«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

2) Слово Божие — «Духовный меч для борьбы с дьяволом есть глагол Божий»16. «Противоположи ему (искусителю) слово живота, которое есть хлеб, посылаемый с неба и дарующий жизнь миру», — говорит св. Григорий Богослов17; «Губитель никогда не найдет в нас места себе, если отражать его мечем Слова Божия»18; «Бесов должно прогонять, по примеру Христа, словами Священного Писания»19

3) Призыв имени Христа- Спасителя нашего. — Именем Моим будут изгонять бесов, — сказал Спаситель (Мк, 16,116). Отцы Церкви и Учители свидетельствуют об исполнении обетования Христова. Св. Иустин мученик говорит: «Мы всегда молим Бога чрез Иисуса Христа, чтобы сохраняться нам от демонов, которые чужды Богопочтения и которым мы некогда поклонялись, — дабы мы, после обращения к Богу через Христа, были непорочны. Ибо мы называем Его Помощником и Спасителем, от Силы имени Которого трепещут Демоны, и теперь заклинаем именем Иисуса Христа, Распятого при Понтии Пилате, они повинуются нам; отсюда для всех очевидно, что Отец Его дал Ему столь великую силу, что и бесы покоряются имени и домостроительству бывшего страдания Его»20. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Все цари, скончавшись, вместе с жизнью теряют и могущество, а Распятому Христу поклоняется вся вселенная. Возвещаем Распятого, которого демоны трепещут. Много было в разные времена распинаемых; но призывание другого какого распятого изгоняло ли когда демонов?..»21 «И доныне еще трепещут демоны при имени Христовом; Сила Сего имени не ослаблена и нашими пороками. А мы не стыдимся оскорблять и достопоклоняемое Имя Христово и Самого Христа»22, не стыдимся слышать, как отвергают Христианство, молча, не выступая в защиту Христа Спасителя Нашего, как бы стыдясь быть верующими сынами Его... «Не может ум победить демонское мечтание сам только собою, да не дерзает на сие никогда, ибо хитры будучи, враги наши притворяются побежденными, замышляя низложить борца чрез тщеславие; при призывании же имени Христа, и минуты постоять и злокозньствовать против тебя не стерпят... Слабый наш разум, который пока на духов злобы призывает Иисуса Христа (с помощью Силы имени Сего), удобно изгоняет их и с искусным умением обращает в бегство невидимые ратные силы врага: а коль скоро сам на себя одного безрассудно дерзнет надеяться, то падает и разбивается»23. Св. Диадох, епископ Фотики, говорит: «Если ум окажется держащим в памяти святое Имя Господа Иисуса Христа и как верным орудием против прелести воспользуется сим пресвятым и преславным именем, то лукавый обольститель оный удаляется»24. Св. Феодор Едесский говорит: «Никто из нас не может собственными силами избежать козней лукавого, но только непобедимою Силою Христовою»25. Св. Феодор Студит говорит: «Пусть дадут тысячи и тьмы врагов, христианин не убоится их именем Христовым отразит их и разгонит»26. Преподобный Никита Стифат говорит: «Прежде схватки и победы, бесы часто возмущают душевное чувство и отъемлют сон от веждей ея; но душа, от Духа Святаго исполненная дерзновения и мужества, ни во что ставит такой их обход и горькое неистовство: одним животворящим изображением Креста и призывом имени Иисуса Христа, Бог разрушает их призраки и их самих обращает в бегство»27. О силе призывания имени Божия содержится следующий рассказ в Прологе. В Константинополе был чародей, который хотел привлечь к служению бесам одного отрока. Чтобы показать силу и величие князя бесовского, чародей увел отрока за город в ненаселенное место. И вот обольщенному отроку представился большой город с железными воротами. Чародей входит с отроком в воображаемый город и вводит его в посреди стоящий храм. При входе в храм видит отрок светильников много горящих и на высоком престоле некоего сидящего, подобного царю, и окруженного многочисленными слугами. Это был князь бесовский, который радостно приветствовал чародея, посадил его рядом с собою и спросил, для чего он привел отрока. Чародей отвечает: «Мы твои слуги, и он хочет быть твоим». Сатана спрашивает отрока: «Мой ли ты слуга?» Отрок воскликнул: «Я служитель Отца и Сына и Святаго Духа». От этого возгласа вдруг пал с престола сатана, погиб чародей, исчезли все призраки города и храма28.

