Три защитительных слова против порицающих святые иконы

Три защитительных слова против порицающих святые иконы

«Защитительные слова…» посвящены опровержению иконоборческой аргументации и подробному изложению богословских оснований иконопочитания. Особое внимание в «Защитительных словах...» уделено апологии культа святых, подвергавшегося нападкам со стороны иконоборцев, а также богословскому осмыслению имп. власти. Значительную часть текста составляет обширная подборка святоотеческих свидетельств, снабженных комментариями автора.

Сопоставление текста трактатов показывает, что они представляют собой не 3 самостоятельных сочинения, но 3 редакции одного текста. Место в хронологической последовательности бесспорно устанавливается только для 2-го из них, в котором автор говорит, что написал его по просьбе некоторых чад Церкви, поскольку предыдущий трактат оказался недостаточно понятным для большинства читателей.

ru Татьяна А. Брагина calibre 0.7.53, FictionBook Editor Release 2.6 1.4.2011 70974536-033c-4ffe-b83d-c98e14e0d43c 1.0 Преподобный Иоанн Дамаскин. Три слово защитительных слова против порицающих святы иконы или изображения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1993

Преподобный Иоанн Дамаскин

Три защитительных слова против порицающих святые иконы

Первое защитительное слово против порицающих[1] святые иконы[2]

I. Нам, сознающим свое недостоинство, конечно, следовало бы всегда хранить молчание и исповедывать пред Богом свои грехи; но так как все прекрасно в свое время, а Церковь, которую Бог создал на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну (Ефес. II, 20) Сыну Его, — я вижу, — поражается как бы морскою бурею, слишком высоко поднимается следующими друг за другом волнами, приводится в беспорядок и потрясается вследствие несноснейшего дуновения злых ветров, свыше сотканное одеяние Христа, которое сыны нечестивых упорно старались разорвать, раздирается тело Его, которое есть слово Божие, разрезывается на различные части, также и искони крепко хранимое предание церкви, — то я не счел разумным молчать и наложить на язык узы, боясь с угрозою произнесенного определения, говорящего: аще усумнится, не благоволит душа моя в нем (Аввак. II, 4. Ср. Евр. Х. 38). И: если увидишь меч грядущ и не будеши глаголати брату твоему, крове его от руки твоея взыщу (Иезек. XXXIII, 6. 8). Поэтому, поражаемый невыносимым страхом — я решил говорить, не ставя величия царей выше истины. Ибо Богоотец Давид, — слышал я, — говорил: глаголах пред цари, и не стыдяхся (Псал. CXVIII, 46), напротив, этим сильнее побуждаемый к речи. А ведь слово царя имеет большую силу для склонения на свою сторону подданных; потому что из бывших с самого начала людей, которым было известно, что земной царь подчинен высшей власти и что над царями господствуют законы, пренебрегли царскими приказаниями немногие.

II. И так, прежде всего утвердивши как бы некоторый киль или основание для размышления: сохранение церковного законодательства, при посредстве которого обыкновенно происходит спасение, я снял преграду у слова и выпустил его, как бы хорошо взнузданного коня, из загородки. Ибо в самом деле я счел ужасным, даже более, чем ужасным, чтобы Церковь, блистающая столь великими преимуществами и искони украшенная преданиями благочестивейших мужей, возвращалось паки на худые стихии (Гал. IV, 9), трепеща страхом, где нет страха (Ср. Псал. LII,6), и как бы не знающая истинного Бога — боялась впадения в идолослужение, и даже хоть в весьма малой степени лишалась совершенства, как бы на средине очень прекрасного лица имея некоторый постоянно остающийся укол, портящий всю красоту свою неуместною прибавкою. Ведь малое, когда оно приводит к великому, не есть малое, так как прибавочная черта: чтобы древле получившее силу предание Церкви было поколеблено — не мала, потому что осуждены прежние наши наставники, взирая на образ жизни которых, должно было бы подражать вере [их] (Евр. XIII, 7).

III. И так (а речь моя к вам) усердно прошу, во первых, Вседержителя Господа, для Которого все обнажено и открыто, знающего, что мое смиренное намерение в этом случае — без примеси чего-либо худого и что цель чиста, — дать мне слово, когда откроются уста мои, и взять Собственными руками вожжи моего ума и привлечь его к Себе, чтобы пред лицом [Его] он совершал быстрое движение по прямой дороге, не уклоняясь к тому, что кажется правым, или к тому, что он знает как левое. Потом прошу весь народ Божий, язык свят, царское священство (Исх. XXIII, 22. Второз. VII, 6; XIV. 2; XXVI, 19), вместе с прекрасным пастырем словесного Христова стада [3], который в себе самом выражает высшее жречество Христово, принять мое слово с благосклонностью, не обращая внимания на самую незначительную степень моего достоинства или не ища искусства в моих словах, так как в этом я, бедный, не вполне опытен. Но взвесить силу моих мыслей. Ибо царство небесное не в слове, но в силе (1 Кор. II, 5). Ведь цель — не победить, но протянуть руку подвергающейся нападению истине, так как добрая воля протягивает руку силы. Поэтому, призвавши помощницею ипостасную Истину, отсюда поведу начало своего слова.

