«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В других местах Святого Евангелия приводятся слова Иисуса Христа о том, что существует целое царство злых духов, что дьявол — злобный князь сего царства,

имеет слуг своих и называется поэтому князем бесовским (Мф. 12,25-27; Лк. 11,17-20), что дьявол — князь бесовский — есть князь мира сего (Ин. 12, 31), что дьявол и аггелы его действуют совместно, не препятствуя, а поддерживая друг друга ко вреду людей «Мф. 12,25-27; Мк. 3,23-24; Лк. 11,17-20). Объясняя притчу о пшенице и плевелах, Христос сопоставляет дьявола с действительными существами и предметами: с Самим Собою, людьми добрыми и злыми, с ангелами и с миром. Поле есть мир, — говорит Господь, — доброе семя — это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть дьявол, жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы (Мф. 13, 38-39). Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумевающему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его (Мф. 13,19; Мк. 3,15; Лк. 8,12). Можно ли допустить, чтобы дьявол — не действительное существо, а простое олицетворение зла — был бы поставлен Христом с существами действительными, и чтобы Христос придавал простому олицетворению зла действительное и весьма важное участие в судьбах мира и человека?..

А как ясно учил Господь о бытии злых духов, когда исцелял бесноватых. Никогда не высказывает Господь, что беснование есть болезнь естественная: везде виновниками ее Он признает бесов и изгоняет их (Мф. 4,24; 8,16; 9,33; 12,22; 15,28; 17,18; Мк. 1, 34; 7, 29-30; Лк. 4, 35; 8, 29; 9, 42; 11, 14). Особенно поразительным является исцеление Христом гадаринского бесноватого, который влачил свою жизнь не в человеческих жилищах, а в могильных пещерах среди гор; бился о камень, испускал вопли, так что наводил ужас на всех. Пробовали сковать его, но он с нечеловеческой силой ломал оковы, как хворост. Как тебе имя? — спросил Христос. Легион, — отвечал бесноватый (или, вернее, бесы его устами), — потому что нас много. Спрашивается, что это за болезнь, которою был одержим несчастный? «Эпилепсия, падучая болезнь, бешенство, вообще нервное расстройство», — ответили бы, не задумавшись, врачи нашего времени. Очень вероятно, что основанием беснования было, действительно, обыкновенное душевное и телесное расстройство. Чтобы играть на каком-нибудь инструменте, нужно, чтобы инструмент был настроен; точно также, чтобы злой дух мог распоряжаться человеком, нужно, чтобы душевно и телесно он был расстроен. А что эти несчастные, которых Евангелие называет бесноватыми, отличались от других больных, видно из того, что иудеи видели в исцелении их Иисусом Христом изгнание бесов (Мф. 12,25).

Продолжим рассказ о гадаринском бесноватом. Христос сжалился над ним и изгнал из несчастного легион бесов, которые просили у Спасителя дозволения войти в стадо свиное. Христос дозволили, и бесы тут же проявили свое губящее начало, сбросив стадо свиней с крутизны в море (Мф. 8, 28-32; ср. Мк. 5,1-13). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Христа, не болезнь беснования вошла в свиней. Очевидно, что это дело легиона бесов, которые были изгнаны.

После столь ясного учения Христа, кажется, нет места никаким сомнениям касательно достоверности бытия злых духов. Однако, не все видят в словах Христа учение о действительном существовании злых духов, многие думают, что словам Христа нельзя придавать буквального смысла, потому что Он мог приспособляться к понятиям Своих современников.

Такое мнение решительно не имеет никакой цены на следующих основаниях: 1) Христос никогда не лгал, и не мог лгать, и постоянно боролся с предрассудками. По Своей любви к истине и людям, Господь не мог бы предостерегать последних и вносить в их души страх пред злобными и могущественными врагами рода человеческого, если бы этих врагов на самом деле не было; 2) Сам Спаситель смотрел на бесноватых, как на жилище демонов, а потому, когда беседовал с бесноватыми, то обращался с речью не к больному, а прямо к демонам, называя их духами нечистыми и повелевая им выйти из человека больного (Мк. 1,25, 5 и 8-9). Говори Христос и о том, что делает изгнанный из человека бес: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным (то есть свободным от добродетелей). Если найдет таким, тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12,43-45; Лк. 11,24-26); 3) злые духи, находившиеся в людях, как существа отдельные от тех лиц, в которых обитали, устами бесноватых исповедывали Иисуса Христа Сыном Божиим, трепеща Его могущества и власти над ними, и этим невольно свидетельствуя, что они Им побеждены (Мф. 8, 29 Лк. 4, 33).

