10. В нашей воле или опять связать себя путами сладострастия, или быть свободными благодаря исполнению заповедей. Бывает так, что мы ненавидим грех, но лукавый помысел насильно завладевает нашим умом. Да, так бывает, не спорю. Но это след уже не Адамова греха, но презрения нашего к заповедям после крещения. Если после очищения в купели мы можем исполнять заповеди, но не делаем этого, нами невольно овладевает грех и управляет, пока мы не покаемся и не умолим Бога помочь нам исполнять их — тогда Он очистит нас от греха презрения заповедей.
11. Есть две причины действия зла в нас, и в обеих мы виноваты. Одна действует тем сильнее, чем больше мы пренебрегаем заповедями, а другая неизбежно завладевает нами из–за беззаконий, совершенных после крещения. Это действие зла может упразднить только Бог, если мы Его умолим, совершая милостыню, произнося молитвы и терпя выпадающие нам беды. Ведь все названное выше дает нам, хотя и таинственным образом, дарованную еще в Крещении Божию благодать. Совершающий подвиг всегда воздерживается и не перестанет воздерживаться, пока не истребит Господь «семя вавилонское».
12. Подумай: существует двенадцать постыдных страстей. Если ты изволишь полюбить одну из них, она восполнит место и остальных одиннадцати. Поэтому не оставляй ни один грех неизглаженным, даже если он самый малый, чтобы он потом не увлек тебя к большему злу.
13. Если ты начал уживаться со злом, не говори, что оно не владеет тобой. Как только ты связался с ним, то уже побежден им. Всякое происшествие начинается с малого и, постепенно подпитываясь, растет и увеличивается. Событие зла — что мелкая сеть. Если хоть немного в ней начать запутываться по небрежению, то вскоре запутаешься полностью и задохнешься. Ни одна из добродетелей сама по себе не может отворить предназначенную для нас дверь Царства, а только все добродетели в их общей взаимосвязи. Кого малое зло легко побеждает, того великое поработит неизбежно. А кто презирает всякое зло, тот борется с ним с Божией помощью.
5. Из святого Диадоха
Воздержание — общее название всех добродетелей. Кто воздержан, тот воздержан во всем. Если повредить хотя бы незначительную часть тела, то весь человек уже не будет цельным, даже если повреждение невелико. Так и тот, кто пренебрегает хотя бы одной добродетелью, он уничтожает все воздержание, будто его и не было.
2. Нужно не только быть старательным в телесных добродетелях, но и уметь очистить нашего внутреннего человека. Ибо какая польза сохранять тело девственным, если душа от Непослушания прелюбодействует с бесом?
3. На какую награду рассчитывает тот, кто сдерживает чревоугодие и всякие телесные желания, а своего самомнения и тщеславия не замечает?
4. Надежная скрепа будущего суда да раскроет в Божием свете предназначение человека, чтобы не было никаких упущений и потерь, и да оправдает тех, кто творит дела правды в духе смирения.
6. Из святого Максима
Господь после Воскресения сказал апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28,19–20). Всякий человек, крещенный во имя Отца и Сына и Святого Духа, должен исполнять все Евангелие. Господь именно потому связал с правой верой хранение всех заповедей, что ведал невозможность спасения человека при опущении хотя бы одной из них.
Вот почему и Давид, стяжавший правую веру, направленную к Богу, сказал, что я исправился во всех заповедях Его и всякий путь лжи ненавижу (Ср.: Пс 110,10; 118,128). Все заповеди даны нам Господом для отрицания всякого пути неправды. Если хотя бы одна будет забыта, то противный ей путь зла найдет продолжение уже в самом человеке. Господь даровал нам и силу соблюдать все заповеди. Се, — сказал Он, — даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк 10,19)
Павел, восприявший эту силу и власть, сказал: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор 11,1). И еще: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5,24). И еще: Для меня мир распят, а я для мира (Гал 6,14). Все заповеди, хотя их много, сводятся к одной: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею крепостию твоею.., и ближнего твоего, как самого себя (Лк 10, 27). Если подвижник соблюдает ее, он выполняет все заповеди до единой.
7. Из аввы Исаака