4) Страх Божий. — Тот, кто из-за любви боится оскорбить Создателя Своего и носит постоянно в сердце благодарную память о милостях Божиих и страх быть неблагодарным за них, тому не страшен ни дьявол, ни человек: ибо тот не боится смерти, уповая на жизнь вечную, даруемую Богом. Св. Ефрем Сирин говорит: «Страх Божий — крепкий столп перед лицом вражеским; не разоряй сего столпа, и не будешь взят в плен»29. Св. Симеон Новый Богослов говорит: «Боящийся Бога не боится устремления против него бесов»30.

5) Смирение. — Смиренному не страшен никто, ибо на смиренного не поднимается рука; ему не страшны лишения и муки, ибо смирение не дает чувствовать уязвления от преследований врага; об стену его смирения разобьется всякое зло. Св. Симеон Новый Богослов говорит: «Что мужественнее сокрушеннаго и смиреннаго сердца, которое без труда обращает в бегство полки бесов и совершенно прогоняет их?»31 Преподобный авва Дорофей говорит: «Когда св. Антоний увидел распростертыми все сети дьявола, и вздохнув, вопросил Бога: "Кто может избегнуть их?" — то Бог ответил: "Смирение избегает их"; — и присовокупил: "Оне даже не прикасаются ему", — то есть— к смирению»32.

6) Трезвение, духовное бодрствование, — Св. Василий Великий говорит: «Нерадение и рассеянность души должно исправлять и склонять от себя более собранным и строгим вниманием ума, и в каждую минуту надобно занимать непрестанно душу размышлением о том, что прекрасно (то есть что есть Истина). Когда же дьявол предпринимает строить свои козни и с великою силой старается в безмолвствующую и в покое пребывающую душу впустить свои помыслы, как разжженныя какия-то стрелы, внезапно воспламенить ее и произвести в ней продолжительныя и неистребимыя воспоминания однажды в ней впечатленнаго, тогда трезвением и усиленнейшею внимательностью должно отражать таковыя нападения, подобно тому как борец самою строгою осторожностью и изворотливостью тела отклоняет от себя удары противоборцев»33. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Да, страшно, возлюбленный, быть уловлену кознями дьявола; ибо тогда душа как бы запутывается в сетях; и, как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она, предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловоние грехов, — посему нужно бдеть и бодрствовать, чтобы с самого начала не дать лукавому демону никакого доступа к нам, дабы он, омрачив у нас ум и ослепив око душевное, не заставил нас, немогущих взирать на свет Солнца Правды, подобно лишенным видимого солнечного света, стремиться в пропасть»34. «Если мы будем с осторожностью располагать своими поступками, то получим и от Господа великую милость, и избегнем козней дьявольских. Когда дьявол видит, что мы бдительны и осторожны, то, зная, что его покушения (на нас, для соблазна нашего) будут бесполезны, удаляется со стыдом»35. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, говорит: «Дьявол, как рыкающий лев, ходит своими полчищами, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). «Да не пресекаются же у нас никогда сердечное внимание, трезвение, прекословие помыслам, нагоняемым на нас дьяволом, и молитва к Христу Иисусу, Богу нашему, ибо лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе во всю жизнь твою»36. Преподобный Нил Синайский говорит: «Если хочешь успешно вести брань с полчищами демонов, то врага души твоей (чувства) заграждай уединенным безмолвием и ухо свое прилагай словесам отеческим, чтобы научившись, таким образом, распознавать терния помыслов, пожигать их гневом (на зло промыслов) и отвержением»37. Св. Феодор Студит говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12) и против начала злобного супостата нашего, дьявола, который в самом начале миробытия, прокравшись в рай, прельстил праотца нашего к преступному вкушению от запрещенного плода и чрез это был причиною изгнания его из рая сладости на землю сию. С тех пор, из рода в род, преследует он род человеческий, научая его всякому злу. Он ныне и нам всячески наветует, чтобы удобнее прельстить, воровски входить и выходить, и уловляет душе не утвержденныя и себе невнемлющия. Вот почему нам против него нужны большое трезвение, большая бдительность, большая осмотрительность и тщание, чтобы он не напал на нас и не уронил. Зная его замыслы и козни, вооружимся всячески и станем противовоевать и отражать его, не ленясь и не послабляя ни себе, ни ему, подобно тому, как и он не отступает и не делает послаблений, ища гибели нашей. Хотя бы многократно нападал он в день и терпел неудачу, все стоит на своем, как бы не начинал еще борения, и снова нападает еще сильнее, взяв с собою и других духов злобы; так и нам не должно отступать или послаблять себе при таких ежедневных и ежечасных на нас нападениях. Хотя бы мы показали много внимания и напряженного усилия, но с успехом не будем изменять сего (то есть несмотря на успех свой), но всегда будем держать равное против него рвение, возбуждение и сопротивление, чтобы, видя такое наше сильное врагу противодействие, Бог радовался и веселился о нас, и св. Ангелы Его, помогающие нам, по Его внушению и мановению»38. Св. Никифор говорит: «Дьявол с демонами, после того, как чрез преслушание сделал человека изгнанником из рая, получил доступ мысленно колебать разумную силу человека... И не иначе можно оградиться от сего, как памятью о Боге непрестанной, если в коем память Божия, напечатлевшись в сердце Силою Креста, утвердит ум в непоколебимости»39. Итак, только память непрестанная о Боге и милостях Его, постоянное бдение солдата на службе Царя Небеснаго к покорению Его врагов может дать человеку спасение от козней дьявола и демонов его, а следовательно, от всех человеческих несчастий на земле и за гробом».

