«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Иначе действует он с теми, которые мужественны и сильны, ни во что вменяют смерть, исходят на дело с великою ревностью. Навстречу таким дьявол выходит не вдруг, сдерживается... не осмеливается даже прикоснуться к ним 9, пока не охладеют они в ревности своей. Это второй способ брани дьявола. Когда же дьявол увидит, что внешние чувства у человека не побеждаются внешними вещами, помыслы не ослабевают от ласкательств и обольщений его, тогда этот обманщик желает ослепить ум человека и возбудить в нем помыслы гордыни, чтобы подумал он в себе, будто бы вся крепость его зависит от его собственной силы, и сам он приобрел себе это богатство, своею силою сохранил себя от противника и убийцы. Иногда же враг, под видом откровений от Бога, в сновидениях показывает что-либо человеку, и также во время его бодрствования преобразуется в светлого ангела, и делает все, чтобы мало-помалу убедить человека, и хотя несколько привести в согласие с собою»10. В этом состоит третий способ дьявольской брани сильными и мужественными.

Четвертая брань — самая упорная. Она состоит в следующем: «Ум подвижника ослепляется часто видением и приближением к нему вещей чувственных... Дьявол усиливается сделать, чтобы ум у подвижников видел все в призраке, и старается образовать в них под личиною истины ложные мечтания, — чтобы пришли в вожделение мечтаемого, побуждает их останавливаться мыслью на страшных помыслах... В мечтаниях показывает подвижникам женскую красоту в непристойных видах, привлекая внимание, то убранством одежды, то вольностью обращения, то телесною наготою. Сим и подобным сему одних победил враг на самом деле, а другие, по беспечности помыслов своих, обмануты были мечтаниями и чрез то пришли в глубину отчаяния, уклонились в мир; и души их утратили небесную надежду. Часто также враг делал, что видели они мечтательно золото, драгоценный вещи, а иногда и самим делом показывал им в той надежде, что, быть может, и успеет такими различными мечтаниями остановить кого-либо из них в течении его (на подвиг) и задержать в одной из сетей и мреж своих»11

Св. Антоний Великий так учит о борьбе христианина с демонами: «Мы имеем у себя страшных и коварных врагов, злых демонов. Демоны всякому христианину,.. как скоро увидят, что он трудолюбив и преуспевает в добродетели, стараются положить на пути соблазны, внушая лукавые помыслы... И когда не могут обольстить сердце явным и нечистым сластолюбием, тогда снова нападают, стараясь уже устрашить мечтательными привидениями, принимая на себя подобие женщин, зверей, пресмыкающихся, великанов, множества воинов и т. д. Но и в таком случае не должно приходить в боязнь, потому что эти призраки сами по себе ничтожны и скоро исчезают, особливо, если кто с верою в помощь Божию оградит себя крестным знамением. Впрочем, по дерзости и бесстыдству демоны не прекращают своих враждебных действий и после сего поражения. Но если и в этом будут побеждены, то нападают иным способом: принимают на себя вид прорицателей, предсказывают то, что должно совершиться чрез несколько времени. Иногда же представляются великорослыми, чтобы тех, кого не могли обольстить помыслами или уловить к доверию, привести в страх такими призраками. Если же и в этом найдут, что душа ограждена сердечною верою и упованием на Бога, то приводят уже с собою князя своего, который является в ужасающих призраках, чтобы поколебать в подвижнике веру в промысел Божественный и изгнать его из спасительного места служения его Богу. Но мы не должны страшиться производимых врагом привидений и обращать внимание на льстивые слова его, потому что дьявол всегда лжет и никогда не говорит ничего истинного. Видимый в них свет не есть свет действительный. Внезапно они являются, но немедленно также исчезают, не причиняя вреда никому из верующих. Но это еще не все виды коварства и ухищрений дьявола; злые духи принимают на себя другие виды. Нередко, будучи сами невидимы, представляются поющими псалмы, припоминают иногда изречения из Божественных писаний... Иногда, приняв на себя монашеский образ, представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь, во что хотят... но не должно слушать демонов, даже говорящих правду, ибо и Сам Господь говорившим правду демонам (ибо они справедливо говорили: «Ты еси Христос Сын Божий» (Лк. 4,41)) повелел молчать, чтобы вместе с истиною он не посеял и лжи».

Если же демоны принимают вид Ангелов, то спрашивается: какие признаки, по коим можно распознавать присутствие злых и добрых Ангелов? На этот вопрос отвечает тот же св. Антоний Великий: «Явление святых Ангелов бывает невозмутительно. Являются они безмолвно и кротко; прочему и в душе немедленно является радость, веселие и дерзновение... Нашествие же и видение злых духов бывает возмутительно с шумом, гласами и воплями, подобно нашествию разбойников от всего в душе происходят: боязнь, смятение, страх смертный... Поэтому, если, увидев явившегося, приходите в страх, но страх ваш немедленно уничтожен и вместо его в душе вашей явилась неизглаголанная радость, то не теряйте упования и молитесь; а если чье явление сопровождают смятение, внешний шум, мирская пышность, то знайте, что это нашествие злых ангелов»12.

