«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

5 Беседы на Евангелие от Матфея. Ч. 2. С. 250

6 Слово Преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 1. С. 327-329

7 Беседы на Евангелие от Матфея. Ч, 2. С. 489-490

8 Епископ Михаил. Толковое Евангелие. Кн. 2. С.116

9 Творения Святого Григория Богослова. Ч.1.С.23.

Заключение.

Итак, вопрос: существуют ли злые духи как существа самостоятельные, действительные и личные, и могут ли они входить в людей, а тем более в христиан и мучить их, — должен быть решен в том смысле, что, во-первых, злые духи, действительно, существуют как существа действительные и личные; во-вторых, что в христиан, невнимательных к себе и нерадиво исполняющих заповеди Божии Христа, не живущих ревностно по закону Божию, — несомненно, по особому попущению Промысла Божия, — злые духи могут входить и мучить их. Те из христиан, которые, вместо благой воли Божией, предаются своей воле, злой и мятежной, кои из области духа ниспали под владычество плоти и крови, забыв невидимое и вечное и поработившись видимому и тленному, и начали жить такою жизнью, которая, по сравнению с истинною святою жизнью, есть ложь и нравственное заблуждение, — такие христиане, к сожалению, представляют удобное вместилище для злых духов. Таков был Иуда, таков был Коринфский блудник, таковы были Именей и Александр. Но вместе с тем, из сих примеров можно понять и благую цель, с какою попускаются действия злых духов на христиан. Коринфского грешника предали сатане с тою целью, да дух спасется (1Кор. 5,5). Именей и Александр преданы были сатане затем, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1, 20). На основании сих примеров можно полагать, что и в настоящее время Господь попускает злым духам входить в людей с подобною же благою целью — временного наказания за грехи и нравственного исправления. И опыт показывает, что иногда подвергаются действию злых духов люди высокой нравственности. Свое несчастие они переносят со смирением, с терпением и упованием на помощь Того, Кто может врачевать все болезни и облегчать мучительные страдания от злых духов. Такие люди за свои добродетели получают исцеление. Так исполняется слово Господа, говорящего в Откровении Иоанновом: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся (Ап. 3, 19). Всем христианам эти печальные случаи одержания злыми духами должны напоминать о необходимости большей трезвенности и большей внимательности к своей духовно-нравственной жизни, во исполнение слов Спасителя: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26,41).