Начало и конец нашего земного мира

В чем особенно выразилось оскудение любви в Западной Церкви? В печальной памяти инквизиции, в гонении на свободу чтения Св. Писания и на свободу богослужения на родном языке, в гонении на всякое изучение природы, которая есть удободоступная книга премудрости и благости Божией и, наконец, в допущении возникнуть под покровительством Церкви богопротивному сообществу мнимых братьев Иисуса, а в действительности злейших врагов Его. Кто не слышал ужасов об этом Иезуитском, мнимомонашеском ордене? Довольно указать на те преследования, которым подверглась и подвергается Восточная Церковь от этого общества, попиравшего и попирающего православие (в союзе с польской кликой и с синагогой иудейской – в пределах печальной памяти бывшего польского королевства в XVII столетии). Продолжается эта деятельность и по сей день в возбуждении вражды к православию и в искоренении его, где бы то ни было, в Польше ли, западном крае, Галиции, Боснии и других странах. Иезуиты не знают, что искоренению подлежит не православие, а они сами (Матф. XV, 13).

Подобно тому, как в древнем Израиле, во времена феократии, упадок нравов доходил до идолопоклонства, так и в римско-католической Церкви упадок нравов в предстоятелях превращал людей из христиан в язычников, среди которых господствовало вместо любви ожесточение в междоусобных бранях. Прежняя же ревность, выразившаяся в крестовых походах, заменилась ревностью к мирским целям, не имевшим ничего общего с ревностью о славе Божией. На место славы Божией ставилась слава Рима и на место Имени Божия – имя римского Престола. Вот почему, не без основания, слова Откровения, обращенные к Ефесской церкви и ее предстоятелям времен написания Откровения, могут относиться к римско-католической Церкви и ее предстоятелям перед реформацией и потом, впредь до обновления римского Престола, последовавшего чрез снятие с него, в наши времена, бремени мирского господства, чуждого Св. христианской Церкви.

Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу (Откр. II, 4-6).

Известно, что секта николаитов творила постыдные дела под предлогом благочестия. Таковы и некоторые секты, возникшие из новейшего гностицизма, именуемого реформацией.

Угроза сдвинуть светильник с места его совершилась над Ефесом. Он из великого всемирного центра по торговому и религиозному значению обратился в ничто. Светильник его, то есть Престол Ефесской митрополии, перешел в Константинополь.

Та же участь ожидает в конце времен и ветхий Рим. Конечная гибель его совершится в один день, как сказано в Откровении: «В один день придут на нее (то есть на мать блудницам и мерзостям земным, на челе которой написано имя: тайна Вавилон великий. Под этим именем Св. отцы подразумевают Рим, ибо и Св. Апостол Петр называл его так в своих посланиях, и из отцов Церкви – знаменитый Иероним блаженный, переводчик Библии на латинский язык) казни, смерть и плач, и голод, и будет сожжена огнем» (Откр. XVIII, 8).

Впрочем, эта печальная участь не коснется истинных христиан в Риме. Это видно из Откровения: «Услышал я, говорит Иоанн, голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. XVIII, 4). Этот исход будет, вероятно, заблаговременным подобно тому, как это совершилось с христианами иерусалимскими пред гибелью Иерусалима в 70 году по Р.Х.

Возвещаемое в Откровении Господа о семи Асийских церквах, кроме своего исторического значения, как характеристика церквей того времени, имеет приложение и ко всем последующим векам в истории вселенской Церкви Христовой, ибо недостатки и достоинства перемежаются всюду. То видится упадок любви к Богу и ближнему, как в Ефесе, где обширные торговые дела и разноплеменность посещающих его купцов не могли не иметь влияния на духовную жизнь города в дурную сторону. Может найтись во всякое время тут или там, на Востоке или на Западе, лицемерная религиозность, как в Лаодикии, или равнодушие к развратным сектам служения сатане, как в Пергаме, или равнодушие к обличению модной культуры, как в Фиатире, или совершеннейший индифферентизм к делам веры, как в Сардах.

В противоположность сему найдется и достойная подражания ревность к проповеди Слова Божия, как в Филадельфии, или терпения в гонениях за веру, как в Смирне. Остается подражать Филадельфии и Смирне в ревности к возвещению Слова Истины и в терпении за веру и избегать недостатков, которые коренятся в упадке любви к Богу и ближнему, в лицемерии, равнодушии к гибели людей, служащих дьяволу и моде, или в индифферентизме к святому делу служения Истине и правде.

То, что очи Господни усмотрели одновременно в семи Асийских церквах, то усматривать могут и в каждой порознь, но не одновременно, а в разные эпохи. То представится обилие достоинств, найденных в Филадельфии и Смирне, то обилие недостатков Ефеса, Пергама, Фиатира, Сард и Лаодикии, смотря по достоинствам или недостаткам звезд, спящих на свещнике церковном в то или другое историческое время. Как велико влияние предстоятелей на состояние церквей, примером может служить Западная Церковь. В первые века на древнем Престоле ветхого Рима звезды сияли Евангельским светом смирения и кротости, а незадолго до разделения и после оного звезды засияли мирским блеском. Отсюда и различие в нравах христиан первых веков до разделения и после разделения. Отсюда и кроткий упрек: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. XI, 4).

Как известно, с VII века мусульманство наложило тяжелое ярмо на Восточную Церковь, но она не отступила от Истины, не утратила апостольского предания и в ненарушенной целости передала это сокровище греко-российской Церкви. Между тем свободный от магометанского ига Запад постепенно уклонялся от апостольского предания и неосторожно вступил на путь нововведений. Одним из самых неудачных было безбрачие низшего духовенства, соделавшее нравы его предметом посмеяния. Происхождение этого зла относят к появлению в первых двух веках учения о господстве духа над плотью, для чего последняя может быть порабощаема первому будто бы посредством разврата. Это учение николаитов. Как поборники духа, они отвергали брак, но с допущением распутства ради умерщвления плоти. Не отсюда ли явился на Западе гильдебрандизм, как безбрачие, будто бы необходимое для духовного служения. Отсюда же вышел и рационализм, отвергающий видимое, обрядовое, как плотское служение Богу, и настаивающий только на том, что может быть принято исключительно одним умом без всякого участия чувств. Рационализм послужил с XVI столетия основанием для протестантской свободы в приложении к духовному пониманию Евангельской истины. Это повредило Евангелию в самом главном, ибо попустило постепенное низведение Христа с пьедестала Божеского величия и развенчало Святейшую Невесту Его – Церковь на степень раввинского училища, сравняв ее с синагогой. Уже и теперь в протестантских общинах сектантов, сплошь и рядом, за неимением пастора, приглашают для произнесения проповеди соседнего раввина или отдают приход женщине. Наступит, вероятно, новая эра, когда протестантство, окончательно потеряв веру в Евангелие, займется талмудом и найдет в нем пищу для рационализма. Эта-то эра и будет окончательным отступлением, ибо тогда будут отвергнуты приобретенные ценой крестных заслуг Христовых все сокровища Царствия Божия, охладеет и окончательно заглохнет вера и любовь (Лук. XVIII, 8; Матф. XXIV, 12). Пока Евангелие владычествует над умами и сердцами народов, до тех пор невозможно отступление, то есть измена Богу; невозможно и явление сына погибели. Пред этим же явлением замолкнет глагол живота вечного и возгремит ложь, которая оглушит и одурачит весь мир ложными чудесами и знамениями. Отступники легко им поверят, ибо знамения и чудеса Евангельские признавали естественными или только кажущимися проявлениями чего-то необычайного, а в сущности явлениями самого обыкновенного свойства. Исчезнет крепкая любовь к Божественной истине, и вера в Св. Писание угаснет.

Характеризуя такое религиозное состояние, Откровение Господа обращается с увещеванием к предстоятелю Лаодикийской церкви. В наши времена, быть может, подобное увещевание относится к протестантской вообще и англиканской церкви в частности. Англиканская церковь в общем хотя и сохранила кое-что на память о своей принадлежности к вселенской Восточной Церкви, но в вопросе об Евхаристии ушла далеко назад, даже от лютеранства. Поэтому не к ней ли отчасти обращены слова Откровения Господа, изреченные к Лаодикийской церкви: «Ты говоришь, я богат, разбогател и ни в чем. не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное (учительное слово Св. отцов Церкви), чтоб тебе обогатиться, и белую одежду (ходатайство Богоматери и святых угодников), чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазной мазью (нестяжательность предстоятелей) помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. III, 15-18). Отсюда видим основы обновления церковной жизни в англиканской церкви:

а) возвращение к апостольскому и отеческому преданию Св. отцов Церкви;

б) общение в молитвах с Церковью, торжествующей на небесах;