Priest Peter Ivanov

Рассказывая о своем «луче», Анастасия подчеркивает важность «чистоты помыслов». Если человек испытывает лишь «светлые чувства», то его луч очень силен и может многое (1, с. 47). Таким образом, последователи, вроде бы, ориентированы на нравственное самосовершенствование. Только как это сделать, если предлагается жить одновременно и в «нави», и в «яви»? Если в мире существует «гармония» добра и зла, то в чем истинное совершенство?

«Анастасиюшка» непрестанно предостерегает против увлечения научно-техническим прогрессом, ведущим Землю к гибели. Необходимо обратиться к природе. Отношения человека с окружающей средой зависят от «помыслов». Агрессивное настроение, «темные чувства» вызывают, например, ответную враждебность животных (1, с. 79).

Все неприятности и беды, происходящие с человеком, Анастасия объясняет тем, что люди «нарушают правила духовного бытия и порывают связь с Природой» (которая пишется с прописной, как очевидно обожествляемая; вообще же у наших доморощенных оккультистов-эзотеристов заведено так: чем больше прописных букв, тем выше «духовность») (1, с. 125). Эти правила и заповеди «изложены еще в Библии». Священному Писанию отводится рядовая роль одного из многочисленных источников языческого откровения. Вряд ли мы найдем библейские тексты, рассказывающие о любви растения к человеку, о чем «ведает» своему дружку лесная обитательница. Пузакову следовало бы обратиться за концептуальной поддержкой к греческой мифологии, дело было бы вернее.

Вот несложная система «нравственного богословия» Пузакова. Для кого же все это приуготовано?

Адресаты сектантской проповеди

Один из сподвижников Пузакова верно заметил, что автор эпопеи ориентируется на «чернозем», то есть необразованного, невзыскательного читателя. Потому, мол, и корявый стиль простителен, и неправильная грамматика делу не вредит.

Анастасия неоднократно подчеркивает, что главным объектом ее забот являются российские дачники, которые на своих крошечных участках земли общаются с животными и растениями (1, с. 67). Она сама при помощи «луча» наставляет людей, как лучше выращивать плоды, очищать природу от загрязнения. Многие предлагаемые рецепты фактически являются описаниями магических операций с семенами, которым якобы «передается вся информация о человеке», а те в свою очередь, прорастая, собирают для нужд хозяина «из Космоса и Земли необходимую энергию» (1, с. 75). Чтобы получать от овощей с огорода нужную медицинскую помощь, нужно лишь регулярно поливать их водой после мытья ног, поскольку пот содержит сведения о болезнях. На грядки поступит диагноз, и растения произведут потребные лечебные вещества.

Образ жизни, предлагаемый Анастасией, предполагает утреннее и вечернее общение с растениями. Здесь нет места молитве (1, с. 80 - Занятие земледелием становится у Пузакова родом магической натуропатии. Для «успокоения души» нужно всего лишь самому совершить полностью весь цикл выращивания зерна и производства хлеба, а также хотя бы три дня за лето питаться плодами своего огорода (1, с. 83-84). И будете здоровеньки...

Садовые участки постепенно сакрализуются в писаниях Пузакова как энергетически насыщенный «участок родовой», на котором можно получить защиту от всякого зла (3, с. 333). Зачем же от «нави» - то родимой спасаться?

По мере нарастания малограмотного бреда в писаниях Пузакова, возникает необходимость дискредитации учебы и знаний. «Настанет время, человечество поймет. Ученый самый крупный к бабушке на огород придет. Изголодавшийся, попросит он помидор себе на пропитание. Ученый и его творения мнимые той бабушке сегодня не нужны... Она спокойно без ученого живет. А он не может без нее прожить. Он — в мире иллюзорном, бесплодном, в никуда ведущем. Она — с землей естественной и со вселенной всей. Она нужна вселенной, он не нужен» (2, с. 169). Вообще читать и учиться вредно, учит «Анастасиюшка», — темные силы «множеством учений стремятся главное от человека скрыть» (3, с. 279). Читаем дальше: «познанье предметов и наук не нужно самоцелью делать. Как стать счастливым — главное познать» (3, с. 346).

Итак, новая богиня предложена довольно многочисленной части российского общества. Критерий для отбора сторонников: много времени проводит на садовом участке. Как правило, это или пенсионеры, или люди, ставшие в определенной степени жертвами современных преобразований, экономически неблагополучные, вынужденные питаться плодами своих садов и огородов, поскольку заработной платы на пропитание не хватает. Дачник-«анастасиец» — это городской житель, своего рода идеологический маргинал. Он уже не советский человек, но живет верой в силу научно-технического знания. Он еще не захотел или еще не смог воцерковиться: «слишком сложно». Он верит в НЛО, экстрасенсов, восточные чудеса, лекарства-панацеи, астрологию и геомантию. Ему грустно, что большая часть восторгающих его «чудес» — заграничного происхождения. Хочется, между тем, чего-нибудь своего, с одной стороны простенького, а с другой стороны, волшебного, обещающего каждому простые способы при общения к «миру тайн». Вот они, бывшие посетители мавзолея, с надеждой обращающие свои взоры к «Анастасиюшке».

Сочинитель Пузаков предпринял даже попытку объединить своих последователей в новое общественное движение.