«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

14 Добротолюбие. Т. 1. С. 192.

15 Добротолюбие. Т. 1. С. 192.

16 Добротолюбие. Т. 5. С. 188.

Глава VII

Исторические примеры влияния злых духов на людей

Явление дьявола в женском образе. — О бесах, преклоняющих людей к вражде. — Бесы, искушающие во время Богослужения. — Явление бесов в виде Ангелов и Христа. — Разнообразие искушений. — Бесы, искушающие иноков. — Случай из современной жизни, показывающий влияние злых духов.

Блаженный Августин в «Молитвенных воздыханиях души к Богу» писал так: «К ногам величия Твоего, Вечный Судия, приношу жалобу на врага моего: осуди его и спаси меня. Хитер и лукав враг сей, ибо не только в делах плотских, удобно распознаваемых, и не только в пороках, но даже и в духовных упражнениях скрывает он тонкие сети, самые пороки облекает в наружность добродетели и преображается в ангела светла»1. Справедливость означенных слов св. Отца подтверждается всею жизнью св. Божиих угодников, изложенной в Четьи-Минеях и в сказаниях, из которых мы и приводим некоторые случаи искушения людей от дьявола.

1. В одну ночь преподобный Пахомий Великий и блаженный Федор, идя по обители своей, оба вместе увидали издали беса в образе прекрасной женщины, окруженного множеством слуг. Пахомий начал молиться Богу. А бес, в образе женщины, подходя сказал: «Зачем напрасно трудишься, ибо ничего не можешь сделать, так как я от Бога принял власть искушать, когда хочу». Тогда св. Пахомий спросил беса: «Кто ты, откуда идешь и кого искушать хочешь». Кажущаяся женщина отвечала: «Я — сила дьявольская, и все полчище бесов служит мне; я отлучила Иуду от лика апостольского, имею власть и против тебя, Пахомий». Св. Пахомий просил: «Меня ли одного пришла искушать сила дьявольская, или и прочих?» — «И тебя, и всех подобных», — отвечал демон2.

2. Преподобному епископу Нифонту было открыто, как бесы, ходя между людьми, склоняют их к разным грехам: осуждению, клевете, брани и причиняют разные скорби. Так, однажды Нифонт видел одного человека, делающего свое дело, и вот вдруг приходит к тому человеку бес и начинает шептать ему на ухо; неподалеку был другой человек, тоже занимавшийся своею работой, бес и тому пошептал на ухо, и вот они оба, оставив свою работу, стали ссориться. Блаженный, встав, сказал: «О лесть бесовская, как ты сеешь вражду между людьми!» В другое время на блаженного напал бес тщеславный, говоря: «С сего времени ты будешь творить чудеса, и по всей земле прославится твое имя, ибо ты угодил Богу». Блаженный сказал бесу: «Подожди, я совершу пред тобою чудо». Увидя пред собой камень, преподобный сказал: «Тебе говорю, камень, иди отсюда и перенесись в другое место», — но камень лежал неподвижно. Тогда святой сказал бесу: «Вот твой дар», — и плюнул дьяволу в лицо. Затем помолился Богу, и дьявол исчез. Видел преподобный еще одного человека, за которым шел дьявол и влагал в него хульные помыслы. Блаженный сказал лукавому духу: «Перестань, дьявол, надоедать рабом Божиим. Какая тебе польза в том, если его душа пойдет на погибель?» Бес отвечал: «Никакой пользы нам нет из сего, но мы имеем такое повеление от царя своего и князей, чтобы мы боролись с людьми; если же князья найдут нас неборющимися, то жестоко бьют нас за это»3.

