушать, пробуждают ли они на молитву, или советуют вовсе не принимать пищи, или представляются осуждающими и укоряющими нас за то самое, в чем прежде были с нами согласны. Ибо не из благоговения и не ради истины делают это, но чтобы неопытных ввергнуть в отчаяние.
Св. Антоний Великий
Старец на вопрос: почему нас так беспокоят бесы, отвечал: «Потому что мы отвергли оружие наше: самоукорение, смирение, нищету и терпение».
Отчего происходит, что иной думает, что он ниже всякой твари, а действие его не соответствует этой мысли? — Ежели не видишь действий, соответствующих уничиженному о себе мнению, то сие последнее не истинно, но прельщение демонов.
Стар. Варсонофий Оптинский
Самое главное — смирение и сердечное сокрушение, что составляет непобедимое оружие против диавола.
Если кто страдает припадками или страхованиями, то эти болезни врачуются смиренным трудом, духом и покаянием и тем, чтобы любить брата своего и любить врагов.
Преп. Силуан Афонский
Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, ты — люби их; ругающих — благословляй; и взимающих твое — не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться — плачь; когда находит уныние — старайся развеселиться; когда зависть — радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность — немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы — поревнуй о чистоте сердца; когда гордость — смирись; когда злоба — будь особенно добр; когда раздражительность — сохрани спокойствие; когда скуп — будь щедр; когда рассеянность — размышляй о едином на потребу.
Для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому они с особенною силою свирепеют во время поста и с особенною лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенною силою стужают во храме и на дому благочестивых христиан, ревнующих о молитве, посте и покаянии.
Св. Иоанн Кронштадтский
Самое сильное средство к отгнанию бесов есть насколько возможно чистое, от чистого сердца и усердия приобщение Св. животворящих Тайн Христовых.
Если бы было у бесов могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний и не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет.
Нет сомнения, нечистые духи могут познавать качество наших мыслей, но извне, заключая о них по чувственным признакам, т. е. из наших расположений, или слов, или занятий, к которым видят нас более склонным. Но они вовсе не могут знать мысли те, которые еще не обнаружились из сокровенности души. Да и те мысли, которые они внушают, приняты ли или как приняты, они узнают не по природе самой души, т. е. не по внутреннему движению, скрывающемуся, так сказать, в мозгу, но по движениям и признакам внешнего человека; например, когда внушают чревобесие или видят, что монах с любопытством устремляет глаза в окно и на солнце, или заботливо спрашивает о часе, то познают, что у него родилось желание есть. Если они подстрекают к печали, гневу, ярости, то залегли ли они в сердце, узнают из движения тела и возмущения чувствований, именно когда видят, что он молча возмутился, или с каким-нибудь негодованием вздыхает, или лицо покрылось бледностью или краскою и таким образом тонко дознают, кто какому пороку предан. Ибо они верным способом узнают, чем всякий из нас услаждается.