«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

11 Протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский).Т. 2

Глава V

Отношение Бога к падшим духам

Бог ограничивает деятельность злых духов Своею силою. — Почему влияют демоны на людей после искупления Христом. — Искушение невинных прародителей и Безгрешного Богочеловека как доказательства возможности влияния злых духов и на праведников. — Необходимость для нас искушения от дьявола.

Отношение Бога — Промыслителя к падшим ангелам, по воззрению св. Отцов и учителей Церкви, такое же, какое отношение света солнечного к самовольно удалившимся от его животворного действия и обрекающим чрез это себя на тьму и потерю правильной жизни1. Тотчас же после падения злые духи могли бы, если бы захотели, покаяться и обратиться к Источнику жизни, и можно думать, что Богом было дано им время на исправление2; но гордость и обдуманное упорство воспрепятствовали им это сделать, а потому они все дальше и дальше отпадают от Бога и вместе с ним все более и более ниспадают в страну мрака, где нет покаяния. Проложивши путь чрез грех и смерть к господству в мире, дьявол простер свою власть на всех людей, злых и порочных возвеличивая, а добрых и благочестивых преследуя.

Но все это попуская вследствие Своего решения не нарушать свободы ни одного из свободно-разумных существ3, Господь, вместе с тем, ограничивал и ограничивает пагубные действия в мире духа злобы, направляя их ко благу людей. Еще согрешившим прародителям Господь сказал в раю, что Семя жены сотрет главу змия (Быт. 3, 15). По слову Апостола, для сего-то явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3, 8). Для того Он воспринимал нашу плоть и кровь, чтобы Своею смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2, 14-15). Исполнились древние пророчества: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3,16). Снято с нас древнее проклятье Крестом Сына Божия, уничтожен грех Безгрешным Богочеловеком, попрана смерть смертью Христа. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? (Ос. 13, 14). Отнята власть над миром у князя мира, изгнан дьявол Сказавшим: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего будет изгнан вон (Ин. 12,31).

Итак, по-видимому, с пришествием в мир Сына Божия должна была прекратиться злая деятельность дьявола и аггелов его, однако Св. Писание и история Церкви свидетельствуют, что влияние злых демонов на людей продолжается и ныне, — и св. Отцы и учители Церкви советуют христианам «с препоясанными чреслами» и «оружием духовным» вести брань с духами злобы поднебесными. Как будто факты злой деятельности дьявола находятся в противоречии с словами Христа Спасителя, что князь мира сего будет изгнан вон; но это только по-видимому. Вот как рассуждает о власти дьявола в мире Преосвященный Херсонский Иннокентий: «Дьявол, не соблюдший своего начальства в высших областях мироздания (Иуд. 1, 6), ниспал в бездну унижения и бедствий и потом, не желая чрез покаяние возвратиться к своему природному месту и первому достоинству, умыслил злобно свергнуть с престола настоящего владыку земли — прародителя человеков и, достигши сего посредством обольщения людей, занял незаконное его место — владыки над миром. Провидя в Иисусе Христе будущего разрушителя темного царства своего, он с самого начала служения Его не преминул явиться пред Ним, с искушением в пустыне (Мф. 4, 1-11; Лк. 4,1-13) во время Его пощения. Не успев в своем коварстве, ставил потом, где мог, преграды Его проповеди; возмущал мирные сердца Его учеников (Мф. 16, 23), овладел одним из них до того, что обратил его из апостола в сосуд погибели, и воздвиг синедрион на преследование Сына Божия именем Самого Бога Израилева. Во всех сих случаях Премудростию Божиею предоставлена была врагу Бога и человеков, по-видимому, свобода действовать так, как он хотел и мог. Сын Человеческий также не противопоставлял ему, видимо, со Своей стороны, неприступной Славы Своего Божества, сражался с ним одним смирением и преданностью воле Своего Отца; несмотря на сие, царство света своею внутреннею силою явно брало везде верх над царством тьмы. Малое стадо, коему завещано царство, росло, привлекая к себе отовсюду членов. Сын Человеческий совершил все, что нужно было для основания Церкви Своей «так, что врата адовы не одолели ее; оставалось только вознестись на крест, принести Самого Себя в жертву за род человеческий, дабы потом принять и по человечеству Своему власть над небом и землею, сделаться посредникам между Богом и человеками. После сего, князь мира, сей древний самозванец, изгнан будет вон, то есть вон из мира его доселешнего царства. Выражение «изгнан вон» указывает на уничтожение его власти властию Христовою, и притом лишь в сущности, а не в проявлениях. Общение со Христом верующих освобождает от власти дьявола, но это только при совершеннейшей вере; а так как совершенство не для всех доступно, то власть дьявола в мире продолжается над несовершенными по мере их несовершенства; а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти дьявола общение со Христом. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного самоусовершенствования человека. Вот почему возвещенная здесь победа Христа над князем мира хотя смертью и прославлением Христа и совершилась фактически, но Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь Воинствующая и будет таковою до кончины мира и Страшного Суда. Но места Нового Завета, в которых говорится о продолжающейся силе и деятельности в мире князя мира сего, не стоят в противоречии с рассматриваемым изречением Иисуса Христа, что князь мира сего будет изгнан вон (Ин. 12, 31). На месте этого павшего князя мира воцарится Христос и восприимет царство над всем миром и по человечеству (а Царем мира по Божеству Он был всегда), когда вознесется от земли и войдет во славу Свою. Эта мысль выражается в словах Его: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32).

