4. Из святого Максима

Добродетели бывают телесные и бывают душевные. Телесные — это пост, бдение, служение, сон на земле, рукоделие ради того, чтобы никого не обременять и раздавать милостыню, и тому подобные. Если из–за какой–то нужды или телесного обстоятельства, например, болезни или чего–нибудь еще в том же роде, случится, что мы не сможем исполнять плотские добродетели, то получим прощение от Господа, знающего наши возможности. Но если мы не выполняем душевные добродетели, то никакого извинения нам не будет, ибо они исполняются не по необходимости.

5. Из Отечиика

Говорили об авве Амое, что он болел и лежал без движения много лет, но никогда не позволял своему помыслу рассматривать внутренность кельи и пересчитывать, какие вещи в ней лежат. Ему, как немощному, приносили разные яства. Когда ученик входил или выходил, или клал перед ним еду, старец смыкал глаза, чтобы не видеть, что именно принес брат. Такую строгость старец соблюдал даже в немощи и хранил себя, чтобы не потакать гортанобесию и не искать чего–либо ублажающего его желания. Он довольствовался с радостью всем, что готовил и приносил ему ученик. Постараемся и мы по возможности подражать этому старцу.

2. Однажды Авва Исаак тяжело заболел, и болезнь затянулась. Брат приготовил немного каши, положил в нее чернослив и принес старцу. Тот взглянул на блюдо, но даже не притронулся к нему. Брат стал его упрашивать:

— Ну, попробуй, хоть немного, авва, — уговаривал его брат.

— Поистине, брат, я хотел бы тридцать лет провести в такой немощи, — ответил авва.

3. Авва Лонгин, когда однажды заболел и ослаб, сказал себе: Ты недомогаешь и умрешь. Ты хочешь есть не в положенное время. Тогда не буду давать тебе и обычной ежедневной пищи».

6. Из святого Ефрема

Господь говорит в Евангелии: В малом ты был верен, над многим тебя поставлю (Мф 25, 21). Слово «малое» обозначает житейские занятия: пищу, одежду — все, что относится к телу. Господь повелел не заботиться об этом, но Ему предоставить попечение об этих вещах — «многих» дарах будущего века, которые Он обещал дать верующим в Него и все свое время уделяющим заботе об этих вещах и постоянно ищущим их. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, — сказал Господь, — и это все приложится вам (Мф 6, 33).

Это «малое» и временное становится выявлением и испытанием веры каждого во Христа. Кто верует, что ни о чем из этого нам не нужно хлопотать, но только о будущем проявлять заботу, тому обещаны щедроты без меры. Ясно, что такой человек уверовал в вечное и искренне стремится к этому. Вот чем это доказывается.

2. Веруешь ли, что ты можешь стать сыном Божиим и сонаследником Христовым (См.: Рим 8, 17) и многие веки со–царствовать с Ним? Конечно, ты скажешь да. По этой причине, от мира и от всего что в мире отрекшись, мы избрали работать Христу. Знай себя, да не овладеют тобой вновь земные заботы и премногое попечение о теле, ведь о нем тебе велено нисколько не заботиться. А если такое случится, то ты признаешь себя лжецом, потому что тогда ты не веришь в будущие блага.

3. Но ты уверовал без всяких колебаний, что примешь те будущие великие и нетленные блага! Поэтому никак нельзя проявлять неверия к Господу в том, что касается мелких и тленных вещей. Господь возвестил тебе, что даст тебе это, без сомнения, ибо Он благ, как он дает все и зверям, и птицам, и нечестивым людям. Как же ты можешь проявлять неверие Господу из–за бессмысленных земных вещей? Ведь ты признаешь что веришь Ему в том, что относится к будущим вечным благам.

4. Спрошу тебя и так: веришь ли ты, что Господь может даровать исцеление твоей душе от всех ран и страстей. Ты непременно скажешь, что веришь и что твердо стоишь на этой надежде. Подумай тогда, может быть, ты и здесь сам себя обманываешь, когда торопишься позвать врачей при любом телесном недомогании. Неужели ты и Христа хочешь представить немощным, что Он не может исцелить тебя? Как Он может оставить тебя, если ты всецело вверился Ему?