«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Присутствие вблизи нас дьявола подтверждает следующий рассказ: «Святой Андрей, Христа ради юродивый, бывши однажды в Царьграде на торжище, встретил инока, вокруг шеи которого обвился страшный змий. Инок этот был человек, многими добродетелями украшенный, но, к несчастью, сребролюбив и скуп. Отошедши от него на несколько шагов, Андрей был удивлен, заметив, что над головою инока на воздухе были начертаны слова: "Змий сребролюбия — корень всякому беззаконию". Но еще более удивился, когда, оглянувшись назад, увидал Ангела и беса, спорящих за душу инока. Дьявол доказывал, что монах, как сребролюбец и потому идолослужитель, принадлежит ему, а Ангел, указывая на многие добродетели старца, утверждал, что он достоин милости Божией. Продолжительный спор их был решен свыше. Голос с неба сказал Ангелу: "Ты не имеешь части в нем, ибо только милостивые получают от Меня прощение и наследуют обители небесные". После сего Ангел тотчас оставил инока» (Прол., 4 д.).
Итак, вблизи каждого из нас находится злой дух-искуситель. Если человек-враг может причинить нам много зла, то тем более зла приносит злой дух, — и не просто злой дух, а князь мира сего (Ин. 12, 31).
Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12), — пишет святой апостол Павел. Сколь неравная брань предстоит нам? Мы, плотские? должны сражаться с духами, Сражение это подобно тому, какое бывает между зрячим и слепым. Первый поражает мечом в самое сердце, а второй — машет мечом и бьет воздух. Духи для нас невидимы; как же мы будем направлять против них удары свои? Духи бессмертны; что же мы выиграем, если успеем поразить их? Они не едят, не пьют, не предаются сну, а нам между тем, сражающимся с ними, нужно есть и отдыхать. Злые духи от Адама и до настоящего времени стоят на поле ратном, а мы недавно родились и скоро умрем, следовательно, мы — воины, сравнительно с ними, самые несведущие и неопытные, а они — ратоборцы давно уже привычные и искуснейшие.
Находясь в таком опасном положении, находясь постоянно на войне и под сверкающим кинжалом (Еф. 6,16) нашего злейшего врага — дьявола, который, подобно хищной птице (Мк, 4, 4, 15), высматривает с высоты свою добычу, мы нуждаемся знать этого врага в возможной для нас подробности, чтобы противопоставить ему должное сопротивление, чтобы оградить себя во всех отношениях. Без такого познания очень легко остаться в общении с дьяволом, не замечая этого, так как дьявол может принять образ светлого Ангела (2 Кор. 11,14). Это случилось с весьма многими, непонявшими своего бедственного состояния, и в то время, когда, например, иудеи называли себя сынами Божиими (Ин. 8,41), Иисус Христос сказал им, что они — чада дьявола (Ин. 8, 44).
Узнавши врага, мы можем, исходя на брань, должным образом вооружиться, и так как у Бога все возможно (Лк. 18, 27), то мы можем одержать полную победу. Ведь в самом деле, множая с нами, нежели с ними (4Цар.6,16).
Победа наша тем более возможна, так как в нашей борьбе с духом злобы принимают фактическое участие наши старшие братьи — Ангелы добрые, которым Бог заповедует сохранять нас во всех путях (Пс.90,12).
В житии преподобного Нифонта рассказывается, что однажды после молитвы Бог показал ему большое поле, на котором стояло множество бесов, разделенных на полки. И вот один из чернейших эфиопов, как бы приготовляя полки к сражению, пересчитывал воинов и говорил: «Смотря на меня, не бойтесь ничего, ибо сила моя будет с вами». Некоторые же из бесов принесли множество разного оружия и раздавали полкам. Когда преподобный Нифонт смотрел на это, был к нему голос: «Обратись, Нифонт, к востоку и смотри». И он, обратившись, увидел чистое поле, на котором вдвое более, чем бесов, стояло белоризцев, готовых к сражению. Потом пришел некоторый муж, видом светлее солнца, и сказал: «Так повелевает Господь Саваоф, идите во всю землю, помогая христианам и охраняя их» (Четьи-Минеи, 23 д.). Итак, при сих помощниках брань наша с темными силами вполне благонадежна; но Ангелы — только помощники наши, а вести борьбу мы должны сами.
