«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но приведенные слова Апостолов нельзя понимать в том значении, будто падшие духи не имеют возможности вредить человеку. Апостолы говорят, что злые духи находятся под мраком. Является вопрос: что разумеет Св. Писание под словом «мрак». Под «мраком» Св. Писание разумеет бедственное положение, как это видно из книги прор. Исаии, называющего бедственное положение до пришествия Христова хождением во тьме, пребыванием в стране и тени смертной (Ис. 9, 2), — равным образом, и мучения, которым подвергнуться нечестивые в вечности, называются мраком вечной тьмы (2 Пег. 2,17).

Итак, ясно, что словами апостолов Петра и Иуды обозначается бедственное состояние демонов. Несомненно, что демоны связаны узами после явления в мир Христа Сына Божия; они связаны Божиим определением, которое всегда ограничивало и ограничивает их деятельность, не позволяя им искушать людей более того, что они могут понести. Связываются же злые духи добродетельною жизнью христиан, их верою, молитвою, призывом имени Христа; прогоняются всегда силою Креста Господня. Если христианин не пользуется этой силою, если в нем нет веры и усердной молитвы, то такому может вредить дьявол. Ведь и цепной пес укусит человека, если сам человек близко подойдет к нему, не приняв никаких мер предосторожности.

Обратимся теперь к самому убедительному доказательству возможности влияния злых духов на людей и после крестных заслуг Христа Спасителя. Таким доказательством является история двух, самых выдающихся в жизни человечества, искушений: искушение Господа в пустыне и искушение прародителей. Эти искушения убеждают в возможности злой деятельности падших ангелов тем, что как в том, так и в другом случае — дьявол приступал к невинным и безгрешным. Рассмотрим историю этих искушений. Блаженны были наши прародители. Тело их цвело крепостью и здоровьем; душа же их была чиста и невинна, со свежими и деятельными силами, и наслаждалась ничем не возмущаемым спокойствием совести. Вместе с тем, внешняя природа со всеми своими царствами — животным, растительным и ископаемым — находилась в покорности к человеку. Она служила ему, как своему царю и владыке и, будучи прекрасна в целом и частях, самими красотами своими доставляла ему высокое наслаждение. Для жилища праотцев предоставлен бы рай сладости, место самое лучшее на земле, исполненное всякого рода растениями, приятными на вид, хорошими для пищи (Быт. 2,9) и заключавшими в себе все, что только могло удовлетворить потребностям чувственно-разумных существ, развивать и непрестанно поддерживать в них чувство совершенного блаженства. Главнейшим источником блаженства для наших прародителей было то, что Сам Бог являлся и беседовал с ними, как Отец с любимыми детьми, Сам ими руководил с чрезвычайною любовью и нежностью; окружал их всем, что могло содействовать полноте их счастья.

