«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

6 Творения Иоанна Златоуста. Т. 2. С. 551. 18

7 Памятники древней христианской письменности. Т. 4. Приложение к Православному Обозрению. С. 143.

8 Св. Иринея «Против ересей». Кн. 4.

9 Тертуллиана творения. Т. 4. Гл. 1. 27

10 См. Славянское Добротолюбие.

11 Приложение к Православному Обозрению. С. 92-93.

12 Сочинения Иоанна Кронштадтского. Т. 2.

Глава II

Происхождение злых духов, их первый грех и наказание

Творение Богом мира невидимого. — Свойства Ангелов. — Падение некоторых из них по своей воле. — Время падения. — Первый грех злых духов. — Наказание за грех. — Вечность мучений злых духов. — доводы в пользу неизменности участи злых духов.

По учению Православной Церкви, выраженному в пространном Катехизисе, «невидимое сотворено прежде видимого и Ангелы прежде человеков», то есть Ангелы сотворены прежде всего, когда, кроме Бога, ничего не существовало. Это видно из первых слов книги Бытия: В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1,1).

Так как видимое нами небо сотворено после (Быт. 1, 6, 8, 1417), то в этих словах под небом нужно разуметь духов, которые в Святом Писании представляются населяющими небо (Кол. 1,16) — вот почему Моисей не приписывает небу того нестроения, какое приписывает земле, которая бе невидидима и неустроена (Быт. 1,2). Об этом можно заключить из слов Бога к Иову: Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангелы Мои (Иов. 38, 7); отсюда видно, что Ангелы существовали уже в четвертый день творения.

Создатель Ангелов сотворил их по образу Своему — бестелесными, по естеству их — подобными некоторому духу и огню невещественному1, о чем царепророк Давид говорит: Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4), описывая горячность любви Ангелов к Богу, быстрому их в служении Богу и людям, их стремление к горнему и то, что они не имеют вещества, подобного нашей плоти.

Называя Ангелов существами бесплотными, Откровение учит, что Ангелы суть существа личные, имеющие разум (1 Пет. 1, 12; Гал. 1, 8) и свободную волю (Лк. 15, 10). По уму своему Ангелы представляются образцам ведения (2 Цар. 14, 20): они знают то, что человек не знает и не может знать (Мк. 13, 32), хотя их знание не простирается на тайны сердечные и на случайное будущее (2 Пар. 6, 30; Ис. 44, 7). Но не все Ангелы устояли в данной им от Бога мудрости и святости: по произволению своему многие из них сделались злыми. На небе был между Ангелами Божиими один великий, по данной ему от Бога силе и власти, светозарный дух2, названный, по светозарности своей, Денницею. Он был одним из самых близко стоящих к Богу духов. Превознесенный выше всех духов, Денница задумал стать самостоятельным царем и сказал в сердце своем: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему (Ис. 14, 13-14). И вот Господь низверг с светлого неба духа, омрачившего себя противлением Творцу, в ад, — в глубины преисподней (Ис. 14, 15). Так как Денница был начальником некоторых духов, то он и их возмутил против Владыки всякой твари и увлек их за собою. И, таким образом, светлые Ангелы стали духами злобы (Лк. 7,21; Еф. 6,11,12). Злыми, следовательно, Ангелы стали по своей воле, Господь наш Иисус Христос говорил иудеям, что дьявол — человекоубийца от начала и не устоял в истине (Ин. 8, 44). Если он не устоял в истине, то значит, был наставлен в ней и имел все силы и средства для того, чтобы отклонить от себя всякий соблазн. Согласно со словами Иисуса Христа, учили и Св. Апостолы, — Ангелы же, не соблюдшим своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великого дне узами вечными под мраком соблюде, пишет апостол Иуда (Иуд. 6). Под именем начальства здесь разумеется первоначальное состояние Ангелов, заключавшее в себе как внутренне совершенство разума и воли, так и внешние достоинства бестелесных духов. Ангелы могли сохранить свое первоначальное состояние (начальство) и удержать соответствовавшее этому состоянию жилище, но по собственному произволу не соблюли того и другого. Св. апостол Петр во 2-ом послании говорит о падении Ангелов, что Бог аггелов согрешивших не пощаде (2 Пет. 2, 4), значит, внушает ту мысль, что некоторые ангелы поступили вопреки Божией воле.

Следуя словам Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, Православная Церковь всегда держалась той мысли, что Ангелы, хотя имели от создания своего совершенство разума и воли, но Бог не вложил в природу их безусловной необходимости всегда выбирать лишь одно доброе, так что они имели свободу выбора между добром и злом. Имея возможность уклонения к злу, некоторые употребили во зло свободу выбора и сделались злыми. Вот как учат об этом святые Отцы и учители Церкви. «Демон называется драконом, потому что восстал на Бога, вначале он был ангелом», — пишет св. Феофил Антиохийский, а св. Ириней Лионский говорит, что «дьявол был сам причиной своего отступничества»3. Ту же мысль подтверждает св. Антоний Великий: «Злые духи называются так не потому, что такими сотворены. Бог не сотворил ничего злаго — и они были сотворены добрыми» и св. Макарий Великий: «Все разумныя существа, разумею Ангелов, демонов и души, Создатель сотворил чистыми, а что некоторые из них совратились во зло, это произошло с ними от самопроизвола, потому что по собственной воле уклонились они от должнаго помысла»4. Особенно замечательно рассуждение об этом предмете св. Кирилла Иерусалимского: «Первый виновник греха и родоначальник зла — дьявол. Прежде дьявола никто не грешил. Согрешил же он не от природы, — по необходимости, ибо тогда не было бы греха. Напротив того, будучи создан благим, по собственному произволению он сделался дьяволом и от дел своих получил себе это имя. Он был Архангелом, но впоследствии назван дьяволом за клевету на Бога пред людьми; клеветал же он на Бога, чтобы совратить людей с пути истины. Быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении этого имени, потому что сатана означает противника»5.