Решение вопроса, таким образом, заключается в следующем. До пришествия Христа на землю люди, кроме малого числа веровавших во грядущего Христа, находились в полной власти дьявола. Христос Спаситель, совершив искупление, лишил дьявола несправедливых прав, которые дали ему люди, явившись преступниками заповеди Божией. Видимое царство сатаны разрушено, язычество с его грубыми пороками пало; потрясено и невидимое царство: даны средства обращать в ничто все козни дьявола. Противостаньте дьяволу, и убежит от вас, — пишет апостол Иаков (Иак. 4, 7). Поколеблена обширная власть сатаны. С величайшей легкостью мы можем, в силу искупительных заслуг Иисуса Христа, побеждать дьявола. Влияние его на людей ослаблено для тех, кои сораспинаются Христу со страстями и похотями. «Пришествие Христа страшно для демонов и спасительно для нас, — говорит св. Василий Великий, — поелику лукавое его мучительство свергнуто, и надземные места очищены спасительным страданием Умиротворившего все, что на небесах и на земле (Кол. 1,16). Ангелы возглашают: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2,14), — и веселящиеся о входе Господа в Иерусалим восклицают: Благословен Царь, Грядущий во имя Господне (Лк. 19,38). Мы можем беспечально простираться вперед, чтобы всегда наслаждаться древом жизни, которому приобщиться воспрепятствовал нам вначале коварный змий, потому что Бог поставил... Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3, 24). И сей путь совершив невозбранно, да внидем в наслаждение благами Иисуса Христа, Господа нашего»4.

Невозможно было, чтобы разумное и духовное естество, согрешившее добровольно и подвергшееся осуждению смерти, само себе возвратило свободу, как говорит Апостол: Закон, ослабленный плотию, был бессилен (Рим. 8, 3). Посему-то пришел самолично Сын Божий восстановить естество человеческое в естестве Своем из нового начала и чудным рождением. «Дьявол низложен Христом», — говорит св. Григорий Богослов.

Власть демона разрушена, однако, не безусловно: неверующие, а из верующих — неследующие в своей жизни заповедям Христа, не свободны от власти дьявольской. Св. Григорий Богослов говорит: «Христос не истребил его (дьявола) единым движением воли, которым создал мир и которым мог бы погубить его,., но оставил свободным врага и попустил ему быть в одно время среди добрых и злых, и воздвигнул между ними жестокую взаимную брань, чтобы как враг подвергался и здесь ужасному позору, сражаясь с теми, кто немощнее его, так и подвизающиеся в добродетелях всегда имели славу свою, очищаясь в жизни, как золото в горниле»5.

Итак, Бог с высочайшей премудростью указал способ, как быть человеку нераздельно с Ним, чтобы дьявол не имел более места в человеке. Но и после сего Бог не приневоливает человека ко спасению, но предоставляет всем возможность или сражаться с дьяволом, или вступить с ним в союз.

Некоторые не находят возможным признать влияние злых духов на людей после искупительного подвига Иисуса Христа, в подтверждение чего и ссылаются на те места посланий св. апостолов Петра и Иуды, где говорится, что падшие ангелы связаны узами мрака и соблюдаются на суд великого дня (2 Пет. 2, 4; Иуд. 6).

Если, говорят они, злые духи лишены свободы и находятся в узах мрака, то они не могут уже вредить людям, подобно тому, как пес, привязанный на цепи, лишен возможности кусать людей.