«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Так как рационалисты совсем отвергают бытие дьявола, да и между христианами есть немало таких, которые как бы забывают о существовании духов злобы, не считая дьявола опаснейшим врагом, то мы в предлагаемом труде постараемся доказать, прежде всего, бытие дьявола, открыть — на основании Слова Божия, Творений святых Отцов и учителей Церкви — силы и коварства наших ужасных врагов, — для устрашения беспечных и нерадящих о своем спасении; а с другой стороны — ободрить всех повергнутых в отчаяние от сознания своего бессилия в борьбе со страшными невидимыми врагами, которыми наполнен воздух (Еф. 6,12), и указать оружия, при помощи которых мы будем в состоянии стрелы лукаваго разжженныя угасити (Еф. 6, 17).

Итак, устреми, читатель, свои духовные очи в темный мир духов злобы, узнай из сей книжки своих врагов и оружия для победы их. Если бы дьявол, достойный сам по себе всякой ненависти, сразу открывал себя, то все бы гнали его. По этой причине он прячется и прикрывает себя, принимает на себя личину правды и этим средством изливает яд в своих последователей. Отсюда, Богу способствующую, великую пользу может принести тебе сия книжка, ибо не свои гадательные мысли излагаю, а собираю свидетельства из Слова Божия, богомудрых писаний святых Отцов и учения святой Церкви. Если тебе удалось прочесть в разных местах рассеянные сведения о злых духах, прочти еще раз все вместе собранное. Не читавший же — прочти с тем большим вниманием, да не будешь уловлен дьяволом и, после Страшного Суда Христова, не будешь разделять одинаковую с ним участь (Ап. 20, 10, 15).

Глава I

Бытие злых духов.

Слабость человеческого разума в познании Предметов мира видимого, а тем более духовного. — Предания народов о бытии злых духов. — Согласие этой истины с здравым разумом. — Свидетельства о бытии злых духов: а) Святого Писания Ветхого и Нового Завета, б) Творений Св. Отцов и в) учения Св, Церкви.

1) Когда мы хотим рассмотреть какой-нибудь предмет видимого мира, избираем удобное место, с которого предмет мог бы лучше быть виден. Нисколько не будет лишним избрание для себя приличного мысленного места при нынешнем нашем рассматривании наших исконных врагов — духов злобы. Мы безошибочно приищем это место если сознаем ничтожность наших познаний даже относительно предметов мира видимого. Злых духов, говорят, — нет, потому что мы их не видим своими чувственными очами. Но что мы видим очами? Видим самую малейшую часть видимого мира. В этом изобличает нас телескоп и микроскоп, уличает и обоняние наше, которое, например, ощущает запах, невидимый для глаза. Возьмите самое острое зрение, и оно не поможет человеку увидеть без землекопа внутренность земли, и такому человеку ближайшие предметы будут казаться больше, дальнейшие — меньше, хотя на самом деле они одинаковы. Невидим и теплород, а ведь химически он отделяется, незаметно для нас, от воды, и она превращается в лед, — против этого никто возражать не может.

Если же из того, что мы не видим некоторых предметов, нельзя выводить заключения об их небытии, то на основании того, что мы не видим злых духов, безрассудно отвергать их — бытие. Уместным считаем в данном случае заметить, что предание сохранило во всех народах понятие о злых духах. Таково, например, учение персидской религии о злом начале — Аримане и злых духах — Яцатах; таково учение греческой религии о фуриях и пр. (Илиада, ст. 24,145,144,159).

Египтяне верили, что при рождении каждому человеку дается демон-хранитель; признают злых духов и китайцы — буддисты; по их учению, есть две области духов: чистых — эригонов Негри и нечистых — Ассуров1.

Само собой разумеется, что все эти верования, как не освященные Божественным Откровением, искажены; но уже одно существование этих верований у народов показывает, что бытие злых духов не противоречит началам здравого разума, как и существование добрых.

