Священник Петр Иванов-д-p иcторических наук-НОВАЯ КИТАЙСКАЯ -СЕКТА «ФАЛУНЬГУН»-На протяжении последних нескольких

На протяжении последних нескольких месяцев в Китае произошло множество событий, связанных с сектой «Фалуньгун». Власти предприняли массированную атаку на эту религиозную организацию, подвергнув ее членов суровым репрессиям. В этой краткой статье в самых общих чертах обрисована суть вероучения и практики «Фалуньгун», а также проанализированы причины жесткого конфликта между властями и этой сектой.

Название секты состоит из двух частей: «фалунь» – по буддийской терминологии означает «колесо закона» Будды (дхармачакра). По-китайски «фа» значит буддийский, а «лунь» – диск, круг, колесо, вращение, что восходит к индуистскому понятию «чакры» (космического закона), а также к йогическому представлению о чакрах как неких энергетических центрах организма. Одно из китайских названий Будды – Луньван, т.е. «вращающий колесо царь закона»; этим же словом обозначается чакравартины – мифические вселенские правители, якобы подготавливающие мир к приходу Будды. «Гун» – имеет непосредственное отношение к древней китайской психотехнической традиции даосского направления. Сам по себе иероглиф «гун» среди прочего означает «достижение», «подвиг», «действие», «эффект», «мастерство» и т.п. В традиционной китайской философии слово «ци» понимается как «пневма», универсальная субстанция вселенной, как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением, и как проявление психической деятельности1. Слово «цигун», означает целый ряд разнообразных традиционных систем, по большей части даосского происхождения, преследующих цель внутренней культивации путем медитации и дыхательных упражнений. Важную роль при этом играет представление о единства человека и космоса - микрокосма и макрокосма.

В настоящее время в Китае распространено великое множество различных школ «цигун». Коммунистические власти допускали их существование как разновидности традиционной дыхательной гимнастики. Более того, «цигун» наряду с препаратами традиционной китайской медицины и иглоукалыванием всегда рекламировался, в том числе и за границей, как одно из достижений древней китайской культуры. Мистический аспект всегда старательно отделяли, указывая, что достаточно лишь принимать соответствующие позы и следить за ритмом дыхания, чтобы достичь оздоровления. Публичные выступления мастеров «цигун», ложившихся под железобетонные перекрытия или поднимавших грузовик, рассматривались как разновидность китайского цирка.

И вот в 1992 г. появляется новая школа «цигун», называющая себя «Фалуньгун». Основателем ее стал некто Ли Хунчжи, уроженец городка Гунчжулин, что в уезде Хайдэ провинции Цзилинь в Северо-восточном Китае. Он родился 7 июля 1952 г., однако впоследствии, стремясь приобрести дополнительный авторитет среди последователей, изменил дату своего рождения таким образом, чтобы она по лунному календарю совпала с праздником дня рождения Будды. Биография Ли Хунчжи ничем не примечательна: учился в средней школе, в 1970-х годах работал на армейской конюшне, потом стал трубачем лесной полиции. С 1982 по 1991 г. работал в службе безопасности в одной из продовольственных компаний города Чаньчуня. С мая 1992 г. начал проповедовать свое учение, утверждая, что в течение многих лет тайно обучался у буддийских и даосских учителей. Официальная китайская пропаганда, очевидно опираясь на данные спецслужб, утверждает, что Ли Хунчжи начал практиковать «цигун» только в 1988 г., немного освоил два стиля этой гимнастики (цзюгунбагуагун и чаньмигун), а также соединил их с элементами тайского национального танца, с которым познакомился во время поездки в Таиланд. Практика «Фалуньгун» помимо «духовных упражнений» включает в себя и гимнастические. Это пять комплексов, которые носят такие названия: метод «Будда растягивает тысячи рук», метод стоячей сваи «Фалунь», метод пронизывания двух полюсов, метод небесного круга «Фалунь» и метод усиления чудотворства2.

На самом деле, попытки китайских властей представить Ли Хунчжи как малограмотного авантюриста3, которым он скорее всего и является, нисколько не проясняют суть дела. Ведь к тому моменту, как правительство начало подавлять секту, она имела 39 отделений в различных городах Китая, 1900 учебных центров и 28000 «первичных организаций»4. Каким образом секта «Фалуньгун» достигла такой популярности, что численность ее последователей исчисляется миллионами? Более точную цифру привести трудно: Ли Хунчжи говорит о 100 млн., китайские власти – о 2-3 млн. Поскольку один намеренно завышает данные, а другие – занижают, истина, видимо, находится посередине.