3. Однажды бес, пришедши ночью в келью преподобного Макария Александрийского, сказал ему: «Встань, авва Макарий, и пойдем в церковь к Богослужению». Макарий же, будучи исполнен благодати Божией, уразумел искушение дьявола и отвечал ему: «О, лжец и ненавистник добра. Какое может быть с тобою участие в Богослужении и что может быть у тебя общего с собором святых?» Дьявол сказал: «Разве ты не знаешь, Макарий, что без нас не бывает ни одной службы церковной и ни одного монашеского собрания; иди же и увидишь дела наши». Старец отвечал: «Да запретит тебе Господь», — и просил святой Бога открыть ему: правда ли все то, что говорит дьявол. Когда наступило время полуночного Богослужения, он пришел в церковь. И вот видит по всей церкви как бы неких малых отроков в образе эфиопов, быстро обходящих церковь и летающих. В монастыре том был обычай: один брат читал псалмы, а другие сидели и слушали, и вот рядом с каждым из братии сидели те эфиопы и подсмеивались над ними. Кому пальцами своими дотрагивались до глаз, тот сейчас начинали дремать; пред иными ходили в женском подобии, а пред другими делали нечто иное. И что представляли пред кем, тот о том и размышлял в себе. Но от некоторых, как только начинали делать что-либо подобное, тотчас некой силою были прогоняемы и удаляемы, и более не могли стоять пред ними и даже пройти мимо. А у некоторых немощных братьев, невнимательных к молитве, насмехаясь сидели на шее и плечах. Преподобный Макарий, увидев сие, вздохнул от глубины сердца и сказал: «Воззри, Господи, и не смолчи; воскресни, Боже, дабы разошлись враги наша полна поругания». По окончании службы преподобный Макарий, призывая поодиночке каждого брата, спрашивал, о чем тот думал во время Богослужения, и каждый открывал свои помышления! Оказалось, что каждый думал о том, что, насмехаясь, представлял пред ним бес4.

4. Преподобный Марк, сидя однажды при дороге, увидел дьявола в образе человека, обвешанного какими-то сосудами и направлявшегося к близлежащему монастырю. Остановив беса, святой спросил его: «Куда идешь?» — «Да иду навестить братию», — был ответ. «А что за сосуды с тобой?» — спросил преподобный. «А это, — отвечал бес, — различные кушанья для монахов». — «Для чего же из так много с тобою?» — спросил Марк. «Да чтобы, если одно не понравится, так угостить другим. Один мой злой совет или внушение не примут, ну так другой, еще горший, предложу и, таким образом, кого-нибудь уловлю», — сказал дьявол и пошел своим путем. Преподобный же остался ожидать его возвращения. Дождавшись, спросил: «Ну, как твои дела?» — «Худы, — отвечал дьявол. — Почти все монахи не приняли меня и только один слушается». — «Как его имя?» — «Ферапонт», — отвечал дьявол и исчез. Марк отправился в монастырь, где действительно узнал, что Ферапонт одержим духом любодейства5.

5. Один подвижник, по имени Валент, долго живя в пустыне, много изнурял свою плоть, и считался великим подвижником, но потом, обольщенный духом самомнения и гордости, впал в крайнее высокомерие, так что сделался игралищем бесов. Надмившись пагубною страстью самомнения, он стал мечтать, наконец, в самообольщении, что с ним беседуют Ангелы и при всяком деле служат ему. Дьявол, уверившись, что Валент совершенно предался обману, принимает на себя вид Спасителя и ночью приходит к нему, окруженный сонмом демонов в образе Ангелов, с зажженными светильниками. И вот явился огненный круг, и в средине его Валент видит как бы Спасителя. Один из демонов, в образе Ангела, подходит к нему и говорит: «Ты благоугодил Христу своими подвигами, и Он пришел посетить тебя. Итак другого ничего не делай, а только, ставши вдали и увидев его, стоящего среди всего сонма, поклонись Ему, и потом иди в келью свою». Валент вышел и, увидев множество духов с светильниками, пал и поклонился лжехристу. Обольщенный, он до того простер свое безумие, что, пришедши на другой день в церковь, сказал при всей братии: «Я не имею нужды в приобщении, ибо видел Христа». Тогда его окружающие, видя, что он впал в умоисступление, связали его цепями и в течение года вполне уврачевали его, истребив гордость его молитвами6.

6. В образе Христа дьявол искушал однажды преподобного Исаакия Печерского, семь лет подвизавшегося в затворе, не видя никого. И однажды, когда он, при наступлении ночи, утрудившись от пения псалтири, потушил свечуи сидел в своем месте, видит в пещере необычайный свет, и ему предстали два беса в образе двух юношей, сказав: «Мы Ангелы, а вот грядет к тебе Христос». Не остерегся Исаак от губительного помысла видеть Христа и не победил его смиренной молитвой. Не оградив себя крестным знамением, он поклонился бесу, явившемуся в образе Христа. Как только это совершилось, бесы радостно воскликнули: «Наш Исаак». Они начали кружиться возле преподобного, который на другой день был найден в беспамятстве и после этого несколько лет находился в душевном и телесном расслаблении7.