И вот дьявол позавидовал прародителям в их безграничном счастье и захотел уничтожить его и, действительно, успел в этом. Змий-дьявол клеветой на Бога обольстил Еву, и чрез плод, древа, содержащего познание зла, подвел род человеческий к смерти, — недаром он назван человекоубийцей от начала (Ин. 8, 44). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Видя, что человек находится в величайшей чести и почти ничем не менее Ангелов, как и Блаженный Давид говорит: Немного ты умалил его (человека) пред ангелами (Пс. 8, 6), — так, видя на земле земного Ангела, демон, который сам некогда пребывал между вышними силами, но по развращению воли и безмерной гордости ниспал с той высоты, употребляет великую хитрость, чтобы лишить человека благословения Божия, сделав человека неблагодарным, отнять у него все блага, дарованные ему человеколюбием Божиим. И что же делает? Находит змея, которая превосходил смыслом всех зверей, что засвидетельствовал и Моисей сими словами: Змий же бе мудрейший всех зверей, сущих на земли, их же сотвори Господь Бог (Быт. 3, 1). Воспользовавшись змием, как орудием, дьявол чрез него вступает в беседу с женою и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд. Беседуя со змеем, Ева говорила, что Бог запретил не только вкушать от плодов древа познания добра и зла, но прикасаться к сему дереву; и сказала жена змею: Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть (Быт. 3, 2-3). В этих ее словах обнаружилась тайна ее душевного состояния, подмеченная искусителем: страх смерти только сдерживал ее в повиновении Богу. Посему-то отвечает змей жене: Нет, не умрете (Быт. 3, 4). Рассеян страх смерти, дьявол уже без туда привлекает Еву на свою сторону; он говорит ложь и клевещет на Бога:Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло (Быт. 3,5). Ева не противоречит дьяволу: она ему верит, а потому не возражает. Услышав, что Бог будто бы из зависти запретил вкушать от дерева, надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева возмечтала о себе слишком много: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание (Быт. 3, 6). Заговорила в Еве похоть человеческой природы (Ин. 2, 16), заговорила похоть плоти: дерево казалось хорошим для пищи; заговорила похоть очей: дерево казалось приятным для глаз; заговорила и гордость: дерево казалось дающим знание. «Бедствия произошли не от дерева, но от произволения человека, от беспечности и невнимательности, какие он показал по отношению к заповеди» (Иоанн Златоуст). «Дерево в раю было для того, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания» (Св. Василий Великий). Вина не в дереве, а в нас, в нашем преслушании; сама Ева взяла плодов и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3, 6). Так внесен был грех в род человеческий. Тогда открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание (Бъп. 3,7). Первое следствие греха в прародителях наших было сознание не болезни какой, — душевной или телесной, а своей наготы. С сознанием наготы появился и стыд внутренний. До грехопадения были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2, 25), после же грехопадения они сделали для себя опоясания, а когда слышат глас Господа, ходящего в раю, то скрываются за деревьями. Господь зовет Адама, тот отвечает: Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3, 8-Ю). И спросил Господь: Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть (Быт. 3, 11). Бог желает вызвать покаяние у Адама. Но первозданный вместо откровенного признания во грехе своем и покаяния, слагает вину свою на Бога: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Жена же слагает вину свою на змея (Быт. 3, 12-13). Итак, люди не только сотворили грех, но и упорствовали в нем. Преслушание и нераскаянность воздвигли на первых людей, а через них и на весь род человеческий, справедливый гнев Божий. Суд Господа, сопряженный с наказанием, прародители приняли молча и безответно, а пробудившаяся совесть давала им знать, что судьба их, после нарушения заповеди Божией, не может оставаться в прежнем виде, что грех и преступление должны быть наказаны, и что благодушное принятие и безропотное перенесение сего наказания есть наилучшее средство к тому, чтобы заслужить милость; и возвратить себе любовь Божию6.

Произнесенное же Богом наказание обольстителю — змею давало им знать, что они не преданы в беззащитную жертву злой и враждебной силе, низринувшей их с высоты невинности и богоподобия. Несмотря на постигшие бедствия, у них оставалась возможность восстать от своего падения, стать против своего врага, сразиться с ним и победить его, воспринимая для того силу и средства от Бога, Кто явился теперь не только Судьей их, но и отомстителем за них.

Не будем столь безрассудны, чтобы роптать на прародительницу нашу, памятуя, что и мы сами повторяем непрестанно ее грех — непослушание к заповедям Божиим; лучше посмотрим на то, как нам вести себя среди искушений, дабы избегать сетей врага, а для сего выйдем из Эдема и пойдем в пустыню Иорданскую, потому что потерянное нами в раю опять приобретено для нас в сем месте слез и воздыханий, за нас пролитых Сыном Божиим. Искушение Спасителя было допущено Богом не для Него, а для примера стойкой борьбы с искушениями, чтобы люди знали, как отражать врага. Св. Афанасий Великий говорит: «Явно, что не грешить было делом естественным, посему-то зрак раба, явившийся в Божестве Слова, по естеству и силе, являет в себе безгрешность, разорив закон греха и пленив мучителя, как говорит пророк: Восшел на высоту пленив плен (Пс.67,19)». Слово, противопоставив врагу зрак раба, одерживает победу чрез побежденного некогда, то есть рабское пред волей Божией смирение Христа — Сына Божия победило врага, поэтому Иисус Христос говорит: Мужайтесь, Я победил мир (Ин. 16,33).

Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Спаситель, имея нетленный образ Божий и подобие, должен был также искуситься в тех страстях, в которых был искушен Адам, когда был в невинном состоянии, то есть чревоугодии, тщеславии, гордости. Спаситель допустил дьявола с искушением, чтобы своим примером научить нас, как мы должны побеждать врага-искусителя, именно, теми же способами, какими и Христос отразил его»7. И приступил к нему искуситель и сказал: если Ты — Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4, 5-6). Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8). Что же Искушаемый наш? У Него — единая, неизменная мысль — об исполнении воли и славы Отца Небесного. Когда искуситель хочет обратить внимание Его на предметы дальние, Он всякий раз обращается горе, к Отцу Небесному, и от Его Светлого Лица принимает ответ врагу. На предложение о хлебах Он отвечает: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4,4). На предложение вергнуться вниз говорит: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4,7). Предложение царства мира Христос отражает словами: Господу Богу Твоему поклоняйся и Ему Одному служи (Мф. 4, 10). Доколе продолжалась брань, Христос был Один, но когда изобличил дьявола и повелительно сказал: отойди от Меня, сатана (Мф. 4, 10), — явились Ангелы и служили Ему.

Вместе с твердостью и величием Господь Иисус Христос обнаружил, в искушении Его дьяволом, глубокое смирение: Он ничего не говорит дьяволу от Своего Лица, а все заимствует из Слова Божия, и это для того, чтобы отвратить людей Своим примером от той самонадеянности, с какой Ева вступила в беседу с искусителем, и подавая нам пример смирения, которым скорее всего побеждается наш гордый противник8.

Вот два одинаковых по существу искушения и два совершенно различных к ним отношения искушаемых; чего не сказала дьяволу Ева, то сказал ему Христос, Первая погибла сама и внесла в род человеческий погибель; Второй же не только сам освобождается от дьявола, но дает власть, силу и средства освобождаться от дьявола всем, кто пожелает пойти за Христом в путь спасения.

Итак, дьяволу было возможно приступить к невинным прародителям и искушать их; чрез это искушение он довел их до греха, проклятий и смерти. Если же дьявол приступил с искушением и к Сыну Божию, то не можем мы, грешные, считать себя свободными от нападения на нас врага и должны, имея в виду пример Христа, твердо и стойко отражать всякое искушение дьявола. Ободрением для нас во всех искушениях должны служить слова Апостола, что верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10,13); а почему Господь Бог, могущий одним мановением Своей Всемогущей Десницы превратить дьявола в ничто, допускает влияние дьявола на нас, отвечает св. Иоанн Златоуст: «Бог не препятствует дьяволу посещать тебя искушениями, во-первых, для того, чтобы ты познал, что сделался гораздо сильнее дьявола, во имя Христа знаменуясь крестом животворящим; во-вторых, чтобы ты пребывал во смирении и не превозносился величием даров; в-третьих, для того, чтобы лукавый оный дух, доселе сомневавшийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в-четвертых, чтобы ты чрез это сделался тверже и крепче; в-пятых, чтобы иметь ясное извещение о вверенных тебе сокровищах; ибо дьявол не стал бы приступать к тебе, если бы не видал тебя в высшей степени чести».

Ту же мысль выражает и св. Максим-Исповедник: «Пяти ради причин от Бога попускается нам быть боримыми от демонов: 1-я та, чтобы мы, будучи боримы и противоборствуя, дошли до умения различать добродетель от греха; 2-я та, чтобы мы, борьбою и трудом снискав добродетель, имели ее твердою и неизменною; 3-я та, чтобы, преуспевая в добродетели, не высоко о себе мудрствовать, но научались смиренномудрию; 4-я та, чтобы испытав делом, сколь зол грех, возненавидели его; 5-я и важнейшая — та, чтобы не забывали своей немощи и сил Помогшего нам»9

1 Августин. О граде Божием. Кн. 2. С. 9.

2 Немезий. См. Догматическое Богословие еп. Сильвестра. С. 386

3 Иоанн Дамаскин. Т. 2. С. 4.