Сущность учения теософов заключается в том, что они верят в перевоплещание после смерти человека, т.е. проповедуют такое учение, которое отрицается Святою Православною Церковью.

Каждый человек, гласит учение теософов, после смерти своего физического тела, внешней оболочки своего астрала, предстает на суд, где определяется его судьба, и, если судом он признан заслуживающим милости и награды, то через долгий промежуток своего внеземного бытия, получает новое физическое тело для перевоплощения, Таким образом, каждый индивид совершенствуется постепенно, воплощаясь в более совершенных образах.

В брошюре «Научно-исследовательская доктрина перевоплощения», изданной Теософическим Обществом, приводятся доказательства перевоплощения великих учителей мира.

«Боги — это существа, которые прежде были людьми, и теперешняя раса со временем также перевоплотится в богов. Другими словами, все великие учителя мира: Иисус, Будда, Зороастр и др. — божественные существа, которые в неизмеримо отдаленные века были простыми людьми, потом стали богами и обладают теперь способностью воплощаться по желанию на нашей земле».

Согласно этого учения, современный мессия теософов, Кришнамурти, является новым воплощением Иисуса Христа, а брат Рерих — Сергия Радонежского, и в духовном отношении более высок, чем этот великий подвижник.

Премудрость учения теософов, с некоторыми изменениями, взята ими из языческих религий брахманизма и буддизма. Основательница теософического общества, Блаватская, учение брахманистов и буддистов о перевоплощении души человека после смерти в животных, растения, птиц зверей и даже гадов видоизменила в том смысле, что после смерти душа человека перевоплощается только в человека, сдобрила это учение заблуждениями гностиков и каббалистов. И на основах языческой и иудейской мудрости создала современное учение о теософии, которая, по мнению ее основательницы Блаватской, является самой высшей религией, несущей для человечества обновление и возрождение.

Являясь мистической ветвью масонства, теософия последовательно развивает мысль о всесилии человеческого разума и провозглашает обожествление человека, каковое у теософов, по учению Анни Безант, достигается путем «отражения Божественной Премудрости живущей в человеческом разуме».

«Божественная сущность, — говорит один из столпов Теософского Общества, Арундэйл, — разлита во всем видимом мире», « в другом человеке, в дереве», и путем умственной работы «вы найдете себя, вы найдете своего Бога».

Еще более определенно указывает на эту основу теософии Анни Безант в своей книге «Эзотерическое христианство, или Малые Мистерии». Анни Безант говорит «о стремлении человеческой мысли к тому, что является одной с ним сущностью, а именно, к Богу», человек должен знать, «что, в сущности, его собственное» я «есть то же, что Бог» и что «дело жизни есть осуществление этого единства».

Наконец, по учению той же Безант, «всякий человек потенциально является Христом».

«Будьте сами, как боги; делайтесь богами», — вот девиз последователей теософии, для которых не существует ни Бога, ни законов, ни правды, ни власти, ни авторитета.

Теософы учат, что существует только тот бог, тот закон, та правда, та власть, которые вы сами признали и открыли.

Теософическое Общество основано в 1875 году русской женщиной Е. П. Блаватской и английским полковником Олькоттом. Вскоре же после образования этого Общества Блаватская заявила: «Наша цель не в том, чтобы восстановить индуизм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли». Для достижения этой цели теософы поставили своей задачей: 1) основать ядро международного братства, без различия веры расы и т.д., т.е. чисто масонскую задачу, 2) поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук и 3) исследовать необъяснимые законы природы и скрытые силы человека.

Теософия отвергает все обряды и догматы, она учит, что все религии равны и что «нет религии выше истины».