«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1 Издание Козельской Пустыни. С. 55.

2 Добротолюбие. Т. 2. С. 608. Св.

3 Беседы на книгу Бытия, Ч. 1. С. 434.

4 Добр. Т. 2. С. 322.

5 Беседы на Евангелие от Матфея. Ч. 1. С. 186.

6 Добротолюбие. Т. 3. С. 199.

7 Творения Афанасия Великого. С. 242-244.

Глава XI

О духовных средствах для борьбы со злыми духами.

Бог приходит к человеку на помощь в борьбе со злыми духами. — Учение о сем святых Отцов. — Духовное оружие, вера, Слово Божие, призывание имени Христа Спасителя, страх Божий, смирение, духовное бодрствование, молитва, крестное знамение, покаяние с принятием Св. Тайн и заклинание.

Бог многоразличными и непостижимыми способами устрояет спасение всех и каждого, желая, чтобы созданный Им человек не погиб, но жил вовеки. Если Он увидит в нашем сердце хотя искру расположения к добру, то по благосердию Своему не дает в нем угаснуть этой искре, но желая, чтобы все спаслись и пришли к познанию Истины, всячески способствует тому, чтобы эта искра обратилась в яркое пламя. Благодать Божия близка ко всем, она всех без изъятия призывает ко спасению и к тому, чтобы все познали Истину, ибо говорит: Приидите ко Мне все труждающиеся V. обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Нам даны все средства к победе над дьяволом; эти средства дарованы нам Христом Спасителем. Господь истребил силу сатаны и полчищ его бесовских, отняв у них всякую власть насильствовать нас: Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их надзору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2, 15). Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает облеплена ими и является как бы одетою в них. Вот такую одежду, из бесов сшитую, и снял Господь с естества нашего тем, что нам дарована новая жизнь, отняты у бесов точки соприкосновения с нами или прилипания к нам и, напротив, влита сила, отражающая их. Пиявки облипают тело живое и сосут из него живую кровь; но если обдать тело соленою водою, то пиявки тотчас отпадут. Так и Господь осолил естество наше солью благодати Св. Духа, и бесы все должны были отскочить от него, пораженные Божественною Силою и Светом Веры с возлюблением святости»1. О возможности избавления от бесов при помощи благодати Божией и при пользовании богодарованными для сего средствами свидетельствуют св. Отцы Церкви. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Не ты один главный виновник дела; есть иной некто, самый злой советник — дьявол, он всех подущает, но не преодолеть непокоряющихся ему. Поэтому затвори дверь твою и удали его от себя, и не сделает тебе вреда. Если же без отвращения примешь в себя похотливую мысль, то посредством помыслов она пустит в тебя корни, свяжет ум твой и увлечет тебя в пучину зол»2. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если дьявол и хищник, то от нас зависит не давать ему расхищать»3. Св. Ефрем Сирии говорит: «Для любящих Бога всей душой брань с дьяволом то же, что и ничто, а для любящих мир она трудна и невыносима»4. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше пало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела из приявших бесплотное естество; но с противной стороны растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волей выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам благо добродетели, какие преуспевающими открываются в уповании, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо. Посему, если кто чуждается того, что манит к худому, устремив помыслы к лучшему, и порок как бы поставив позади себя, а душу свою как некое зеркало обратил лицом к упованию благ, чтобы в чистоте собственной его души напечатлелись все изображения и представления указуемой добродетели, то сретает5 его тогда и оказывает ему вспоможение брат; ибо по дару слова и разумности души человеческой Ангел некоторым образом является человеку братом»6.

Сильное орудие на демонов — правая жизнь и вера в Бога. Боятся злые духи подвижнического поста, бдения, молитв, кротости, безмолвия, несребролюбия, нетщеславия, смиренномудрия, нищелюбия, милостыни, безгневия, преимущественно же благочестивой веры во Христа. Нас не оставил Господь быть в обольщении от дьявола, когда, запрещая ему производить призраки, сказал: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10). Посему, паче и паче да будет за сие презираем нами этот коварный (смевший предложить Господу поклониться ему). Что сказал ему Господь, то сказал ради нас, чтобы демоны, слыша и от нас подобное сему, обращались в бегство ради Господа7. Преподобный Иоанн Кассиан говорит: «Подстерегает враг в потаенном месте, как лев в логовище (Пс. 9, 30), скрывая для нас сети и мрежи помыслов нечистых и нечестивых. Но и мы, если не спим, можем еще большие и опаснейшие для него поставить сети, тенета и засады, ибо молитва и псалом, бдение (духовное) и смиренномудрие, служение ближним и милость, благодарение и слушание божественных словес — вот засада врагу: и сеть, и яма, и бичи, и тенета, удавление»8. Св. Феодор Студит говорит: «Покажите себя стадом воинства Божия, неприступным для него (дьявола), и пусть он вместо похвальбы жалуется, как некогда св. Макарию: "Все злы стали ко мне". Имейте воеводою Христа Господня, помощниками же и покровителями Ангелов»9. Никто не оставайся без брони, которою, по Апостолу, служит добрая вера; никто не будет без щита, который есть смирение, никто без меча, который есть Божественная молитва, никто без шлема, который есть послушание, и проч. (Еф. 6, 11-17). Крепкий во бранех Господь, оружием Креста поразивший начала и власти мироправителя века сего, дал нам власть наступать на змея и скорпионов, и на всю силу вражию (Лк. 10,19)10 Противостаньте дьяволу, и убежит от вас, — говорит св. апостол Иаков (4, 7). Надо только не ослабевать в борьбе с врагом и вести войну с терпением, помня завет Господа: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21,19). За победу над дьяволом ждет нас вечная награда в Царстве Небесном. Если дьявол особенно сильно нападает на нас, то это первый признак его слабости, ибо если бы мы были побеждены им, ему нечего бы было вступать в борьбу с нами. Св; Иоанн Лествичник говорит: «Никто не может так свидетельствовать о поражении дьявола и демонов, как жестокое их нападение на нас»11 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими (Рим. 16, 20). «Если Христос восходит на небо, восходи с Ним и ты, будь в числе сопровождающих или сретающих Его Ангелов»12

Св. Отцы и учители Церкви указывают следующие средства для борьбы с дьяволом: Веру, слово Божие, призыв имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, Крестное знамение. Эти средства мы сами можем употреблять в борьбе, а есть и такие, которыми возможно пользоваться чрез священнослужителей, — это покаяние с Причащением и заклинание.

1) Вера — это невещественный щит против невидимого врага. Дьявол мечет в нас разными стрелами, чтобы во тьме стрелять (Пс. 10, 2). Но когда враг невидим, имеем у себя крепкую оборону — веру. Паче всего возьмите щит веры, которым возможите угасить все стрелы лукавого (Еф. 6,16). Дьявол часто бросает разжженную стрелу похотения срамных удовольствий, но вера, напоминая суд и охлаждая ум, угашает стрелу сию13. Если веруем в Бога, то не боимся демонов; ибо Господь посылает нам помощь свою14. «Губитель не найдет себе места в нас, если ограждаться щитом веры»15.