6. Из святого Варсонофия

Брат спросил старца:

— Скажи мне, отче: если я услышу о ком–то, что у него брань или болезнь, и буду сострадать ему — благое ли это сострадание или это бесы хотят отвлечь меня от собственных грехов? И потом, должен ли я поминать его в молитве, если мое состояние еще страшнее и грехов у меня еще больше? А если он сам попросит меня об этом или скажет мне передать это кому–то из Отцов, что мне делать? Неужели молитва за ближнего может научить любви человека страстного?

— Отцы учили новоначальных тому, — ответил старец, — что никто не может оставить своего мертвеца и пойти плакать над другим. Сострадать ближнему — это удел совершенных. А для новоначального сострадать другому значит быть осмеянным бесами. Новоначальный о людях и вещах судит неразумно, без точного рассуждения. Поэтому часто ему кажется дурным и бесполезным то, что хорошо и полезно. А полезно ему не думать ни о чем внешнем. Даже если в его сердце возникнет воспоминание о ком–то из внешних, что тот заболел или скорбит, или он услышит об этом от других, пусть скажет: «Бог да помилует меня и его». А самому просить кого–то из старцев молиться за кого–то — это значит поступать самочинно.

Если он захочет, пусть скажет старцу только одно: «Такой–то в скорби». Старец услышит и помолится о том, кто немощен духом. Впрочем, если кто–то просил тебя сказать о нем старцу, передай его слова старцу за послушание. И когда будешь молиться, говори: «Господи, прости нас и покрой в этом деле» Но сострадать кому–то, словно по любви Божией, для тебя еще рано, ты еще не пришел в эту меру. И если тебя беспокоит помысел о ком–то, тогда спроси и узнай, что тебе требуется и что полезно.

7. Из патерика

Брат сказал авве Кронию:

— Скажи мне слово, отче, как спастись?

Старец ответил:

— Когда Елисей пришел к соманитянке (4 Цар.4,8–17), он нашел ее ничем не занятой, и потому она зачала и родила по ходатайству Елисея.

— Что означают эти слова? — спросил брат.

— Если душа пробудится, — отвечал старец, — оставит попечения и откажется от своих вожделений, то Дух Божий приходит к ней. И тогда она может принести плод, поскольку сама по себе она бесплодна.

2. Местный правитель хотел увидеть авву Пимена, но старец не соглашался. Тогда тот под каким–то предлогом схватил сына его сестры и как преступника бросил его в тюрьму и сказал:

— Если придет старец, — сказал он, — и сам будет просить о нем, я отпущу его.

Сестра старца пошла к нему, стала под дверью и плакала. Но старец ей вообще ничего не ответил. Тогда она стала ругать его:

— Бессердечный человек, пожалей хоть меня — это мой единственный сын!

На это он ответил ей через посланного:

— Пимен детей не рожал.

И женщина, ничего не добившись, ушла. Когда правитель услышал об этом, он послал к старцу сказать:

— Прикажи хотя бы на словах, и я отпущу его.

Но старец на это ответствовал: