Начало и конец нашего земного мира

Следя за событиями всемирной истории, видим суд Божий над безумством Нимврода и его современников, возмечтавших прославить себя на земле строением башни до небес. Суд Божий над Аммореями и другими потомками Ханаана виден в беседе Бога с Авраамом еще за 400 лет до совершения его. Суд Божий над Египтом за порабощение и угнетение избранного народа, причем участниками и совершителями этого суда были Моисей и Аарон. Неоднократны были проявления суда Божия над избранным народом во времена Судей, когда народ забывал Бога. Исполнителем судеб Божиих являлись окрестные народы.

Суд Божий о разделении царств Израильского и Иудейского, лишение сперва одного, потом другого самостоятельности, отведение в плен Ассирийский сперва десяти колен, потом разрушение Иерусалима и храма Навуходоносором и семидесятилетний плен Вавилонский, эти суды Божии совершались при непосредственном участии Святых пророков Божиих и касались не только избранного народа, но и других народов, имевших какое-либо отношение к народу избранному. Пророческие книги вообще, а в особенности пророческая Книга Даниила, изобилуют откровениями о судах Божиих над царями и царствами исторического мира.

С благоговейным трепетом приведем на память предвечный суд Божий о спасении рода человеческого чрез осуждение на телесную смерть воплотившегося Предвечного Слова и сопровождавшее его, во времени, осуждение мира и самозваного князя мира сего, дерзнувшего восстать на Творца своего и поднять дерзновенную руку на заклание Единородного Сына Божия на кресте.

Этот суд над миром и князем мира сего произошел при особенно торжественной обстановке, описанной подробно Евангелистом Иоанном в главе XII, 20-32, и произнесен за несколько дней до креста, так что мог служить самозванцу предупреждением об ожидающей его участи, если он осмелится привести свой дерзостный план в исполнение.

Суд миру возвещен и на Тайной Вечери, причем обличителем и как бы свидетелем против него объявлен Дух Святой (Иоан. XVI, 8-11), ибо Он имел наставить апостолов обличить мир в неверии в Единородного Сына Божия и возвестить значение совершенного Иисусом Христом для спасения мира крестного подвига. Так как мир отверг Христа, повинуясь своему мятежному и самозваному князю, то последний осуждается на изгнание в вечный огонь; а мир, с его нелепыми языческими законами и обычаями, противными Закону Божию и христианским обычаям, осужден, как бесплодная смоковница, красующаяся одними только листьями. Мир осужден питаться одним прахом, из которого возник по творческому мановению Божию для лучшей участи, но оказался не достойным ее, за что и подлежит огненному истреблению.

Неисчислимы проявления суда Божия как в общественных, так и в частных сферах, только не всегда или, лучше оказать, почти никогда не понимаем мы этих судеб Божиих; а поймем – так поздно, так что остается только вечно жалеть о своем и людском неведении того, как надобно было поступать, чтобы не подвергаться праведному суду Божию.

Что же касается предварительного суда над миром, то таковой открывается в конце времен, и вот Тайнозритель удостоен Откровения об этом суде и повествует: «Престол стоял на небе, и на Престоле был Сидящий». Кто это? Так как тут не указано никакого человеческого признака, как и в прежнем видении Сына Божия, то это несомненно Отец, от Которого все. Тайнозритель уподобляет вид Его драгоценным камням.

И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг Престола, видом подобная смарагду. Эти драгоценные камни имеют зеленый в различных оттенках цвет, свойственный растительности, а потому значение их то, что Божеское существо вечно цветущее и юное, жизнодательное, обновляющее, питающее, укреплящее, произращающее. Про яспис, кроме того, известно, что этот камень целителен для язв и ран, полученных от меча. Радуга вокруг Престола, видом подобная смарагду, есть символ обновления мира. Отсюда видно, что суд над миром, то есть огненное истребление его должно закончиться обновлением его. И вокруг Престола двадцать четыре Престола, а на Престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

Как известно, эта слава принадлежит святым апостолам, ибо им сказано: «Сядете и вы на двенадцати Престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф. XIX, 28). Кто же остальные двенадцать, получившие равную честь с апостолами? Можно полагать, что это святые пророки, благовествовавшие пришествие Христово и за Истину страдавшие, а также предвозвестившие Христа патриархи. Таким образом, в числе судей призванных судить и осудить мир еще прежде, чем наступит последний огненный день, можно предполагать: Иоанна Крестителя, Исаию, Иезекииля, Иеремию, Даниила, Моисея, Иакова, Исаака, Авраама, Ноя. Иные в этом числе предполагают и Авеля. Облечение судей в белые одежды означает их праведность, а венцы на главах – царственное священство, которым они почтены, как провозвестники Царствия Божия и как победители демонов.

И от Престола исходили молнии и громы, и гласы, и семь светильников огненных горели пред Престолом, которые суть семь духов Божиих. Так как прежде еще в главе I, 4 Иоанн преподает благословение церквам от Лица Духа Святого под именем семи духов, находящихся пред Престолом Отца, то очевидно, что и тут речь идет об Ипостаси Духа Святого, под видом семи огненных светильников. Молнии, громы и гласы. Здесь показывается, как страшен и ужасен суд Божий над грешным миром за то, что он отверг страх Божий и подчинился страху дьявола, действующего в сынах противления Св. Церкви.

И пред Престолом море стеклянное, подобное кристаллу. Можно предполагать, что это души людей не от мира сего, не волновавшихся житейскими бурями, но подобно кристаллу, отражающему семь радужных цветов, проникнутые семью дарами Благодати Духа Святого. Таким образом, совокупность этих блаженных душ могла представлять как бы море стеклянное, кристаллоподобное, пред Престолом суда, которому они призваны соприсутствовать.

И посреди Престола и вокруг Престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

Это Силы, которыми держится мир и которых видел также Исаия вокруг Престола. Что они исполнены очей спереди и сзади означает их херувимское видение прошедшего и грядущего; а шесть крыл – серафимскую готовность к исполнению Божественных велений Святой Троицы. Это верховнейшие и приближеннейшие к Престолу Божию ангельские сущности.

Эти же Силы служат подножием Престола Божия, а потому сказано: «посреди Престола и вокруг Престола четыре животных». Значит, что лица их обращены на четыре страны света: север, юг, восток и запад, а хребты как бы поддерживают трон Вседержителя, Содержащего всех и все.