О том, что дьявол пал по своему произволу, говорит и св. Василий Великий: «Демоны не по самой сущности своей получают в удел противление добру, но по собственному произволу, чрез отступление от добра уклонились в грех, то есть во зло. От блага не может произойти зла. Почему же лукав человек? По собственному произволению, поддаваясь учению и влиянию дьявола, клевещущего ему на Бога. Почему зол дьявол? Тоже по собственному своему произволению, ибо и он имел свободную волю, и ему была дана власть пребывать с Богом или удаляться от Него. Гавриил Архангел всегда предстоит Богу, сатана — ангел, совершенно ниспавший из собственного своего чина перваго соблюла в горних, а последняго низвергнула — свобода воли. Одного спасла любовь к Богу, а другого отвергло от Бога противление его к Богу». Итак, как говорит св. Григорий Нисский, «дьявол сам лишил себя радостной жизни».

Считаем нужным привести еще характерное рассуждение о падении дьявола св. Иоанна Дамаскина: «Из ангельских сил надземнаго чина начальник, которому Бог поручил охранение земли, не был создан злым по естеству, но был благ и создан для блага, и не имел в себе от Создателя ни малейшего следа зла, но он не вынес озарения и чести, которую даровал ему Создатель, и по свободному произволению обратился от естественного, к противоестественному и вознесся против Бога — Творца своего. Восхотев восстать против Него, первый отступил от блага и впал во зло. Зло есть ничто иное, как лишение добра, как и тьма есть лишение света. Благо же есть — духовный свет, как зло есть духовная тьма. Будучи создан от Творца светом и быв благим, он по свободной воле сделался тьмою. Им отторгнуто, ему последовало, с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов; таким образом, они сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу, по причине свободной воли, полученной им от Творца»6 .

Итак, из приведенных слов св. Отцов Церкви ясно, что дьявол, будучи создан добрым, по своей воле стал злым. Теперь естественно спросить: когда пал дьявол? Падение ангелов было не в продолжении шести дней творения, ибо, по совершении творения, по свидетельству книги Бытия «виде Бог, яко вся, елика сотвори, добро зело» (Быт. 1, 31). Если же в продолжении шести дней созданные твари были хороши, то нельзя думать, чтобы Ангелы в первые шесть дней лишились первобытного блаженства. Но падение ангелов предшествовало падению человека, ибо, если бы ангелы устояли в истине, то не было бы искусителя, который бы привел их к нарушению заповеди Божией. В чем состоял первоначальный грех ангелов? В Священном Писании нет вполне ясного учения об этом, но с вероятностью можно заключить, что первоначальным грехом падших ангелов была гордость, и что один из ангелов, более совершенный, слишком возмечтал о своем совершенстве и склонил к тому подчиненных духов примером или убеждением. Это видно, прежде всего, из искушения прародителей, ибо искуситель внушил им желание лучшего совершенства, чем образ Божий, который они доселе имели. По сему вероятно, что и сам дьявол сделал тот же грех, к которому соблазнил человека.

Завистью дьявола вошла в мир смерть, — говорит Соломон (Прем. 2, 24). Иисус Христос сказал: Дьявол не устоял в истине... и есть отец лжи (Ин. 8, 41). Не устоял в истине, то есть не сохранил истинных представлений о своих действительных отношениях к Богу. Явилась в нем ложь, то есть ложное представление о своем собственном совершенстве и могуществе. Преувеличенное понятие о себе и привело его к мысли о возможности стать равным Всевышнему (Ис. 14, 13-14), сделаться независимым от Него (как часто мы видим из истории, что полководцы, будучи возвеличены царями, стараются занять их место).

Что дьявол пал вследствие гордости, это видно из одного места послания св. апостола Павла к Тимофею. Дав закон, по которому епископ не должен быть из новообращенных, апостол Павел объясняет, почему он дал такой закон: «Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом» (1 Тим. 3, 6). Одинаковому наказанию должно предшествовать одинаковое преступление. Если апостол Павел говорит, что за гордость можно подвергнуться тому же осуждению, какому подпал дьявол, то значит, Апостол признает грехом дьявола гордость. Что начальный грех падших духов есть гордость, видно из приведенного уже места послания св. апостола Иуды о несоблюдших своего начальства ангелах (Иуд. 6). Дьявол не сохранил своего достоинства ангельского, причем несохранение сего достоинства было несомненно, иначе оно не было бы наказано. В дьяволе выразилось неповиновение воле Божией, а в основе этого неповиновения могла лежать одна гордость, ибо Денница имел все, что можно было иметь сотворенному духу.