«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
«Разность злых духов, — говорит преподобный Иоанн Кассиан, — зависит от разности совершенств, которые получили они при сотворении, и от разности успехов во зле. Причина разности открывается та что эти различия чинов, которые злые власти имеют подобно святым небесным силам, они и ныне удерживают или от степени прежнего чина, в котором всякая власть сотворена, или они сохранили между собою эти степени и названия чинов с противной стороны — от степени своей злости, в которой каждая власть возросла делая зло».
Если же злые духи сохранили те же степени, которые они имели до падения, то отсюда естественно предполагать, что они имеют в существе такую же природу, как и Ангелы добрые. Действительно священное Писание называет их духами (Мф. 8, 16), чуждыми вещественности и плотности (Мф. 6, 12). Впрочем, св. Отцы и учители Церкви понимают бестелесность Ангелов, а следовательно, и злых духов в смысле ограниченном, — именно, что они бестелесны только по сравнению с нами, облеченными в грубую плоть. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Бестелесным и невещественным называется Ангел по сравнению с нами, ибо все, в сравнении с Богом, Единым Несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно. Они — невидимы. Впрочем, и сие свойство понимается ограниченно: Ангел, душа, демон, хотя и не имеют грубости телесной, но также имеют вид и ограниченность, свойственные природе своей. Божеское Существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно»1.
Итак, злые духи имеют в природе своей некоторую вещественность, а по наружному виду — подобны человеку. Патриарх такому сходству с человеком Господь назвал дьявола человеком (Мф. 13,28). Св. Пахомий Великий, например, видел беса во образе прекрасной жены, идущей в обитель с множеством слуг2. Св. Писание приписывает падшим духам немоту и глухоту. Сам Господь Иисус Христос назвал демона глухим и немым. Душе немый и глухий, — сказал Господь, — Аз ти повелеваю: изыди из него (Мк. 9, 25), и глухой дух, не слышавший голоса св. Апостолов и не подчинившийся их приказанию, немедленно вышел из больного. Повествуя о другом исцелении бесноватого, Евангелие говорит, что этот бес был нем (Лк. 11, 14). Правда, бесы по попущению Божию, могут принимать и другие виды кроме человеческого для смущения верующих. Так, на соблазн и обольщение св. Илариона дьявол во время молитвы его являлся то в виде волка, то в виде лисицы3. Злоба и падение демонов отразились и на их наружном виде. Сохранив естественный образ, они исказили его чертами страшного зверства, вот почему Псалмопевец вопиет: «Не предаждь зверем душу, исповедующуюся Тебе» (Пс. 73, 19); вот почему праведный Итв видел дьявола страшным чудовищем (Иов. 39,40,41).
Как подобные человеку, демоны могут плакать. Так, например, плакали они о том, что Макарий избег рук их и вступил в небесное жилище4.
Будучи обложены тончайшею, но все-таки подобной человеческой, плотью, демоны могут чувствовать удары. Вот что читаем в житии св. Андрея, Христа ради юродивого: однажды к св. Андрею, находившемуся в церкви св. Анастасии в Константинополе, пришел ночью один из начальников демонов в сопровождении многих других темных духов. Дьявол имел в руке топор и все демоны вооружены были разным оружием. Они кинулись на святого, чтобы убить его, а святой возопил к Богу о помощи. Раздался гром и явилось многочисленное собрание людей, одетых в белые одежды, а за ними пришел благообразный старец. Лицо его было светлее солнца, и множество слуг последовали ему. Он сказал им: «Затворите двери, чтобы никто не убежал, и переловите эфиопов». Повеление было сейчас исполнено. При этом Андрей услышал, что один из демонов говорил другому: «Горе нам! Мы обманулись: Иоанн жестоко будет мучить нас». Иоанн повелел белоризцам, пришедшим с ним, снять железную цепь с шеи Андрея. Иоанн, взяв цепь и сложив ее втрое, стал в дверях церкви и приказал приводить демонов по одному. Привели первого демона, растянули его на земле, и Иоанн дал ему цепью сто ударов. Демон вопиял подобно человеку: «Помилуй меня!» Такому наказанию подверглись все демоны один за другим. После этого Иоанн сказал им: «Подите покажитесь отцу вашему — сатане: как покажется ему сделанное вам?» Демоны исчезли, белоризцы также удалились. Благолепный старец, подойдя к Андрею, объявил, что он Иоанн Богослов, и что ему поручено попечение об Андрее.
Имея некоторую телесность, демоны, как и Ангелы добрые, не вездесущи, но способность к быстрому передвижению есть и у них. Так, Господь Иисус Христос сказал о странствовании демона, выгнанного из тела человека, следующее: Когда нечистый дух выйдет из человека, то проходит по безводным местам, ища покоя, и не обретает его. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, из которого я вышел; и пришедши, находит его пустым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя и, вшедши, живут там (Мф. 12, 43- 45). В книге Иова повествуется, что сатана, представ пред Господом в сонме Ангелов, на вопрос Господа, откуда он пришел, отвечал: Обшед землю и, прошед поднебесную, се есмь (Иов. 1,7).
