Ищи общества добрых людей, а от общения со злыми уклоняйся. Потому что ни обманщик, ни разбойник, ни могильный вор не родились такими, а научились этому у людей, чей ум растлил сатана. Ведь Бог все сотворил «хорошо весьма» (Быт 1. 31). Так что пусть не прельщают тебя ни бани, ни напитки, ни рыночная суета, ни наслаждения, а иначе будешь попадать в смертельную опасность.

Всегда помни о скорби грешников и бойся оказаться в их числе. Приходилось тебе когда–нибудь заходить в дом, где кто–то умер? Разве не спешил ты выйти, как только видел эти терзания и плач? По вещам временным можно судить о вечном. Сказано: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее» (Притч 9. 9). Ради мира твоего внутреннего человека будь кроток в исполнении заповедей Божиих, но хитроумен, когда отражаешь козни лукавого и уклоняешься от вредных знакомств.

Не водись с шутами и пересмешниками, чтобы не было вреда твоему уму. Слова их — страшнее яда аспида для того, кто слушает их: старцев они приводят к ребячествам, а юношей толкают на беззаконные дела. Если же ты живешь в обители и замечаешь, как кто–то из братии неподобающе ведет себя или говорит небогоутодные вещи, не обращай внимания на них и на их слова. Всегда имей пред своими очами Бога, по написанному: «Предзре Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да подвижуся» (Пс 15. 8). И пусть лукавый не внушает твоему сердцу такие мысли: «Эти старцы столько лет провели в монастыре и в подвигах, а так скверно ведут себя. Что уж делать мне, если я еще младше их!» Но слушай, что говорит Господь: «Много званых, а мало избранных» (Мер 22. 14), и еще: «Мало спасающихся» (Лк 13. 23).

Будь и ты с теми, кого мало, но кто избран, а не с теми, кого много и кто погибает. Потому что те, кто творит лукавство где бы то ни было: в монастыре или в любом другом месте, остаются сынами лукавого и подобны плевелам среди пшеницы. А ты стань пшеницей, чтобы тебя собрали в житницу Господню, а не сожгли, как плевел, в огне неугасимом. Вспомни о том, что праведный Лот жил в Содоме, но сладострастие и порочность жителей не совратили его. Потому он и был спасен, как об этом написано: «Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет 2. 8). И далее: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда» — и прочее (2 Пет 2. 9).

Лот, хотя и жил с такими людьми, не погиб вместе с ними, а Гиезий служил пророку Илии и впал в грех. Точно так же и Самуил был у Илии и жил рядом с его детьми. Но те погибли, а он спасся, потому что искренне любил Господа и не завидовал беззаконным (Пс 36. 1). А Иуда следовал за Господом вместе с другими учениками и предал Его в руки беззаконников.

Так что каждый из нас должен всегда следить за собой. И если мы живем рядом с праведниками, то будем смотреть на них и сами стараться жить праведно, коль скоро рядом такие примеры добродетели. А если живем с грешниками, то постараемся не только не завидовать их делам, но и указывать им путь ко спасению собственной доброй жизнью.

Кто–нибудь скажет: я, дескать, человек немощный и малодушный, и те, кто ведет рассеянный образ жизни, легко увлекают меня ко злу. Но пусть он обратится к Писанию, начнет подражать житию святых отцов — и будут к нему благоволить и Бог и люди. Пусть он посещает тех, в ком есть страх Божий и кто умеет врачевать души, и все, что они говорят, будет принимать с ревностью и исполнять на деле. Тогда он вскоре принесет плод, ибо сказано в Писании: «спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор 32. 7).

Нужно еще знать, что, если кто, живя в обители, небрежет о собственном спасении и поступает во вред ему, он будет нести еще более тяжкие мучения: не только за себя, но и за тех, кто погиб по его вине и кому он подавал пример легкомыслия и испорченности. А кто стремился к добродетели и заботился о собственном спасении, тот будет удостоен на небесах великой славы. Потому что он стал примером добродетельной жизни для своих собратий и собственной ревностью побуждал тех, кто был более нерадив, к исполнению заповедей.

Кто в боевом построении стоит впереди и первым прорывает строй противника, того награждают больше других. Так и тот, кто неусыпно творит дело Господне и многим подает полезный пример: он будет больше прославлен Богом.

3. Из Пандекта Антиоха

Как оса поедает труд пчел, так легкомысленный брат лишает благочестивого смысла совместную жизнь. И как трусливый солдат развязывает руки врагу, так нерадивый монах ослабляет волю братии. Посему он получит от Бога наибольшее осуждение.

И лучше, любезные братья, жить среди малого количества богоугодных людей, чем среди множества тех, кто презирает заповеди Господни. Потому что там, где есть страх Божий, — там любовь и единомыслие, и Бог обитает с такими людьми. Но где нет страха Божия — там раздоры и зависть. А где зависть да ненависть, там радуется лукавый. Так что предпочтительней обитать среди немногих, но доброго нрава, чем среди множества людей испорченных. И божественные Писания заповедовали нам то же самое. Ведь говорит же премудрый Сирах: «не желай их множества негодных, если нет в них страха Господня. Лучше один праведник, чем тысяча грешников. В сборище грешников возгорится огонь» (Ср.: Сир 16. 1–7. Цитата неточна). А другой сказал: «Не желай множества нечестивых… Когда они умножаются, не радуйся на них, если нет в них страха Господня. Не надейся на жизнь, ибо оплачешь их прежде их смерти. Лучше один праведник, творящий волю Божию, нежели тысяча грешников и нежели иметь детей нечестивых. Ибо от одного разумного населится город».

4. Из аввы Марка

Когда увидишь, что два плохих человека привязаны друг к другу, знай, что они потакают вожделениям друг друга. Гордец и человек тщеславный легко споются: гордец будет хвалить тщеславного за то, что тот рабски пресмыкается перед ним. А тщеславный будет ублажать гордеца за то, что тот постоянно хвалит его. Но ты будь от них подальше, чтобы тебе не было от них вреда.