Духовные поучения

Духовные поучения

Содержание

Предисловие

О самом просветленном монахе

Учение отца Тадея

Навстречу последним временам

Семья

Работа

Мір

Духовные поучения

Об ангелах

Об атмосфере неба и атмосфере ада О бесконечном мире О богомольничиском движении О богообщении О богоугодной семье О Боге

О божественных дарах О божественной благодати О борьбе между добром и злом О браке

О воспитании детей О вере О гневе О гордости О грехе О депрессии

О демонических существах О духовной жизни О душе человеческой Об эгоизме О жизни

Об окружающей среде О зависти О здоровье О злых духах О зле

О единомыслии О конце света О любви

О любви к ближним О любви к врагам

О современных людях О человеческой прозорливости О магии О мыслях О молитве О молитве за врагов О монашестве О науках О нервозности О новом мировом порядке О новообращенных О безбожном народе О молодежи О покаянии О семье О послушании О почитании родителей О православии О прощении

О предании забот Господу О предании себя Божией воле О проповедании О протестантах О рае и аде О рассуждении О реинкарнации

О родительской власти над детьми О святом причастии О свободной воле О смиренном человеке О смирении О смиренномудрии О созерцании О стоянии перед Господом О состоянии невыразимого мира и радости О страхе Божием О печали

Об умной молитве Об усопших О Царствии Небесном О человеке Об обучении Житие отца Тадея

О самом просветленном монахе

Об отце Тадее я впервые услышал в середине 80-х годов на одной лекции на Богословском факультете в Белграде, от нашего известного психиатра и психотерапевта Владета Йеротича, профессора пастырской психологии того же факультета. Однажды профессор Йеротич назвал отца Тадея самым просветленным монахом в Сербии. Естественно мне сразу же захотелось поехать и познакомится с самым просветленным монахом Сербии. Я разузнал, что монах живет в монастыре Витовница у Петровца на Млаве в восточной Сербии и однажды в мае 1993 года отправился туда с приятелями, которые уже не один раз были у отца Тадея в Витовнице.

Пока мы ехали в монастырь, в моей голове мелькало множество рассказов, которые я слышал об этом монахе, о случаях исцеления, о советах и наставлениях которые он давал. Мое любопытство еще больше разжигали разговоры моих спутников, о их личных встречах с игуменом Тадеем.

Когда мы приехали в монастырь, начиналась вечерняя служба, перед конаком нам попался на встречу один пожилой монах в старом подряснике, который остановился чтобы поприветствовать нас. Я не знал этого монаха, и у меня не было повода спросить о нем. Мы подошли и поклонившись поцеловали ему руку. К моему удивлению «старец» каждого из нас поцеловал в темя и благословил, а потом сказал, что нам сейчас лучше пойти в храм, потому что уже началась литургия. Вскоре после нас вошел игумен монастыря - это я понял по одежде и по особому достоинству, которое ощущалось, прежде всего, в его походке. После окончания службы мне сказали, что это и есть отец Тадей, игумен монастыря. Я подошел и поцеловал руку, попросив благословения, не понимая, что это тот же самый монах, которого мы встретили, когда приехали в монастырь. Он мне показался совсем не похожим на того скромного и приветливого монаха. Сейчас передо мной стоял человек невысокого роста, крепкий, сильный и незаурядный. В монастыре мы провели три дня. Вставали рано утром и прямо с постели по колоколу шли на утреннюю службу. Чистота воздуха и места поразительно действовало на нас, городских людей. «Старец» все время, посмеиваясь говорил, чтобы мы гуляли и «дышали воздухом». Мы удивлялись тому, что с нами происходило: в первый день нашего приезда в наших головах теснились сотни проблем. На следующий - не больше трех, а на третий день оставался один единственный вопрос. Мы утихомирились и смирились, почувствовали, что отступили все заботы и главное - что нам здесь, в монастыре, хорошо. Мне потребовалось более двух лет ездить в Витовницу, чтобы понять, насколько важно смирение ума.

Мы приехали во время войны в Хорватии, Боснии и Герцеговине. Тогда действовали экономические санкции ООН, работы было мало, грозили голод и нищета, люди были встревожены и испуганы, особенно те, у которых были малые дети и ограниченные доходы. Существовала опасность столкновений в Сербии, а мы в таких городах, как Белград и Новый Сад, боялись, казалось,

еще больше, чем другие. Больше всего нас мучила неизвестность. И одной из самых важных причин приезда многих людей в монастырь была надежда получить от отца ответы на вопросы, или, по крайней мере, хотя бы намек на то, что ждет их впереди. Говорили что отец Тадей «прозорлив» и имеет Божий дар видеть прошлое и будущее. Я слышал, что многие сходились здесь, что бы спросить у этого монаха, как жить дальше: крестьяне и горожане, простые, неграмотные люди и высокообразованные, верующие и те, которые в растерянности не понимают ясно, во что верят, и те, которые совсем ни во что не верят. Говорят, что отец никому не отказывал, но всех принимал и с любовью благословил в дорогу.