Антиправославную работу вели наши профессора и наука, которые прочно были захвачены масонством; писатели-масоны Фонвизин, Херасков, Радищев, Новиков и их последователи, а также подавляющее большинство интеллигенции, которая находилась во власти безбожных идей французской революции 1789 г.

ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА I

После кратковременного отдыха в царствование Императора Павла Петровича для церкви православной вновь наступили черные дни. Играя на религиозных чувствах Императора Александра Павловича, масоны повели работу по разложению православной церкви и созданию мистической «внутренней церкви». Государь Александр Павлович попадает в окружение масонов. Масоны знакомят его с учением квакеров, моравских братьев, скопцов и т.д., то есть со всеми толками, сектами и проповедниками, как масонскими, так и сектантскими. Масоны Р. А. Кошелев и кн. А. Н. Голицын способствовали созданию Библейского Общества, которое, прикрываясь личиною любви к ближним и распространению слова Божия, стало вести проповедь и издавать книги против религии и государственного порядка. В качестве главных руководителей библейских обществ оказались по преимуществу члены масонских лож, проповедовавшие отрицание православия, церкви и церковных обрядов. Сочинения масонов-мистиков Бема, Сен-Мартена, Сведенборга и др. получили самое широкое распространение в русском обществе. В 1824 году появилось богохульное толкование евангелия, изданное директором Русского Библейского Общества. Сочинение это открыто преследовало цель возмущения против церкви и престола. Кроме издания книг, направленных против православия, шла иноземная религиозная пропаганда. Шла проповедь протестантизма — излюбленной масонством ереси. Методисты и другие сектанты сеяли свои плевелы и вносили ересь среди православных. По вызову масона Сперанского приехал сам папа масонства Фесслер, который и руководил работой по разрушению православной церкви. Зараженное масонством русское общество обезумело. Скептицизм, неверие и открытый воинствующий атеизм стали господствующими настроениями. Архимандрит Фотий такими словами описывает эту пору: «Против православия явно была брань словом, делом, писанием и всякими образами, и готовили какую-то библейскую религию ввести, смесь веры сделать, а православную веру Христову искоренить».

Православное духовенство молчало. Выступление против разлитого повсюду зла было невозможно. Все сильные мира сего были послушным орудием масонства. Государь, которого ложно осведомлял кн. Голицын о деятельности Библейского Общества, оказывал последнему свое высокое покровительство.

Исповедником и поборником против страшной силы масонства бестрепетно и мужественно выступил Архимандрит Фотий. Он открыл Государю глаза на темную работу масонов и на роль отдельных масонов, как кн. Голицын, Кошелев, Попов, Рунич и Тургенев, в деле разрушения православной церкви. Путем открытого обличения масонства Архимандрит Фотий добился того, что все масонские ложи были закрыты, министерство духовных дел во главе с кн. Голицыным упразднено, заезжие масоны-разлагатели должны были покинуть пределы России и, по словам пламенного защитника православия Архимандрита Фотия, «нечестие пресеклось, армия богохульная диавола паде, ересей и расколов язык онемел, общества же богопротивные, яко же ад, сокрушились».

Масонству был нанесен сильный и сокрушительный удар.

Темная рать масонов была разбита, но не побеждена окончательно. «Ночные братья» — братья-масоны — ушли в подполье, чтобы при наступлении благоприятных обстоятельств снова выступить на борьбу с Богом, Христом и Святою Православною Церковью.

ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТОРОВ НИКОЛАЯ I И АЛЕКСАНДРА II

В эти царствования сознанием интеллигенции овладевают философские безрелигиозные настроения, враждебные православию. Господствующим направлением является пантеизм Шеллинга и Гегеля, рассматривающий христианскую религию как преходящую форму проявления и раскрытия абсолютной идеи в человеческом сознании. Около 1840 года пантеизм сменился позитивной философией О. Канта, Литре и Спенсера, которая рассматривала всякое религиозное мировоззрение как изжитую стадию умственной жизни человечества, долженствующую смениться высшим положительным знанием. С 1840 года началась пропаганда материализма (Фейербах, Бюхнер, Молешот, Фогт) и социализма Сен-Симона, Лассаля, Карла Маркса и др. и связанной с ними коммунистической и эгоистической морали. Начинается планомерная обработка молодежи в революционно-социалистическом направлении. Возникает кружок петрашевцев, которые увлекаются идеями социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и Луи Блана, принадлежавшим, как и все реформаторы, к масонам. Нигилизм, как отрицание всего, становится господствующим направлением и овладевает умами. Идет проповедь освобождения личности и человеческой мысли от всяких религиозных, бытовых и семейных пут и предрассудков. В течение 20 лет, с 1840 по 1860 гг., в русском обществе распространяется антихристианское сочинение Штрауса «Жизнь Христа», которое становится настольной книгой передовой радикальной интеллигенции. Митрополит Филарет в 1859 году с печалью отмечает распространение порицательных и кощунственных сочинений через повременные издания. К концу царствования Императора Александра II была создана стройная философия безбожия и подготовлены кадры воинствующих атеистов. Русские масоны оправдали оказанное им мировым масонским орденом доверие. Они честно выполнили предначертанную для них программу: от рационализма (отвержение божественности Христа), через пантеизм (уничтожение личности Бога) к атеизму (отрицание бытия Божия). Проповедь атеизма чередовалась с пропагандой политических и социалистических идей. Либералы ратовали «за увенчание здания», т.е. за конституционную монархию, радикалы — за демократическую республику, социалисты — за социалистическую революцию. Бакунин, Герцен и Нечаев проповедовали кровавый социалистический переворот, который должен похоронить «этот одряхлевший мир, теснящий нового человека, мешающий ему жить, мешающий водвориться прекрасному и счастливому будущему».

ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТОРОВ АЛЕКСАНДРА III И НИКОЛАЯ II

Эти царствования — завершение работы масонов на протяжении двухсотлетней истории, от Петра I до Царя-Мученика. Масонские идеи скептицизма и неверия, господствующие в высшем аристократическом обществе, проникли отсюда через гимназии, университеты, книги и прессу в среду интеллигентных разночинцев, а от этих последних мутная волна просочилась в народные массы. Страшную разрушительную работу творили произведения еретика Толстого, на котором, по выражению отца Иоанна Кронштадского, «лежит печать антихриста».

: Девяностые годы можно охарактеризовать, как максимум напряжения работы антихристианских сил. Толстовщина, социализм и сектантство, хотя и разными путями, все вместе шли к одной определенной цели — к искоренению православной веры и развалу, при помощи революции, Русского Государства.

Девятисотые годы — эра воинствующего атеизма с его лозунгами: «Религия — опиум для народа», «Бог — выдумка попов», «Христианство — религия рабов», «Религиозная мораль и стыд — буржуазные предрассудки». Подготовительная работа к «великой, бескровной революции» 1917 г. была проведена с исключительным успехом.

Православная вера в народе была поколеблена, дискредитирована церковная иерархия и духовенство, интеллигенция отошла от церкви и увела от нее за собою свой народ на поклонение золотому тельцу и земному корыту.