Моя жизнь во Христе. Т. 1,2

1034

С крайним благоговением произноси имя Божие, памятуя, что Богом все приведено из небытия в бытие, и все существующее содержится в благобытии единственно по Его благости, всемогущею силою и премудростью Его. С крайним благоговением произноси имя Иисуса Христа, Сына Божия, Имже вся быша и вся управляются; Который носит доселе все существующее сильным словом Своим [Евр. 1, 3]; — производит времена и перемены года — лето, осень, зиму и весну; — производит все плоды земные; населяет землю людьми, животными, воздух — птицами; моря, озера и реки — рыбами; — умножает род человеческий и довольствует его всеми благами, — спасает от грехов и злых духов и уготовляет обители любящим Его в Царствии Небесном; Который доселе выводит светила освещать землю или умерять мрак ночи, доселе разливает столь живительный воздух для дыхания всех живых тварей; — создал столь чудное свойство огня, который согревает, сожигает и светит; — землю, способную круговращаться с легкостью воздушного пузыря около столь громадного светила, как солнце, и около себя, — способную произращать, по слову Его, бесчисленные роды растений; — воду, способную превращаться в бесчисленное множество самых разнообразных соков в бесчисленном множестве плодов, дерев, кустарников и трав. Бог наш есть Бог чудес [Пс. 71, 18; 76, 15], Бог всеблагой, всемогущий, премудрый, Бог милости, щедрот и человеколюбия. Кто Бог велий, яко Бог наш [Пс. 85, 10]? С благоговением произноси и имя Пречистой Матери Господа Иисуса Христа, Приснодевы Марии, породившей нам Его во спасение наше; чрез Нее мы сподобились от благости Господней бесчисленных благ: прощения грехов, освящения, просвещения, обновления, избавления от вечной смерти, возведения на небеса, усыновления Богу, обожения и вечной жизни. С благоговением произноси имена Апостолов Христовых, самовидцев и слуг Его, пронесших по всему миру божественное учение Его и насадивших и распространивших на земле спасительную веру и Церковь Христову, — веру обновления и спасения; имена мучеников, родившихся кровью своею в вечную жизнь; преподобных, изнурением тел своих изнуривших в себе грех и страсти и достигших блаженного обновления и вечной жизни; бессребреников, нестяжательностью своею стяжавших бесценное сокровище духа и вечного живота, и всех святых.

1035

Эта самая плоть, которую мы столько лелеем, покоим, услаждаем, есть враг души нашей, весьма коварный, опасный; она непрестанно противится любви Божией, воле Божией, заповедям Божиим и порывается исполнить свою волю и исполняет ее почти всегда, разве когда сильное препятствие противопоставляет Господь Бог в благом и премудром промысле Своем о нашем спасении. Эту-то плоть должно всегда распинать со страстями и похотями, а не лелеять; ее надо умерщвлять постом, бдением, молитвою, трудами, а душу упражнять в чтении слова Божия, в благомыслии, молитве.

1036

Светло и тепло и покойно мне, когда я всецело обращаюсь душою моею к мысленному солнцу. Солнцу правды, Христу Богу моему. И растаивает лед сердца моего, отъемлется нечистота и тля его, исчезает мрак, отбегает смерть духовная, воцаряется жизнь небесная, ничто земное не занимает меня.

1037

Имуще таинство веры в чистой совести [1 Тим. 3, 9]. Чистого сердца требует святая, божественная, пренебесная вера христианская, чтобы благотворно воздействовать на все существо человека, а в нечистом сердце она обитать не может и производить благотворных перемен в нем не может, если человек не исправляется от своих пороков. Вот почему и в христианстве много званых, но мало избранных. Многие именуются христианами, но не многие в самом деле таковы, не многие творят плоды Царствия Божия; вот отчего и в христианстве много безбожников, вольнодумцев, суеверов, корыстолюбцев, сластолюбцев, блудников, пьяниц, воров и так далее. Не вера виновата, что христиане таковы, а носящие имя Христово на себе виноваты в своем невнимании к вере и ее правилам, в своей нечистоте и в своем пристрастии к земному, по которому они не могут вместить в своем нечистом сердце чистейшего небесного сокровища — веры Христовой и погибают у самого источника спасения. Горе нам неблагодарным, злонравным, суемудренным, суетным, сластолюбивым и ленивым! Господи, что нам делать? Победи нас Своею милостью, Своею любовью, Своею премудростью, мудрование плоти нашей упраздни, силою благости Твоей злобу нашу победи!

1038

Всякий человек на земле болен горячкою греховною, слепотою греховною, одержим бешенством греха; а как грех наипаче состоит в злобе и гордости, то со всяким человеком, как страдающим болезнью греха, надо обходиться с кроткою любовью — важная истина, которую мы часто забываем; мы часто, очень часто действуем вопреки ей: к злобе подбавляем злобы своим озлоблением, гордости делаем отпор гордостью же. Так у нас и растет зло, а не уменьшается; не врачуется, а более заражается. Господи, помилуй нас, помилуй человечество!

1039

И