«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

По учению Апостолов, Христос воспринял нашу плоть и кровь для того, чтобы Своею смертью лишить власти имеющего державу смерти, то есть дьявола (Евр. 2, 14). Дьявол есть действительное лицо, иначе бы апостол Иуда не стал бы его изображать спорящим о теле Моисея с Архангелом Михаилом (Иуд. 1,9). Апостолы учили, что демоны — духи разумные (Иак. 3, 15), но злые (Деян 19,13). Будучи многочисленны (Ап. 12, 4), они образуют свое царство, во главе которого стоит сатана (Рим. 16, 20; 1 Кор. 4, 5).

Из этих мест Писаний Апостольских ясно, что дьявол есть лицо действительно существующее. Так эти места и поняли святые Отцы Церкви. Св. Игнатий Богоносец неоднократно в своих посланиях увещевает избегать коварства и ухищрений князя века сего и укрепляться против дьявольских козней кротостью, верою и любовью. Ангел, который по своему первородству был мудрее прочих, за свое преступление и ослушание стал демоном, а вместе с ним и те, которые подражали ему и увлекались его мечтами, составили полк демонов7. Дьявол, по учению св. Иринея Лионского, есть творение Божие, как и прочие Ангелы. Он сам был причиной своего отступничества8. По убеждению Тертуллиана, все, что оскорбляет Бога, должно быть приписано демонам и нечистым духам9.

Признают бытие злых духов и все другие Отцы и учители Церкви. В своих творениях (что не раз будем видеть ниже) они рассуждают о природе злых духов, их первом грехе, их кознях против людей и проч. Особенно убедительно доказывается бытие злых духов историей святых подвижников, как это мы можем усматривать из их назидательных писаний. Всю свою жизнь подвижники вели жестокую брань с духами злобы. Нередко случалось, что демоны являлись им в чувственном виде. Отвоевываясь от демонов своею высокою нравственною жизнью, святые подвижники изгоняли бесов из других людей. На что смело указывали язычникам в доказательство истинности христианской веры. Во второй апологии Иустина Мученика читаем: «Иисус сделался человеком и родился, по воле Бога и Отца, ради верующих в Него людей и сокрушения демонов. Это и теперь мы можем узнать из того, что происходит перед нашими глазам, ибо многие из христиан исцеляли, и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами, заклиная именем Иисуса Христа, Распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены остальными заклинателями-гипнотизерами». «Большая часть из вас знает, — говорит Минуций Феликс, — что сами демоны приходят в сильный трепет от наших заклинательных слов: именем Единого Истинного Бога, и или тотчас оставляют тела одержимых ими, или постепенно удаляются, смотря по вере страждущего или по желанию исцеляющего»10. Тертуллиан пишет: «Что касается демонов, то мы не только не отвергаем их, но сражаемся с ними, преследуем их, изгоняем из тела человеческого, как это всякому известно. Приведите в судилище человека, о котором известно, что он одержим демоном, и пусть христианин, какой бы он ни был, прикажет демону говорить. Демон сознается, что он действительно демон, и что в иных случаях ложно выдает себя за Бога»11.

Верование св. Церкви в бытие злых духов и их зловредное влияние самым убедительным образом выразилось в ее молитвах и молебных чинах. В своих молитвах св. Церковь настойчиво поучает верующих просить Бога об избавлении от злых демонов, лукавых, бесов, врагов бесплотных. «Избави мя, (Господи), настоящаго обстояния бесовскаго... Изми мя от уст пагубного змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива» (Молитва 8-я на сон грядущим).

«Да воскреснет Бог и расточатся врази его;.....да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением...» (Молитва Кресту); «(Господи), избави мя... дьявольского поспешения» (Молитва 3-я утренняя, св. Макария). «...спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель... Да не убо похитит мя сатана и похвалится, Слове, еже отторгнута мя от Твоея руки и ограды... Сподоби мя, Господи,., поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому» (Молитва 8 утренняя, св. Макария).

Наставляет св. Церковь прибегать к Пресвятой Богородице с такой молитвой: «Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара; да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника» (Молитва 7-я утренняя, Пресвятой Богородице). Научает молиться и ангелу Хранителю, дабы он не дал «места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе», дабы возбранял демонам мучить нас (Молитва утренняя 9-я, к Ангелу Хранителю).

На случай сильных вражеских прилогов Церковь предлагает «Правило избавления от злых помыслов». Здесь Церковь выражает верование, что только Единым Господом «дается всем, яже на дьявола и его воинства, крепость» (Молитва 1-я).

В Чине св. Крещения, употребляющемся в Церкви и доныне, требуется от восприемников, чтобы они запрещаемого отреклись «от дьявола и всех дел его, и всея гордыни его». Возможность же существования бесноватых, как действительно одержимых злыми духами, Церковь признает тем, что имеет особый чин «о избавлении от духов нечистых». Это последование вместе с тем открывает нам и несомненную веру Церкви в силу имени Христа и данную Им пастырям Церкви «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их» (Мф. 10,1).

Итак, все убеждает нас в бытии злых духов: и предания народов, и здравый разум, освещаемый светом Божественного Откровениями опыт св. подвижников и, наконец, верование Церкви. Поэтому, как говорит о. Иоанн Кронштадтский, «упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор истине, наперекор Божественному Откровению12; отрицающий злого духа человек уже поглощен дьяволом (1 Пет. 5, 8) и, сидя во тьме и сени смертной, не в состоянии зреть Солнце Правды.

1 Апологетика Рождественского. С. 7-106.

2 Иамирий-маг египетский, противодействовавший Моисею. 2 Тим. 3, 8.

3 Четьи-Минеи. Октября 2.14

4 Опытное доказательство этого можно видеть в житии Преподобного Пахомия Великого, Четьи-Минеи, Мая 15.

5 Четьи-Минеи. Января 17