Так как рационалисты совсем отвергают бытие дьявола, да и между христианами есть немало таких, которые как бы забывают о существовании духов злобы, не считая дьявола опаснейшим врагом, то мы в предлагаемом труде постараемся доказать, прежде всего, бытие дьявола, открыть — на основании Слова Божия, Творений святых Отцов и учителей Церкви — силы и коварства наших ужасных врагов, — для устрашения беспечных и нерадящих о своем спасении; а с другой стороны — ободрить всех повергнутых в отчаяние от сознания своего бессилия в борьбе со страшными невидимыми врагами, которыми наполнен воздух (Еф. 6,12), и указать оружия, при помощи которых мы будем в состоянии стрелы лукаваго разжженныя угасити (Еф. 6, 17).
Итак, устреми, читатель, свои духовные очи в темный мир духов злобы, узнай из сей книжки своих врагов и оружия для победы их. Если бы дьявол, достойный сам по себе всякой ненависти, сразу открывал себя, то все бы гнали его. По этой причине он прячется и прикрывает себя, принимает на себя личину правды и этим средством изливает яд в своих последователей. Отсюда, Богу способствующую, великую пользу может принести тебе сия книжка, ибо не свои гадательные мысли излагаю, а собираю свидетельства из Слова Божия, богомудрых писаний святых Отцов и учения святой Церкви. Если тебе удалось прочесть в разных местах рассеянные сведения о злых духах, прочти еще раз все вместе собранное. Не читавший же — прочти с тем большим вниманием, да не будешь уловлен дьяволом и, после Страшного Суда Христова, не будешь разделять одинаковую с ним участь (Ап. 20, 10, 15).
Глава I
Бытие злых духов.
Слабость человеческого разума в познании Предметов мира видимого, а тем более духовного. — Предания народов о бытии злых духов. — Согласие этой истины с здравым разумом. — Свидетельства о бытии злых духов: а) Святого Писания Ветхого и Нового Завета, б) Творений Св. Отцов и в) учения Св, Церкви.
1) Когда мы хотим рассмотреть какой-нибудь предмет видимого мира, избираем удобное место, с которого предмет мог бы лучше быть виден. Нисколько не будет лишним избрание для себя приличного мысленного места при нынешнем нашем рассматривании наших исконных врагов — духов злобы. Мы безошибочно приищем это место если сознаем ничтожность наших познаний даже относительно предметов мира видимого. Злых духов, говорят, — нет, потому что мы их не видим своими чувственными очами. Но что мы видим очами? Видим самую малейшую часть видимого мира. В этом изобличает нас телескоп и микроскоп, уличает и обоняние наше, которое, например, ощущает запах, невидимый для глаза. Возьмите самое острое зрение, и оно не поможет человеку увидеть без землекопа внутренность земли, и такому человеку ближайшие предметы будут казаться больше, дальнейшие — меньше, хотя на самом деле они одинаковы. Невидим и теплород, а ведь химически он отделяется, незаметно для нас, от воды, и она превращается в лед, — против этого никто возражать не может.
Если же из того, что мы не видим некоторых предметов, нельзя выводить заключения об их небытии, то на основании того, что мы не видим злых духов, безрассудно отвергать их — бытие. Уместным считаем в данном случае заметить, что предание сохранило во всех народах понятие о злых духах. Таково, например, учение персидской религии о злом начале — Аримане и злых духах — Яцатах; таково учение греческой религии о фуриях и пр. (Илиада, ст. 24,145,144,159).