Не сомневались в бытии дьявола и Святые Апостолы. Подобно Иисусу Христу, они учили о зловредной деятельности злых духов, о пагубном влиянии их на род человеческий. Говоря о Христе, что Он исцелял всех, одержимых дьяволом (Деян. 10, 38), Апостолы и сами, по примеру своего Божественного Учителя, исцеляли бесноватых (Деян. 5, 15; 16, 8) и, проповедуя людям Христа, смотрели на переход из язычества в христианство как на переход от власти сатаны к Богу (Деян. 26, 18).

По учению Апостолов, Христос воспринял нашу плоть и кровь для того, чтобы Своею смертью лишить власти имеющего державу смерти, то есть дьявола (Евр. 2, 14). Дьявол есть действительное лицо, иначе бы апостол Иуда не стал бы его изображать спорящим о теле Моисея с Архангелом Михаилом (Иуд. 1,9). Апостолы учили, что демоны — духи разумные (Иак. 3, 15), но злые (Деян 19,13). Будучи многочисленны (Ап. 12, 4), они образуют свое царство, во главе которого стоит сатана (Рим. 16, 20; 1 Кор. 4, 5).

Из этих мест Писаний Апостольских ясно, что дьявол есть лицо действительно существующее. Так эти места и поняли святые Отцы Церкви. Св. Игнатий Богоносец неоднократно в своих посланиях увещевает избегать коварства и ухищрений князя века сего и укрепляться против дьявольских козней кротостью, верою и любовью. Ангел, который по своему первородству был мудрее прочих, за свое преступление и ослушание стал демоном, а вместе с ним и те, которые подражали ему и увлекались его мечтами, составили полк демонов7. Дьявол, по учению св. Иринея Лионского, есть творение Божие, как и прочие Ангелы. Он сам был причиной своего отступничества8. По убеждению Тертуллиана, все, что оскорбляет Бога, должно быть приписано демонам и нечистым духам9.

Признают бытие злых духов и все другие Отцы и учители Церкви. В своих творениях (что не раз будем видеть ниже) они рассуждают о природе злых духов, их первом грехе, их кознях против людей и проч. Особенно убедительно доказывается бытие злых духов историей святых подвижников, как это мы можем усматривать из их назидательных писаний. Всю свою жизнь подвижники вели жестокую брань с духами злобы. Нередко случалось, что демоны являлись им в чувственном виде. Отвоевываясь от демонов своею высокою нравственною жизнью, святые подвижники изгоняли бесов из других людей. На что смело указывали язычникам в доказательство истинности христианской веры. Во второй апологии Иустина Мученика читаем: «Иисус сделался человеком и родился, по воле Бога и Отца, ради верующих в Него людей и сокрушения демонов. Это и теперь мы можем узнать из того, что происходит перед нашими глазам, ибо многие из христиан исцеляли, и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами, заклиная именем Иисуса Христа, Распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены остальными заклинателями-гипнотизерами». «Большая часть из вас знает, — говорит Минуций Феликс, — что сами демоны приходят в сильный трепет от наших заклинательных слов: именем Единого Истинного Бога, и или тотчас оставляют тела одержимых ими, или постепенно удаляются, смотря по вере страждущего или по желанию исцеляющего»10. Тертуллиан пишет: «Что касается демонов, то мы не только не отвергаем их, но сражаемся с ними, преследуем их, изгоняем из тела человеческого, как это всякому известно. Приведите в судилище человека, о котором известно, что он одержим демоном, и пусть христианин, какой бы он ни был, прикажет демону говорить. Демон сознается, что он действительно демон, и что в иных случаях ложно выдает себя за Бога»11.

Верование св. Церкви в бытие злых духов и их зловредное влияние самым убедительным образом выразилось в ее молитвах и молебных чинах. В своих молитвах св. Церковь настойчиво поучает верующих просить Бога об избавлении от злых демонов, лукавых, бесов, врагов бесплотных. «Избави мя, (Господи), настоящаго обстояния бесовскаго... Изми мя от уст пагубного змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива» (Молитва 8-я на сон грядущим).

«Да воскреснет Бог и расточатся врази его;.....да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением...» (Молитва Кресту); «(Господи), избави мя... дьявольского поспешения» (Молитва 3-я утренняя, св. Макария). «...спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель... Да не убо похитит мя сатана и похвалится, Слове, еже отторгнута мя от Твоея руки и ограды... Сподоби мя, Господи,., поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому» (Молитва 8 утренняя, св. Макария).

Наставляет св. Церковь прибегать к Пресвятой Богородице с такой молитвой: «Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара; да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника» (Молитва 7-я утренняя, Пресвятой Богородице). Научает молиться и ангелу Хранителю, дабы он не дал «места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе», дабы возбранял демонам мучить нас (Молитва утренняя 9-я, к Ангелу Хранителю).

На случай сильных вражеских прилогов Церковь предлагает «Правило избавления от злых помыслов». Здесь Церковь выражает верование, что только Единым Господом «дается всем, яже на дьявола и его воинства, крепость» (Молитва 1-я).