7) Молитва. — Молитва есть средство нашего общения с Богом: молитвой ты возносимся до небес. В молитве черпается вера, ибо в молитве человек чувствует счастье благодати, от Бога исходящей, и уже не может сомневаться в существовании Бога. Молитвой человек очищается, ограждается, спасается. В молитве человек чувствует свою душу; познает себя духом самостоятельным от тела, могущим вознестись до самого Создателя Своего и узреть Его своими духовными очами. (Говорится о настоящей молитве, а не об одном произнесении слов молитвенных, наизусть выученных, когда не вникают в говоримое, не понимают говоримого, не чувствуют сказанного, вследствие отсутствия мысли, занятой земными помыслами, посторонними молитве). Св. Василий Великий говорит: «Если во время молитв он (дьявол) и стал влагать лукавые мечтания, душе да не перестанет молиться и да почитает собственными своими произращениями эти лукавыя всеяния врага, эти мечтания неистощимого в кознях чудодея, но рассудив, что появление неподобных мыслей бывает в нас по неотвязности изобретателя лукавства, тем усильней да припадем к Богу и да молим Его рассыпать лукавую преграду остающихся в памяти непристойных (молитвенному состоянию) помыслов, чтобы стремлением ума своего, беспрепятственно, без всякого промедления и мгновенно, востечь к Богу; тогда нашествие лукавых помышлений нимало не будет пресекать пути к молитве...»40. Св. Исаак Сирин говорит, что если не отринуть от себя помощи против зла, то есть молитвы, то Защитник и Помощник никогда не удаляется от человека. Св. Антоний Великий свидетельствует, что молитва — одно из сильных оружий на врага человеческого. Св. Симеон Новый Богослов говорит: «Христианин, совершающий молитву как бы труд какой, и чувствующий (во время молитвы), как будто против воли терпит насилие, понуждение и мучение, таковой пусть не думает, что освободился от руки дьявола, пусть знает, что он мысленно (его мысль) еще удержан под игом лукавого мучителя»41. Нужна, следовательно, для общения с Богом молитва свободная, непринужденная, которая бы составляла жизнь души. Св. Григорий Нисский говорит: «Должно молиться, ибо следствие молитвы то, что бываем мы с Богом; а кто с Богом, тот далек от сопротивника». И еще: «Тот, кто Страшится приражения лукаваго, пусть молится, чтобы не быть ему во власти лукаваго»42. И так будем молиться, ибо в молитве мы приходим в общение с Богом и познаем Его.

8) Крестное знамение — по выражению церковной песни: «Крест бесов губитель» (Канон Кресту, п. 3, тр. 2), «бесов отгонитель» (песнь 6, тропарь 4), «Крест воздвижется — и падают духов бездушных чинове» (песнь 6, тропарь 4). Преосвященный Феофан Затворник говорит о значении и силе Креста Господня так: «Крестом примирено небо с землею, низведен Дух благодати в освящение всех, и в обличение всех властью наступать (силою Креста) на всю силу вражию; почему бесы и не могут воззревать на Крест: от одного вида Его бегут, как пред лицем ветра. Крестное знамение есть ограждение верующих и победное оружие на неведомых врагов». Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не просто перстом должно Крест изображать, но должно сему предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лице твоем, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого он получил смертельную рану. Ведь, если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников, то представь, как ужасаются демоны, видя оружие, которым Христос разрушил всю силу их и отсек главу змию. Итак, напечатлей Крест в уме твоем и обыми (мысленно) спасительное знамение душ наших. Когда при нас Крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны»43. Св. Антоний Великий говорит: «Демоны особенно страшатся знамения Креста Господня; ибо Крестом, отняв у них силу, посрамил их Спаситель»44. Св. Ефрем Сирии говорит: «Никогда не забывай ограждать себя крестом, и расторгнешь сети, какие скрыл для тебя дьявол; ибо написано: На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня (Пс. 41, 3). Запечатлевай всегда себя Крестом и зло не прикоснется духу твоему»45. Св. Григорий Палама, архиепископ Солунский, говорит: «И не образу только Христа Бога поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знамение победы Христовой над дьяволом и над всем полчищем сопротивных сил; почему они трепещут и бегут, когда видят его изображенным»46