Итак, по свидетельству св. Отцов Церкви, средства искушения у дьявола разнообразны. А отчего мы иногда не замечаем нападений дьявола, на это отвечает Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский: «Чтобы чувствовать к себе прикосновение духа тьмы, надо самому быть светлым, а грешник — есть тьма. На чистом белом платье и малое пятно тотчас приметно, а платье черное не даст заметить на себе самых черных больших пятен. В душе светлой и чистой одна какая-либо мысль, вброшенная от дьявола, тотчас производит смущение, тяжесть и боль сердечную; а в душе грешника, темной и оскверненной, и самое присутствие его неприметно. Такой неприметности помогает сам дух злобы всеми силами: ибо что ему за выгода быть приметным? Давать ощущать себя прямо? Это значило бы заставить бежать от себя. И вот он, тирански властвуя над грешником, в то же время старается держать его в том же обольщении, якобы он действует сам собой и во всем совершенно свободен»13

Чем и как можно искусить человека того или другого к греху, отвечает св. Исидор Пелусиот: «Дьявол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит единой силе Божией, но по телесным движениям уловляет от думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устремлением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли гневливого и раздражительного? Тотчас изощряет меч и устремляет на убийства. Увидит ли корыстолюбивого? Поощряет к разбою и неправедному приобретению. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представляет ему страсти, порождаемые чревоугодием и оставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Почему не всех увлекает в одни и те же страсти? А потому, что одному нравится то, а другому другое. Итак, по телесным движениям угадывает дьявол душевные слабости и, таким образом, сплетает сети»14

Св. Макарий Великий говорит: «Случается, что сатана ведет с тобою разговор в сердце твоем. Смотри, говорит он тебе, сколько худого сделал ты, сколько обременил ты грехами, что уже не можешь спастись. Сие же говорит он тебе, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, потому что неприятно ему твое покаяние. Отвечай же так в помысле твоем: "Имею в Писании Господнем свидетельства: Разве я хочу смерти беззаконника, — говорит Бог"»15. В минуту отчаяния не всякий вспоминает о Божием милосердии к кающемуся, посему нередко, что в отчаянии люди налагают на себя руки и, таким образом, предают себя духом — сатане в рабство. Злые духи могут действовать не только на душу, но и на тело. Преподобный Нил Синайский говорит: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на крови и соки, чтобы чрез их произвести в уме воображение и наполнить его образами».

Приманкой телесного удовольствия дьявол неприметно привлекает нас ко злу, воюя с нами посредством всех членов наших. Св. Диадох говорит: «Злые духи нападают на телесные чувства и в них гнездятся, удобно действуя чрез подручную им плоть на тех, кои еще младенчествуют душой. Чувства же плотские охотно увлекаются сластолюбивыми склонностями». Этим последним способом влияния злых духов на людей объясняется то, что нередко действие злого духа сходно бывает с болезнью естественною. Так, из Евангельского сказания известно, что скорченная женщина имела духа немощи, и о сей-то женщине Христос сказал, что сатана связал ее 18 лет (Лк. 13,1-16). Она не была бесноватою в собственном смысле, но болезнь ее происходила от духа нечистого. Св. Василий Великий говорит: «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так и несообразно в нем одном полагать всю надежду»16. Не раз приходилось и мне во время чтения заклинательных молитв наблюдать различные действия духов на людей. Напрасно некоторые скептики говорят, что больные подобного рода притворно — больны; ибо во-первых, в числе больных много детей, которых заподозрить в притворстве было бы бессмысленно, а во-вторых, здоровый не станет с собою проделывать того, что делают эти несчастные, то есть биться, падать на пол, разрывать на себе одеяние и совершенно обнажаться, ругаться, а главное— говорить то, что им не может быть известным, а по проверке оказывается действительностью. Не станет здоровый изрекать хулу на святые предметы, не будет бояться святых Тайн и кричать, что от них жжет. Внимательное наблюдение над этими несчастными и их действиями всего лучше может свидетельствовать о том, что причиной этих страданий является воздействие на них духа злобы. Тем, которые удивляются, что бесноватые проявляются преимущественно из темного народа, следует вспомнить, что интеллигенты обращаются в болезнях за помощью не к Богу, а к врачу и слывут истеричными, а не бесноватыми.

1 Добротолюбие. Т. 2. С. 58.

2 Творения Кирилла Иерусалимского. С. 82.

3 Иоанн Кассиан. Т. 2. С. 111

4 Христианские чтения. № 27,1821.

5 Добротолюбие. Ч. 3. С. 185

6 См. Славянское Добротолюбие.