И когда они понимали, что их защищают, они тотчас вновь обретали мужество, как это мы узнаем об Иакове, Иисусе Навине, трех отроках, апостоле Петре и других святых, подвизающихся за Христа. Им помощь от Бога явилась в человеческом образе, ободряя и вдохновляя их к благочестию. И тех Отцов, кто населил пустыню, изгнал из нее демонов и сделал ее обитающем ангелов, — их тоже часто посещали святые ангелы, всячески защищали их, во всем им содействовали, укрепляли и избавляли от тех искушений, которые чинили им свирепые бесы. И по сей день Бог не оставляет Своею помощью тех из людей, кто целиком предал себя в услужение Ему: Он «близ есть всем призывающим Его».

4. Из святого Максима

Говорят, что Бог попускает бесам искушать нас по пяти причинам. Во–первых, чтобы мы, нападая и защищаясь, пришли к различению добра и зла. Во–вторых, чтобы, обретя добродетель через брань и труд, хранили ее твердо и непреложно. В–третьих, чтобы, преуспевая в добродетели, мы не возносились умом, но учились смиренномудрию. В–четвертых, чтобы, испытав зло, мы совершенно и полностью возненавидели его. И, кроме всего прочего, в–пятых: чтобы, став бесстрастными, мы не забыли ни о собственной немощи, ни о силе Того, кто помогал нам.

5. Из патерика

Одного брата искушали бесы. Он отправился к старцу и рассказал ему о тех искушениях, которые терпел. А старец говорит ему: «Брат, пусть не пугают тебя те искушения, которые происходят с тобой. Потому что враги всегда завидуют и злятся, когда видят, что душа стремится к Богу и прилепляется к Нему. Но не может быть, чтобы Бог и Его ангелы не были рядом, когда человек искушается, и не протянули ему руку помощи. А ты сам все время обращайся к Нему и со смирением проси Его помощи. При этом помни во время искушения о Его необоримой силе, о нашей слабости, о жестокости наших врагов — и вскоре обретешь помощь Божию».

2. Брат спросил старца:

— Как получается, что те, кто живет в миру, не соблюдает пост, пренебрегают молитвой, не посещают бдения, объедаются всякой пищей, дают и берут что хотят, угрызают друг друга, большую часть дня только тем и занимаются, что дают клятвы и нарушают их… И, однако же, они не падают, даже не говорят что мы, дескать, согрешили, и не удаляются от общества людей. Тогда как мы, монахи, все время проводим в постах, бдениях, поклонах, сухоядении, лишаем себя всякого утешения плоти… И при этом скорбим, плачем и говорим, что погибли и повинны геенне огненной?

Старец тяжело вздохнул и сказал:

— Верно сказал ты, брат, что в миру люди не падают. Потому что, упав лишь однажды, и так страшно и тяжко, как только можно, они уже не могут встать, а падать им больше некуда. Они остаются в своем прежнем падении, совершенно ничего не понимая, и даже не знают, что упали. А что за нужда диаволу воевать с теми, кто всегда лежит на земле? Монахи же открыто выступают против врага и постоянно сражаются с ним. Поэтому то они побеждают, то их. И они не устают падать и вставать, нападать и отступать, наносить удары и получать их — до тех пор, пока благодатью Божией не одержат верх и не закалят все, что в них было слабого и немощного. Тогда–то они совершенно примирятся с Богом и обретут покой, постоянно наслаждаясь Его миром и радостью.

3. Авва Пимен рассказывал об авве Иоанне Колове, что тот умолил Бога — и все страсти оставили и больше не беспокоили его. Он пошел и сказал одному старцу:

— Кажется, я обрел покой, и у меня нет никакой брани.

А старец говорит ему:

— Иди и проси Бога, чтобы брань вернулась к тебе. Потому что через брань преуспевает душа.

Тогда авва вновь упросил Бога дать ему брань и с тех пор молился не о том, чтобы она оставила его, но говорил: «Господи, дай мне терпение в брани».