О том, что крестное знамение отгоняет дьявола, сознался демон волхву Киприану, по поручению которого он думал одолеть девицу Иустину, но не успел в этом. На вопрос Киприана: «Скажи мне, каким оружием она сопротивляется», тот отвечал: «Не можем зреть на знамение крестное, но бежим от него»47.

9) Покаяние и причащение. — Св. Ефрем Сирии говорит: «Блаженны те, которые, попавши в сети врага, успели разорвать его путы и скрылись, бежав от него, как рыба, спасшаяся от мрежи. Рыба, пока в воде, если, будучи поймана, порвет сеть и скроется в глубину, то спасается; а когда извлечена на сушу, то не может уже помочь себе. Так и мы, пока еще в этой жизни имеем от Бога власть разорвать на себе узы вражеской воли и Покаянием свергнуть с себя бремя грехов и спастись. А если застигнет нас страшное оное повеление и душа выйдет, и тело придано будет земле, то не в силах уже мы помочь себе, как и рыба, извлеченная из воды и заключенная в сосуд, не может уже оказать себе помощи»48. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «От нас зависит пребывать в добродетели и повиноваться Богу, призывающему нас к оной, или удаляться от добродетели, то есть жить порочно и следовать дьяволу, который нас не против воли нашей влечет к пороку. Покаяние — это возвращение от дьявола к Богу»49. Иноки Каллист и Игнатий говорят: «Иоанн Вострский, муж святой и власть имеющий над духами нечистыми, спросил бесов, живших в некоторых отроковицах бесноватых и злодействовавших в них, говоря: «Каких вещей боитесь в христианах?» Те ответили: «Вы воистину имеете три великия вещи (отгоняющия бесов): первая — та, что вы носите на шее вашей; вторая — то, что омываетесь вы в Церкви; третья — та, что вкушаете вы в собрании». Тогда он спросил их: «Из сих трех чего боитесь больше вы?» Они ответили: «Если бы вы добре хранили то, чего причащаетесь, то никто из нас не возмог бы оскорбить христианина». Эти вещи, коих боятся наши неистовые враги паче всего — суть: Крест, Крещение и Причащение»50. Действительно, что может быть большим доказательством веры в Спасителя, как исполнение Им завещанного общения с Ним через Причащение, и что есть большая заслуга, как искреннее покаяние перед Богом? Мы, люди, и то не можем устоять в гневе на кающегося нам в проступках своих против нас человека. Мы и то всегда готовы простить искренно кающегося; разве это не доказательство, что есть спасение в искреннем покаянии?.. Итак, спасение душ наших от рабства загробного дьяволу заключается в общении с Христом Спасителем нашим, по завещанной Им нам на Тайной Вечери заповеди, и в искреннем покаянии Ему в грехах наших, при старании не повторять уже то, что сознано нами грехом; только в этом последнем случае мы можем доказать искренность покаяния. Покаяние-это выражение познания греха своего, а раз узнал человек, что есть грех его, разве он повторит этот грех, если он в нем искренно покаялся? А коль повторит, значит, не искренно было его покаяние.