В самом деле: 1) если в видимом нами мире есть много разнообразных предметов, то почему бы не допустить, что разумно-нравственные существа не ограничиваются одним родом человеческим. Во-вторых, если мы замечаем постепенность в созданиях, идущую от низших форм к высшим, то предполагается подобная постепенность и в созданиях нравственных — в отношении к Богу. Потому-то и Платон-философ учил, что «есть духи средние между человеком и Богом, которые удаляются от злых людей и помогают добрым; они не могут быть зримы, хотя присутствуют при нас» (Диалог Платона «Тимей»). Действия духов возможны сами по себе, подобно тому как существуют действия одного человека на другого, действия души человека на его тело. Поэтому только люди испорченные отрицают добрых духов, потому что далеко от них находятся, и злых — так как сами, того не замечая, состоят их рабами.

Живую уверенность древнего мира в бытии злых духов подтверждает и тот факт, что древняя философия часто соединялась с магиею (Ис. 7, 11), как видим на мудрецах фараона, противодействовавших Моисею, на Киприане — впоследствии мученике и епископе Антиохийском.

«Поверьте мне, — говорил Киприан по своем обращении, — я видал самого дьявола. Я умолял его жертвами, и целовал, и говорил с ним и с теми, которые у него старейшинами. Он полюбил меня, похвалил мой разум и пред всеми сказал: вот новый Иамврий2, скорый на послушание нам, достойный общения с нами. И обещал поставить время жизни моей на земле во всем помогать мне, и полк бесов дал мне в услужение. Когда я уходил от него, он воскликнул мне: «Будь мужествен, доблестный Киприан!» и, встав, проводил меня, что удивило всех бесовских старейшин. По этой причине князья его оказывали мне повиновение, видя честь, которую он мне воздал. Лицо его было подобно цвету полевому, глава его была увенчана венцом, который украшался золотом и пресветлыми камнями, одежда его была пречудная. Когда он обращался в какую сторону, — потрясалось все место; многие злобные духи стояли в великом повиновении у престола его: тогда и я отдал ему всего себя3». Сведения, полученные посредством магии, свидетельствовали, что злые духи существуют, но из этого источника человечество не может составить правильного понятия о злых духах, потому что магия — сеть, которою злые духи уловляют неопытных. Понятно отсюда, что дух злобы не показывает себя в настоящем виде. По гордости и по вражде к Богу падшие духи стремятся к тому, чтобы человек воздавал им поклонение4; по лживости своей (Ис. 14, 13, 14; Ин. 8, 44) они употребляют для достижения этой цели все средства обольщения и обмана. Так обманул дьявол Еву, притворяясь, что повторяет Божии слова (Быт. 3, 1), обольстил жену Иова, научив ее излишеству любви к мужу и чрез то хуле на Бога (Иов. 2, 9, 10); так обманывает он и всех людей и даже святых подвижников старается склонить к тому, «искушая, — говорит св. Антоний, — мечтаниями и страхованиями, преобразуясь иногда в женское лицо, а иногда и в скорпионово»5. По этой причине христианин, желающий иметь непогрешительное понятие о духах злобы, должен оставить без внимания все сведения о злых духах, доставляемые преданием человеческим, ученостию, магиею, спиритизмом и другими средствами.

Для получения точного понятия о духах злобы у нас есть одно средство — христианское учение, содержащееся в Св. Писании, раскрытом и утвержденном творениями св. Отцов и учителей Церкви. Что такое дьявол, каковы его действия, — узнаем из Св. Писания, которое указывает нам и средства для борьбы с дьяволом; а как применять эти средства на деле, — узнаем из творений св. Отцов и жизни св. подвижников, всю жизнь посвятивших борьбе с духом злобы. Познание духов злобы св. подвижниками есть особый дар Божий; оно — рассуждения духовом (1 Кор. 12,10); с ним сопряжена победа над греховными помыслами, мечтаниями и ощущениями. Открыл Господь этот дар церепророку Давиду, и он от лица всего человечества воззвал: Изведи из темницы душу мою (Пс. 141,8). Правда, вследствие плотского состояния своего, мы не способны зреть духов, но мы имамы известнейшее пророческое слово, ему же внимающе, якоже светилу сияющу в темнем месте (Пет. 2, 19), можем познать своих врагов настолько, чтобы быть в состоянии противостоять им.

По мнению мудрых века сего, дьявол — это олицетворение злого начала, присущего нам и действующего в мире, а подчиненные духи — дальнейшее развитие этого олицетворения. Но Слово Божие открывает нам, что пространство между небом и землей — вся видимая нами лазуревая бездна — служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба (Еф. 6, 12; Ал. 12, 7).