7. — А если, — спросил брат, — вразумление не приходит сразу после молитвы, что тогда делать? Ведь если причина не во мне и от меня это скрыто, как мне это понять?

— Если, — ответил старец, — помолишься три раза и вразумление не приходит, то знай, что вина в тебе самом. И даже если грех твой не виден — укоряй сам себя, и Господь смилуется над тобой.

8. Брат спросил:

— Когда спрашиваешь Отцов и получаешь ответы, их надо все выполнять?

— Не все, а те, что тебе даются как заповедь, — ответил старец. — Потому что одно дело просто совет по Богу, а другое — заповедь. Совет — это увещание без особой нужды, он прямо указует человеку путь жизни. А заповедь налагается, как ярмо: здесь нужны труд и усилия.

9. — Ты мне сказал, отче, — продолжил брат, — о разнице между заповедью и советом по Богу. Объясни теперь поподробнее, каковы признаки и различия того и другого и какие у обоих свойства.

— Скажем, — ответил старец, — ты приходишь к духовному отцу спросить о чем–то, но не затем, чтобы принять заповедь, а чтобы услышать ответ по Богу. Если он сказал тебе, как нужно поступить, то, конечно, ты должен соблюсти и это. Даже если будешь исполнять и поразит тебя из–за этого какая–то скорбь, не смущайся: все это на твою же пользу. Но если и не захочешь выполнить, что тебе сказали, — не думаю, что этим ты нарушил заповедь. Ты ведь и не принимал это как заповедь. Просто ты предпочел не увидеть своей же пользы, и ты должен за это презирать себя. Потому что нужно верить, что все, что исходит из уст святых, на пользу слушающим.

— То же самое, — продолжил старец, — если ты вообще не спрашивал, а старец сказал тебе сам, своим разумом, пре' бывающим в Боге. Иногда бывает и так. К примеру, один из братьев как–то собирался пойти в город, а старец сам от себя сказал ему: «Если пойдешь, впадешь в блуд». Он не послушал, пошел и пал.

Но если ты спрашиваешь о чем–то особо, с тем, чтобы взять заповедь, ты должен положить поклон. Затем ты берешь благословение у того, кто эту заповедь дает, и говоришь ему: «Благослови, отче, и меня на эту заповедь и помолись, чтобы я сохранил ее». И помни, брат, что тот, кто дает тебе заповедь, дает ее не просто так, а помогает тебе ходатайством и молитвами, чтобы ты мог сохранить ее. Если ты по какому–то помрачению не положил ему поклон, чтобы взять благословение, то не думай, что заповедь недействительна. Она уже дана, просто ты принял ее не так, как пристало. Поэтому, если сможешь, поскорее вернись и с поклоном вновь попроси благословения. А если нет возможности это сделать, то считай, что ты принял заповедь с небрежением.

10. — А если, — спросил брат, — я задам вопрос, чтобы взять заповедь, а у старца нет намерения дать мне заповедь и он ответит мне просто наставлением? Или, напротив, я спрашиваю не для того, чтобы взять заповедь, а он дает ее. Считается ли это заповедью и нужно ли ее соблюдать? Потому что есть ведь и церковные каноны, и речения Отцов в книгах. Их тоже надо непременно соблюдать, как и заповедь?

Старец ответил:

— Если ты спросил старца, а у него не было намерений давать тебе заповедь, то это не считается заповедью, даже если ты просил ее. А если он решился дать тебе заповедь, хотя ты и не просил ее, — то это заповедь, и ее нужно сохранить. Заповедью нужно считать и то, о чем учат догматические правила, а также те суждения Отцов, которые вынесены официально. Но принимать это нужно не сразу, а после того, как спросишь у Отцов и старцев и они подтвердят твой помысел. Сам ты ведь не всегда можешь правильно истолковать смысл написанного, а значит, следует спрашивать старцев. И что они тебе ответят, то и бедует исполнять и нерушимо хранить все услышанное, с помощью Человеколюбца Господа, молитвами святых, аминь.

11. — А если, — спросил брат, — случится искушение и я нарушу заповедь?

— Если ты возьмешь заповедь у кого–то из святых, — ответил старец, — и нарушишь ее, не смущайся и не впадай в отчаяние, что не сохранил ее. Вспомни того, кто сказал: «Семь раз упадет праведник и встанет» (Притч 24. 16). Вспомни, что и Господь говорил Петру до седмижды семидесяти раз прощать брату своему (Мф 18. 22). Если Он и людям заповедал столько прощать, то тем более сделает так и Сам. В Нем — преизбыток всякого милосердия, и Он превозмогает все. Он непрестанно вопиет через пророка: «Обратитесь ко мне, и я обращусь к вам» (Зах 1. 3), ибо Я милостив и не хочу смерти грешника», — и далее.