Очевидно, что причины распространения «Фалуньгун» в КНР коренятся в современном состоянии китайского общества, а если говорить точнее, появление секты вполне соответствовало, как любят говорить в Китае – духу времени. Осуществлявшиеся китайской компартией реформы на протяжении многих лет преследовали цель обеспечить поступательное экономическое развитие и модернизацию и в то же время сохранить монополию КПК на политическую власть, в частности при посредстве жесткого идеологического контроля. Однако результаты не вполне соответствуют ожиданиям. Диспропорциональное развитие различных регионов страны, коррупция, рост безработицы в городах и скрытой безработицы в сельской местности и многие другие факторы вызвали к жизни настроения недовольства, достаточно широко распространенные и укорененные в самых разных социальных слоях. Полная девальвация ценностей официальной идеологии и подавление попыток добиться минимальных политических реформ привели к разочарованию в общественной жизни.

Поиски разрешения жизненных конфликтов стали постепенно смещаться в сферу мистических исканий, но не в рамках официально признанных религий. Существующие в КНР религиозные организации (вне зависимости от вероисповедания) строго контролируются властями, не имеют разветвленных общенациональных структур и не пользуются доверием большинства населения. И тут появляется «учение», внешне основанное на официально признанной оздоровительной практике «цигун». Значит, оно может распространяться в самых разных кругах общества. Вовлечение новых последователей может происходить постепенно. Поначалу желающие «просто оздоровиться» с течение времени осваивают и религиозное учение, начинают систематически «изучать» тексты «Фалуньгун», поклоняться «Учителю» и проч. Постепенно в обществе распространяется информация о «чудесных исцелениях» и волна новых членов начинает прибывать в ряды секты с новой силой. Так оживает многовековая традиция тайных обществ и сект, время от времени возникавших в Китае и представлявших существенную угрозу власти. В современных условиях привлекательность «Фалуньгун» для рабочих, крестьян, рядовых служащих, пенсионеров оказалась в следующем: 1. дискредитация компартии вызвала потребность присоединиться к какой-либо иной патерналистской организации, чтобы не чувствовать себя брошенным на произвол судьбы; 2. внешне оздоровительный и внутренне скрыто религиозный характер секты делал ее в глазах людей вполне безопасной: это не какая-нибудь оппозиционная политическая партия; 3. в атеистическом обществе понятным успехом пользовалась секта, наряду с мифами пользующаяся и некоторыми наукообразными аргументами; 4. живущие в отчаянных условиях, разочаровавшиеся в реформах миллионы людей ухватились за идею грядущего краха вселенной как за спасительную соломинку: нет нужды более заботиться о проблемах повседневности, главное – стремиться к правильному переходу в новый мир, который будет воссоздан после катастрофы.

Первоначально Ли зарегистрировался при Китайской ассоциации по изучению «цигуна», однако вскоре был вынужден покинуть ее ряды, поскольку религиозная концепция «Фалуньгун» не вписывалась в рамки материалистической идеологии официозной организации. Надо полагать, что к 1998 г., когда Ли Хунчжи переехал в Нью Йорк, отношения между сектой и властями стали уже достаточно напряженными, а изобретатель «Фалуньгуна» накопил достаточно средств, чтобы продолжать руководить своими последователями из-за границы, не подвергаясь опасности репрессий.

Сведения о теории и практике «Фалуньгун» распространялись в Китае в виде книг, лазерных дисков, видео- и аудиокассет. Пока Ли Хунчжи жил в Китае, он много путешествовал по стране, проводя платные тренинги и выступая с лекциями. Власти объявили, что совокупный доход. полученный руководством секты составил около 5,5 млн. американских долларов5. О том размахе, с каким было поставлено дело, можно судить по тому, что к концу 1999 г. полицией было конфисковано около 10 млн. экземпляров книг и прочих печатных материалов «Фалуньгун»6.

Рост числа сторонников «Фалуньгун» с течением времени стал беспокоить китайские власти, особенно в связи с тем, что практиковать начали многие члены компартии, а также руководящие работники государственных учреждений, военные. Как отмечает профессор Университета штата Пенсильвания Ж. де Лиль, массовое вступление коммунистов в секту является признаком очевидного падения партийной дисциплины и общей дестабилизации внутриполитического положения7. Руководству КПК стало ясно, что на горизонте появился противник, гораздо более страшный, чем «буржуазные либералы», поскольку в отличие от последних пользуется если не массовой, то многомиллионной поддержкой населения.