Кто обладает даром различения, тот стоит на прочном основании и радуется этому. А без него человек часто впадает в соблазн. Однако кто применяет этот дар, должен поступать бесстрастно и не для того, чтобы любыми средствами уврачевать докучающую ему страсть, но лишь для удовлетворения необходимых потребностей. Только когда ты не ввергаешь в соблазн ни единого человека и себя не отдаешь во власть страсти, то можешь пользоваться своей свободой.

А если кто–нибудь соблазняется ею, то следует действовать как домоправитель, а не применять ее неосмотрительно, вводя ближнего в соблазн. Например, кто–то пришел после тяжких трудов и хочет скорее поесть. А другой, услышав или увидев, что человек захотел есть или уже принялся за еду, впадает в соблазн. Или, бывает, попросишь какую–нибудь вещь, а твой брат еще не стоит на прочном основании. Тогда нужно наедине излагать свою просьбу тому, кто может тебе дать эту вещь, тогда помысел брата не претерпит никакого вреда. Как говорят, хороша та свобода, которая совершается со страхом Божиим.

А разрушаешь ты свою свободу вот в каком случае. Тебе нужна вещь, но ты не говоришь о своей нужде тому, кто может дать ее, а ждешь, что он сделает это по собственному почину. Получается так: он совсем не знает или мало знает о твоей нужде, или же не помогает тебе, чтобы испытать твое терпение. А ты сидишь и ропщешь на него и вводишь себя в соблазн. Так ты погрешаешь против этого человека.

Если же ты воспользуешься своей свободой и прямо скажешь, что тебе нужно, то ничего из названного выше не помрачит твой помысел. А если ты попросишь то, что тебе нужно но не получишь, не огорчайся, не соблазняйся, не сетуй. Скажи своему помыслу: «Либо он сейчас не может мне помочь, либо я недостоин, и эта вещь мне не полезна, поэтому Бог и не попустил, чтобы мне это было дано». Смотри, если будешь оглядываться на эту неудачу, то разом упразднишь всю свою свободу. Поэтому если нужда требует, обратись к нему повторно. Повторю еще раз: везде и всегда храни себя, тогда тебя не смутят неудачи.

Подобным образом, если кто по своему почину спросит тебя о вещи, нуждаешься ли ты в ней, скажи правду. А если ты забудешься и скажешь, что не нуждаешься, не постыдись после признаться и сказать правду. Соберись с мыслями и скажи: «Прости меня. Я по гордыне сказал, что вещь мне не нужна. А мне она очень нужна».

4. Брат спросил:

— Но если я не извещен и сомневаюсь в человеке, с которым веду дело, не будет ли для него соблазном такая моя большая свобода, и как мне быть в таком случае?

— Ты можешь узнать это на опыте, — ответил старец, — соблазн для него твои просьбы или нет. Допустим, ты хочешь поесть. Не говори ему: «Дай мне это». Скажи лучше: «Я чувствую, что я голоден по такой–то и по такой–то причине. По тому, как он тебя будет слушать, станет ясно, что он думает. Ты сразу поймешь его расположение, повергает ли его это в соблазн или нет.

— Но как же ты говорил, отче, — спросил брат, — что свобода состоит в том, чтобы открыто просить то, в чем нуждаешься? И почему, когда брат Иоанн спросил великого старца, можно ли ему отказаться от овощей, тот велел ему вкушать овощи, которые приносят посетители, но не выпрашивать? Можно ли сказать, что его свобода была ограничена?

Старец ответил:

— У Иоанна был помысел совершенно не есть овощей. Поэтому великий старец, отвечая на вопрос, сказал тем самым, что помысел этот внушают бесы, и, желая изобличить их, велел самому не просить об овощах. Он распознал злобу врагов, что бес, внушавший вообще не есть, потом заставит сетовать на то, что тебе приносят мало или вообще не приносят. Поэтому великий старец так и ответил, когда Иоанн его об этом спросил. Кроме того, он давал своему ученику заповедь. А свобода полезна только там, где дана заповедь.

3. Из святого Ефрема

Если ты живешь вместе с братьями, не становись ни для кого поводом уйти из братства, чтобы не быть осужденным в том мире. Следи за тем, чтобы никого не ввести в соблазн, и тогда и ты не будешь отлучен от Царства Небесного вместе с учинителями соблазнов.