«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

11 История Русской Церкви митрополита Макария II, 24-26.

12 «Отечник» епископа Игнатия, 8,94.

13 Четьи-Минеи. 1 февраля.

14 «Руководство для сельских пастырей» №41,1878. Этот рассказ перепечатан в «Народном собеседнике (сборник статей духовного содержания), СПб, 1898.

Глава VIII

Влияние злых духов на людей по смерти последних.

Духи-истязатели. — Учение св. Отцов Церкви о них. — Раскрытие сего учения в «Слове на исход души». — Рассказы о мытарствах воина Таксиота и преподобной Феодоры. — Учение Церкви о сем, содержащееся в богослужебных книгах. — Нравственное приложение учения о мытарствах.

Влияние злых духов на людей не оканчивается пределами земной жизни человека, а продолжается и после смерти. По учению Православной Церкви, к людям умирающим, при разлучении души от тела, являются Ангелы Божии и духи-истязатели. Сам Иисус Христос, в притче о человеке, которому «угобзися нива», говорит: И сказал Бог: безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя (Лк. 12, 20), — возьмут, по славянски, истяжут, то есть духи недобрые; а в притче о богаче и Лазаре сказал: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16,22). «Лазаря отвели тогда Ангелы, — рассуждает св. Иоанн Златоуст. — Напротив, душу онаго (богача) взяли страшные некие силы, может быть, посланные для этого, ибо душа не сама отходит от этой жизни, так как это невозможно. Если мы, переходя из одного города в другой, нуждаемся в руководителе, то тем более нуждаться будет в руководителях душа, исторгнутая из тела и представляемая к будущей жизни. Посему-то она, отлетая от тела, боится и трепещет; сознание грехов и всегда мучит нас, но особенно в тот час, когда предстоит нам быть отведенными на тамошние истязания»1.

Да и в самом деле, если воздух весь наполнен злыми духами (Еф. 6, 12), то душа человека неизбежно, по разлучении с телом, вступает в их область. Св. Афанасий Великий повествует следующее: «Однажды Антоний Великий при наступлении девятого часа был внезапно восхищен Духом и поставлен на высоту. Воздушные демоны противились его шествию: Ангелы, препираясь с ними, требовали изложить причины их противодействия, потому что Антоний очистил себя от грехов. Демоны старались выставить грехи, содеянные им от самого рождения, но Ангелы заградили уста клеветников, сказав им, что они не должны исчислять согрешений его от рождения, уже изглаженных Христовой благодатью, но пусть представят, если имеют, грехи, соделанные им после того времени, как он принял монашество. При обвинении демоны произносили много наглой лжи, но так как клеветы их были лишены доказательства, то Антонию был открыт свободный путь»2.

Св. Василий Великий в одном месте говорит: «Никто же да не льстит себе суетными словесы (Еф. 6, 6), ибо внезапу нападет на тя веегубительство (1 Сол. 5, 3), и постигнет переворот подобно буре. Придет угрюмый Ангел, насильно поведет и повлечет душу твою, связанную грехами, часто обращающуюся к тому, что оставляет здесь, и рыдающую безгласно; потому что уже сомкнулось орудие плача»3.

Учение о духах-истязателях находится и у Макария Великого. «Когда человеческая душа исходит из тела, совершается великое некое таинство, ибо если она виновна в грехах, то приходят полчища демонов, злые ангелы и темные силы, берут сию душу и увлекают ее на свою сторону. Сему никто не должен удивляться, ибо если будучи еще жив, покорился, предался и поработился им, то не более ли они будут обладать им, когда он выйдет из сего мира?»4

Блаженный Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, так рассуждает об исходе души от тела: «Когда душа выйдет из тела и начнет восходить к небу, ее встречают бесы и подвергают многим истязаниям... Во время шествия души святые Ангелы не могут помочь ей, помогают ей единственно покаяние, добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских мытарств»5. Преподобный Исайя Отшельник в VI слове говорит: «Когда душа выйдет из тела, ей сопутствуют Ангелы; навстречу ей выходят темные силы, желая чем-нибудь удержать ее. В то время не Ангелы противоборствуют врагам, но дела, совершенные душой, ограждают и охраняют от грехов, не допуская им прикоснуться к ней. Если победят дела ее, то Ангелы воспевают ей песнь хвалы и ведут ее с весельем пред лице Божие»6. Великий Угодник Божий св. Нифонт, епископ Кипрского города Констанции, стоя однажды на молитве, увидел небеса отверстыми и множество Ангелов, из которых одни нисходили на землю, а другие всходили горе, вознося человеческие души в небесные обители. Он начал внимательно смотреть на это зрелище, и вот два Ангела стремились к высоте, неся душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, вышли мытоимцы — бесы и с гневом сказали: «Как смеете нести эту душу мимо нас, когда она наша?» Ангелы отвечали: «На каком основании вы называете ее вашею?» Бесы сказали: «До самой смерти она грешила, оскверняясь не только естественными, но и чрезъестественными грехами». Ангелы отвечали: «Поистине мы не поверим ни вам, ни отцу вашему сатане, доколе не спросим Ангела-хранителя этой души». Спрошенный Ангел-хранитель сказал: «Много согрешил этот человек, но когда сделался болен, плакал и исповедывал грехи свои Богу»; тогда Ангелы, презрев обвинение бесов, вошли с душою во врата небесные. Также видел блаженный Нифонт, что бесы влекли некоторую душу к аду: это была душа раба, который, не перенесши побоев господина, по научению дьявола, удавился. Ангел- хранитель шел вдали и горько плакал, бесы же радовались. Опять видел святой душу, несенную по воздуху Ангелами и отнятую у них бесами на четвертом мытарстве; то была душа человека, преданного блуду; она была ввергнута в бездну7.

Особенно ясно свидетельствует о том, что власть злых духов над людьми простирается и по смерти, св. Кирилл Александрийский в «Слове об исходе души»: «Какой страх и трепет ожидает тебя, душа, в день смерти. Ты увидишь страшных, диких, жестоких, немилостивых, бесстыдных демонов, подобных мрачным муринам, тебе предстоящих. Одно видение их лютее всякой муки. Душа, увидев их, приходит в смущение, волнуется, мятется, ищет спрятаться, прибегает к Божиим Ангелам. Святые Ангелы держат душу: проходя с ними воздух и возвышаясь, она встречает мытарства, хранящие путь от земли к небу. Каждое мытарство испытывает принадлежащие ему грехи; каждая страсть, каждый грех имеет своих истязателей. Какой страх, трепет и беспокойство должна ощущать душа, видя все это, доколь не произнесется приговор, освобождающий ее. Божественные силы стоят против лица злых духов и представляют добрые помышления, слова и дела, принадлежащие душе, а она, в страхе и трепете, посреди препирающихся о ней Ангелов и демонов, ожидает или оправдания своего и освобождения, или осуждения и погибели. Если она проводила жизнь благочестиво и богоугодно, то приемлют ее Ангелы, и она уже спокойно шествует к Богу... Если же окажется, что душа прожила в небрежении и блуде, то услышит лютейший глас: "Да возьмется нечестивый, да не узрит славы Божией". Оставляют ее святые Божии Ангелы и похищают мурины — демоны. Они начинают бить ее без милосердия и низводят на землю; потом ввергают ее в темную и мрачную страну, где нет ни света, ни жизни для человека, но болезнь вечная и печаль бесконечная. Там слышится непрестанное увы! увы! Там зовут, и нет помогающего, там вопиют, и никто не избавляет. Нет возможности поведать тамошнего бедствия, нет возможности выразить тамошней болезни, которой подвергаются заключенные там души»8.