«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Молитва дороже всего, но и врагу больше всего она не нравится; много делает препятствий, но бояться его не надо.

Схиигум. Иоанн Валаамский

Демоны имеют обыкновение в час молитвы под благовид­ным предлогом побуждать нас к отлучке, чтобы отвлечь от спасительной молитвы.

Св. Василий Великий

О страхе вражьем: Тот страх вражий, который вселяет в нас боязнь смерти и сильных мира сего.

Св. Василий Великий

Христос победил силою Своею искусителя — и мы силою и именем Иисусовым можем побеждать его. Имя Иисусово крепче стали, тверже гранита. Нет крепче щита, нет сильнее оружия в духовной брани, как Иисусова молитва.

Авва Иов

Как пес, когда увидит жезл, которым некогда ударили его, скоро и далеко отбегает от него, так и диавол, видя знамение креста Христова, которым сокрушена сила сего, боится и трепещет — и убегает от верных.

Еп. Петр Могила

Великий старец говорит: «Прежде всего нужно нам сми­ренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости, ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника». Вот, видите, братия, как велика сила смиренномудрия, видите, какое имеет действие слово «прости». Почему же диавол называется не только врагом, но и противником. Врагом называется потому, что он человеконе­навистник, ненавистник добра и клеветник; противником же называется потому, что он старается препятствовать всякому доброму делу. Хочет ли кто помолиться — он противится и препятствует ему злыми воспоминаниями, пленением ума и унынием. Хочет ли кто подать милостыню — он препятствует сребролюбием и скупостью. Хочет ли кто бодрствовать — он препятствует леностью и нерадением; и так-то он сопротивляется нам во всяком деле, когда хотим сделать доброе. Поэтому он и называется не только врагом, но и противником. Смирен­номудрием же сокрушаются все оружия врага и противника.

Преп. Дорофей

В Писании сказано: что ложь от лукавого, и что он ложь есть и отец лжи (Иоанн 8, 44). Вот отцом лжи назван диавол, а истина есть Бог, ибо Он Сам говорит: «Аз есмь путь, истина и живот» (Иоанн 14, 6). Видите посему, от кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью: очевидно — с лукавым. Итак, гели мы поистине хотим спастись, то мы должны всею силою и со всем усердием любить истину и охранять себя от всякой лжи, чтобы она не отлучила нас от истины и жизни.

Преп. Дорофей

Диавол, когда видит, что Бог умилосердился над душою, готов ее помиловать и облегчить ее от бремени страстей Словом Своим или через кого-либо из рабов Своих, тогда и диавол более отягощает ее страстями и сильнее борет ее. Но Отцы, зная сие, укрепляют человека своим учением и не допускают его предаваться боязни. Один говорил: «Ты пал? Восстань, и если опять пал, опять восстань через покаяние». Другой также говорит: «Крепость желающих приобрести добродетели состоит в том, чтобы не малодушествовать, если падут, и не приходить в отчаяние, но опять бороться». Одним словом, каждый из них различным образом, один так, другой иначе, подают руку подвизающимся и оскорбляемым от врага.

Преп. Дорофей

Не переносить безчестия есть дело неверия. Брат! Иисус Христос сделался человеком и перенес безчестия, а разве ты больше Иисуса? Это неверие и обольщение демонское. Кто желает смирения и не понесет безчестия, тот не может достиг­нуть смирения.

Якоже единый ветер все плоды земные и семена может в движение приводить и развевать или якоже едина нощная тьма по всей земле распространяется, тако злобы начальник, мыс­ленная оная тьма, источник всякого зла и смерти, ветер сокро­венный и свирепый, весь человеческий род на земле сущий в смятение приводит, и окружает непрестанными попечениями, и мирскими похотьми прельщает сердца человеков; и тьмою невежества, слепоты и забвения помрачает всякую душу, свыше не отрожденную, и мыслию, и мудрованием во иный век не преселившуюся, по сказанному, наше житие на небесах есть.

Преп. Макарий Великий

Пребывает ли сатана с Богом, как в воздухе, так и в человеках? — Если солнце сие будучи творение, просвещая места скверная, не повреждается, кольми паче Божество, аще и с сатаною вместе будет, не оскверняется, ниже помрачается. Попустил же Бог быти злу сему для людской предосторожности и упражнения. Впрочем, зло оное помрачилося, и как бы ослепло, и не может видети чистоты и тонкости Божией. Аще же кто речет, яко собственное место имеет сатана и собственное — Бог, таковый Бога признает за ограниченного и простира­ющегося только до того места, где вселяется лукавый. Ибо как говорим, что благо неописанно есть и непостижимо, и вся в Нем суть и благо не оскверняется от зла. И поскольку небо, и солнце, и горы в Бозе суть, и о Нем состоятся, неужели и оные суть Бог? Ибо вся созданная своим порядком учреждена суть, а Создатель, творению соприсутствующий, есть Бог.

Так как бес преобразуется во ангела светла, и уподобляется благодати, то как уразумеет человек козни диавольские и как воспримет и распознает стези благодати? — Действия благодати радость имеют, мир имеют, любовь имеют, истину имеют; и сия истина побуждает человека изыскивать справедливость. Но греха виды суть смущенные и не имеют радости и любви к Богу.