IV. Я знаю Того, Кто неложно сказал: Господь Бог твой [4] Господь един есть; и: Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши (Второз. VI, 4. 3); и: не будут тебе бози инии (Исх. XX, 3); и: не сотвори [себе] кумира, всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу (Исх. XX, 4); и: да постыдятся вси кланяющиеся истуканным (Псал. XCVI, 7); и: бози, иже небеси и земли не сотвориша, да погибнут (Иерем. X, 11); и [иное] подобное этому, что древле Бог глаголавый отцем во пророцех в последок дний глагола нам в единородном Сыне Его, имже и веки сотвори (Евр. I, 1. 2). Я знаю Того, Кто сказал: се же есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога и егоже послал еси Иисуса Христа (Ин. XVII, 3). Верую во единаго Бога, одно начало всего, безначального, несозданного, неподверженного гибели и безсмертного, вечного и постоянного, непостижимого, безтелесного, невидимого, неописуемого, не имеющего образа; в одну пресущественную сущность, в Божество — пребожественное, в трех Лицах: Отце и Сыне, и Св. Духе, и только Ему одному служу, и только Ему одному воздаю служебное поклонение. Поклоняюсь одному Богу, одному Божеству, но служу и Троице Ипостасей: Богу Отцу и воплотившемуся Богу Сыну, и Богу Св. Духу, одному Богу. Не поклоняюсь тваре паче Творца (Рим. I, 25), но поклоняюсь Создателю, подобно мне сделавшемуся сотворенным и, не уничижив Своего достоинства и не испытав какого-либо разделения, снизошедшему в тварь, чтобы прославить мое естество и сделать участником в божественном естестве. Вместе с Царем и Богом поклоняюсь и багрянице тела, не как одеянию и не как четвертому Лицу, — нет! — но как ставшей причастною тому же Божеству и, не испытав изменения, сделавшейся тем, что есть и освятившее [ее]. Ибо не природа плоти сделалась Божеством, но как Слово, оставшись тем, что Оно было, не испытав изменения, сделалось плотью, так и плоть сделалась Словом, не потерявши того, что она есть, лучше же сказать, будучи единою со Словом по ипостаси. Поэтому смело изображаю Бога невидимого, не как невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым чрез участие и в плоти, и в крови. Не невидимое Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима. Ибо, если невозможно изобразить душу, то сколь больше — Бога, давшего невещественность и душе!

V. Но, говорят, Бог сказал чрез законодателя Моисея: Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши (Второз. VI, 4. 3); и: не сотвори всякаго подобия, елика на небеси и елика на земли (Исх. XX, 4).

Братие! По истине заблуждаются не знающие писаний, что писмя убивает, а дух животворит не отыскивающие скрытого под буквой духа. Им я по праву мог бы сказать: Научивший вас этому да научит и тому, что следует. Уразумей, как толкует это законодатель, примерно так говоря во Второзаконии: и глагола Господь к вам из среды огня: глас словес вы слышасте, и образа не видесте, токмо глас. И немного спустя: и снабдите души своя зело, яко не видесте подобия в день, в оньже глагола Господь к вам в горе Хорив из среды огня: никогда не беззаконнуйте и не сотворите себе самим подобия ваянна, всякаго образа подобия мужеска пола или женска: подобия всякаго скота, иже есть на земли: подобия всякия птицы пернатыя и следущ. (Второз. IV, 12. 15. 16. 17 — 2 Кор. III, 6). И после краткого промежутка: и да не когда воззрев на небо, и видев солнце и луну, и звезды, и всю красоту небесную, прелстився поклонишися им, и послужиши им (Второз. IV, 19).

VI. Видишь, что одна — цель, чтобы мы не служили твари паче Создателя и, кроме одного только Творца, [никому] не воздавали служебного поклонения? Поэтому всюду с поклонением Бог соединяет служение. Ибо опять говорит: не будут тебе бози инии разве мене. Не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, и не поклонишися им, ниже послужиши им: яко аз есмь Господь Бог твой. И опять: да раскопаете требища их, и сокрушите столпы их, и дубравы их ссечете, и изваяная богов их сожжите огнем. Не бо поклонитеся другому Богу. И спустя немного: и богов слияных да не сотвориши себе (Исх. XX, 3. Второз. V, 8. 9).