Когда Господь постился в пустыне, к Нему приступил дьявол и переносил Господа с места на место: сперва взял его во святый град и поставил на кровле храма, потом взял Его на очень высокую гору. Очевидно, что упоминаемые быстрые перемещения совершал дьявол с Господом подобно тому, как переместил Ангел диакона Филиппа с Газской дороги в Азот. Падшим ангелам Св. Писание приписывает ум и волю (2 Кор. 2,11; 2 Тим. 2,26). Знают злые ангелы Бога, впрочем, так, что знание это внушает им страх. «Ты веруеши, яко Бог Един есть; добре твориши: и бесы веруют и трепещут», — пишет св. апостол Иаков (Иак. 2, 19). Христа Спасителя нередко злые духи исповедывали Сыном Божиим (Мф. 8,29; Мк. 1,24; 3,11).
Знают злые ангелы, конечно, и самих себя, потому что, если дух человека знает, что в человеке (1 Кор. 2, 2), то, конечно, то же должно сказать о злых духах. Известно злым духам и состояние нынешнего мира, как об этом говорится в книге Иова. Дьявол, обойдя всю землю и наблюдая за всеми людьми, сказал об этом Господу, и Господь не опроверг его слов, как ложных (Иов. 1, 4). Знают падшие духи и нечто будущее, которое происходит от определенных и неизменяющихся причин. Будущее — случайное им известно из Откровения Божия (3 Цар. 22, 22), а также из наблюдения над характером людей.
Однажды демон явился св. Андрею и произнес предсказание о нравственном расстройстве христиан в последние времена. «В те времена, говорил демон, человеки будут злее меня, и малые дети превзойдут стариков лукавством. Тогда я начну почивать. Тогда я не буду учить человеков ничему, они сами будут исполнять волю мою». Святый Андрей спросил: «Как это ты знаешь? Ведь демон ничего не знает по предведению». На это демон отвечал: «Умнейший отец наш — сатана, пребывая во аде, гадательствует о всем посредством волхвования и передает нам»5
Но имея ум, злые духи настолько исказили его, что вместо основного качества всякого ума — стремления к истине, главною чертою их ума является ненависть к истине, по какой причине дьявол называется в Евангелии — отцом лжи (Ин. 8,44), а в Апокалипсисе — клеветником (Ап. 12, 9).
Воля демонов, закосневшая во зле, конечно, теперь может направлять их деятельность к одному злу, но и демоны имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно. Вместо любви существо дьявола исполнилось непримиримою к Богу и Его творениям враждой, ненавистью и завистью. В нем, по словам св. Иоанна Златоуста, «мы имеем врага постоянного, имеющего к нам непримиримую ненависть»6, поэтому св. апостол Павел облекает христиан во всеоружие для борьбы с дьяволом (Еф.6,12-17).
Что касается числа отпавших от Бога и подчинившихся князю тьмы духов, то Св. Писание говорит, что оно весьма велико. Спаситель называет общество злых духов целым царством (Мф. 12, 26; Лк. 11, 18). В земле Гадаринской Иисус Христос изгнал из одного человека целый легион бесов (Мк. 5, 9; Лк. 8, 30). Если в одном человеке было их множество, то общее количество их надо полагать неисчислимым.
Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «дьяволом отторгнуто, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество ангелов»7. По словам Апокалипсиса, хвост дракона увлек с неба третью часть звезд (12, 4), из чего можно заключить, что сатана увлек за собою третью часть небожителей, — следовательно, Ангелов добрых больше, чем демонов.
Духи имеют местопребывание соответственно своему естеству. Доколе дьявол был светлым ангелом, он обитал на небе (Мф. 24, 1). На небе совершилось несчастное превращение его из света в тьму; его пример увлек и много других ангелов (Еф. 6, 12). Вследствие этого превращения, — Михаил Архистратиг и Ангелы, пребывшие верными Богу, брань сотвориша со змием, и змий брасяи ангели его. И не возмогоша, и места не обретеся им ктому на небеси... и вложен бысть (дьявол) на землю, и аггелы его с ним низвержени быша (Ап. 12, 7-9). Местопребыванием дьявола сделалась та голубая бездна, которая отделяет Церковь Воинствующую от Церкви Торжествующей и которая, на языке общеупотребительном, называется воздухом. Справедливость этой мысли явствует из Священного Писания. Так, в книге Иова дьявол сам свидетельствует, что он обошел всю землю и протек поднебесную (Иов. 1, 7; 2, 2). Пребывание падших духов в воздухе указывается и следующими словами св. апостола Павла: Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, к миродержателем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12). Собрание этих духов апостол Павел называет «властию воздушною», а главного из демонов, собственно дьявола — князем власти воздушный, духом, действующим в сынах противления (Еф. 2, 2). Вот как разъясняет это место св. Афанасий Великий: «Дьявол — враг нашего рода, ниспавши с небес, блуждает в пространстве этого нижняго воздуха, где, начальствуя над другими демонами, как над соделавшимися непокорством и гордостию подобными ему, при содействии их обольщает человеков привидениями и старается воспрепятствовать тем, которые стремятся горе, о чем Апостол говорит: по князю власти воздушный, духа, имев ныне действует в сынех противления (Еф. 2,2)8.