Прохора выбросило на берег под Селевкией, и он сразу же отправился в путь и через сорок дней добрался до Азии. Когда он проходил по приморскому селению по названию Мармарет, то, взглянув вдаль, вдруг увидел, как большой водяной вал, разбившись о сушу, вынес на берег человека.

Прохор поспешил на помощь спасенному. Как только он добрался туда, то в изумлении увидел Иоанна. Увидев друг друга, они обнялись, заплакав от радости и воздав хвалу милосердному Богу за свое спасение и помощь. После того как Иоанн окончательно пришел в себя, он рассказал, как сорок дней и ночей (о чудо из чудес!) хранимый Божьей силой, он неведомым образом держался на волнах, что научило его слушаться Бога, беспрекословно подчиняться его воле и не обращать внимания на немощи человеческих помыслов.

2. Из Отечника

Блаженный Епифаний сказал: «Кающимся грешникам Бог прощает даже самые большие грехи, как блуднице и мытарю, но с праведников требует и прибыль. Как Он сказал апостолам: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф 5, 20).

2. Старец говорил: «Бог терпим к грехам в миру, но не в пустыне. В миру есть много извинений для греха, а у отшельника нет ни одного — все они остались за границами пустыни. Нужно только одно: хранить себя и совершать подвиг».

Глава 13: О том, что нужно мужественно переносить уныние и скорбь, происходящие от бесов, и иметь терпение

1. Из жития святой Синклитикии

Блаженная Синклитикия говорила пришедшим к ней, что бывает печаль полезная и печаль вредная. Полезная печаль происходит от сожаления о собственных грехах и о неведении ближнего, от боязни потерять хорошее расположение, какое кто имеет, от томления при мысли о желаемых добродетелях. Эта печаль соприкасается с совершеннейшей добродетелью.

Совсем иную печаль внушает нам враг. Она преисполнена неразумия, часто называется унынием и ее следует изгонять молитвой и псалмопением, понимая, что ничего в жизни не дается без разумения и печали.

Ведь в Писании говорится: Всякая глава в болезни и всякое сердце в печаль (Ис 1, 5). Этим кратким изречением Святой Дух очертил монашескую и мирскую жизнь. Голова — образ водительского начала души. Как сказано в другом месте: У мудрого глаза его — в голове его (Еккл 2,14). В этих словах обозначен дар прозорливости. А слово «болезнь» говорит о том, что всякий росток добродетели требует тяжких трудов.

А слова всякое сердце в печаль указывают на непостоянный и утомляющий всех нрав. Ведь сердце всегда находится в движении и является пристанищем гнева и печали. Мирские люди не могут совсем освободиться от этой печали и непостоянства. Они горюют, что их не прославляют, горят вожделением чужого добра, жалуются на свою нищету, а если приобретут богатство, начинают буйствовать, не могут даже заснуть, замороченные заботами и необходимостью охранять накопленное.

2. Пусть нас не смущает мысль, что люди в миру живут без забот. Если сравнивать, то они мучаются больше нас. Я говорю, обращаясь не ко всем людям, но только к тем, кто вошел в монашескую жизнь. Как разным животным полезен различный корм, так и разным людям — разные речи. Сказано: Не вливают вина молодого в мехи ветхие (Мф 9, 17). Одним образом принимаются удостоившиеся созерцания и ведения, другим — усердные в подвиге и делании, а иначе — те, кто в миру.

3. Как животные делятся на земных, водных и летающих, так и люди. Некоторые избирают в жизни средний путь, как бы земной, некоторые небесный, точно птицы, а иные погрузились в воды греха, словно рыбы. Я вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня (68, 3), сказано в Писании. А мы, как орлы, взмахивая крыльями, всегда устремляемся ввысь к небесам.