10)Заклинание. — По определению св. Григория Богослова, «заклинание — есть изгнание демонов». Св. Иустин Мученик говорит: «Мы, верующие в Распятого Иисуса Господа Нашего, заклинаем всех демонов и злых духов и держим их в нашей власти»51. И еще: «Всякий демон побеждается и покоряется чрез заклинание именем Сына Божия»52. Действительно, заклинание оказывается сильным оружием христиан против дьявола, что могу подтвердить и я, читающий заклинательные молитвы в Симоновом монастыре: многие из приходивших в этот монастырь к заклинательным молитвам получили исцеление. Часто получают исцеление такие больные, которые признаны врачами безнадежными к выздоровлению. Были случаи, что больные, одержимые бесами, во время мучений своих просили, чтобы их свезли к чудотворной иконе Казанской Божией Матери в уверенности, что там они получат исцеление. Когда исполняли их просьбу и привозили их в Симонов монастырь, то они получали исцеление. Да и где искать больше исцелений, как не в Храме Божием, где собраны люди во Имя Господа?.. К кому больше прибегать за помощью, как не к Господу Богу и Святым Его, к Матери Божией?.. Кто кроме Господа может исцелить нас от грехов наших, кто кроме Господа может уврачевать нашу душу, какие врачи телесные могут излечить эти язвы человеческие? Исцеляет Господь по благости Своей душевной болезни, с которыми связаны телесные муки, прощением грехов, породивших сии муки. Правда, не всегда тотчас исцеляются больные, и это потому, что иногда Господь наказывает людей, видя неискренность их обращения к Нему, а вместе с наказанием учит терпению. Главной причиной Божиих наказаний служит недостаток в нас веры. Оттого-то и не получают неверующие долго исцеления, что Господь желает нас испытать и научить вере, создавая пример другим. Св. Иоанн Златоуст говорит при объяснении евангельского рассказа о том, почему Господь не сразу исцелил дочь жены Хананеянки: «Хананеи — тот народ, который извратил в самых основаниях законы природы, который был изгнан для того, чтобы не развратил Иудеев, — теперь больше Иудеев оказывают усердия. Они выходят из пределов страны своей и сами идут ко Христу, а Иудеи и пришедшего к ним Христа гонят от себя; и так, пришед к Иисусу, жена (Хананеянка) одно только говорит: "Помилуй мя". Но он не отвечает ей ни слова. Что может значить этот необыкновенный поступок Христа? Иудеев и неблагодарных водит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет, а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знает ни закона, ни Пророков и, между тем, показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже ответа. Кто бы не соблазнился о Иисусе, видя поступок столь несогласный с молвой о Нем?.. Но она не соблазнилась. Самые ученики тронулись несчастием жены, возмутились и опечалились и, смутившись, не смели сказать Ему: "Окажи ей милость", — но только просили отпустить ее. Христос же ответствует: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева..." Довольно было и одного молчания, чтобы привести Хананеянку в отчаяние, тем более мог повергнуть в оное ответ Христа. Видя вместе с собою в недоумении своих ходатаев (апостолов) и слыша, что прошение ее не может быть исполнено, можно было потерять всю надежду, однако же жена не потеряла ее, но, видя бессилие своих ходатаев, вооружилась похвальной дерзостью. Прежде она не смела и явиться пред лице Господа, ибо апостолы сказали: "Кричит за нами", а теперь, когда (по причине безнадежности) надлежало бы вовсе удалиться, она приступает ближе и кланяется, говоря: "Господи, помоги мне". Что же Христос? Он еще больше умножает ее недоумение, говоря: "Не хорошо взять хлеб у детей и бросить его псам". (Мф. 15-20). Удостоив ее ответа, Господь еще более ее поразил, чем молчанием... Он уже не овцами называет Иудеев, а чадами, а ее псом. Но жена в самых словах Его находит себе защиту. Со смирением говорит она в ответ Христу: "Если я пес, то значит, не чужая". Этими словами жена любомудрствует, доказывает терпение и веру, несмотря на свое унижение. "Я знаю, говорит она, что чадам необходимо давать пищу, но и мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу. Ежели мне вовсе нельзя пользоваться пищей, то нельзя ли участвовать и в крохах? Ежели же я могу иметь хотя малое участие в оной, то мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу". Посему Христос и медлил оказать ей помощь, ибо знал, что она скажет это. (А желательно было, для примера смирения и веры.) Для того и отказывался даровать ей тотчас просимое, чтобы показать любомудрие: Он хотел проявить столь великую добродетель жены, и то, что говорил ей, говорил не для того, чтобы укорить ее, но чтобы призвать к Себе, открыть сокрытое сокровище (веры), чтобы познали все с верой и смиренномудрие ее. Господь назвал Иудеев чадами; а жена не удовольствовалась сим (по смирению своему), она назвала их господами. Христос говорил: "Не хорошо", а она ответила: "Так, Господи". Он назвал ее псом, а она себе приписывала свойства пса... На это Христос воскликнул: "О женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему", — то есть вера твоя может сделать и больше сего, но да будет тебе по желанию твоему! И исцелилась дочь ее»53.

1Толкования Феофана Затворника на послание к Колосянам.

2 Там же. С. 26.

3 Беседы на Евангелие от Матфея Пер. Ч. 2. С. 270.