К падшему Феодору, а также о покаянии

К падшему Феодору, а также о покаянии

Трактат «К падшему Феодору, а также о покаянии» (Πρὸς Θεόδωρον ἐκπεσόντα κα περ μετανοίας; Ad Theodorum lapsum lib. 1; CPG, N 4305; PG. 47. Col. 277–308; SC. 117. P. 80–218; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 1–35) относится к корпусу нравственно-аскетических творений святителя.

Хотя долгое время считалось, что трактат адресован Феодору Мопсуеcтийскому(+ 428; епископ Мопсуестии, друг свт. Иоанна Златоуста. Осужден посмертно на V Вселенском соборе за взгляды, созвучные несторианству), на основании внутренних критериев было установлено, что он является независимым произведением, написанным свт. Иоанном Златоустом в Антиохии между 380 и 386 гг., в период его диаконства и адресован неизвестному монаху знатного рода Феодору, к-рый оставил монашескую жизнь ради женщины по имени Гермиона. Иоанн Златоуст укоряет молодого человека, показывая высокие достоинства иноческого пути и призывая его покаяться.

ru Татьяна А. Брагина FictionBook Editor Release 2.6 24 May 2011 5FB8FE79-5DBE-4CF1-B731-AE75D47B5769 1.0

1.0 — создание файла — Татьяна А. Брагина

Святитель Иоанн Златоуст

К падшему Феодору, а также о покаянии

Увещание 1-е

Скорбь о падении души друга. Не нужно отчаиваться в возможности восстания. — Надежда как цепь, привязывающая нас к небу. — Примеры восстания падших грешников. — Навуходоносор. — Ахав. — Манассия. — Ниневитяне. — Добрый разбойник. — Покаяние как всеочищающая сила. — Усилия демона ввергнуть нас в отчаяние. — Всякое покаяние находит себе вознаграждение. — Радости рая. — Муки ада. — Душа Феодора, болящая любовью к Гермионе. — Исцелимость болезни. — Нетрудность покаяния. — Пример молодого Финикса. — Пример престарелого монаха. — Упование на милосердие Божие.

"Кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез" (Иер.9:1), благовременно сказать теперь и мне, и гораздо более, нежели тогда пророку; потому что я намерен оплакивать хотя не множество городов и не целые народы, но душу, которая стоит, а лучше сказать — и дороже множества народов. Если даже один исполняющий волю Божию лучше тысяч беззаконников, то, конечно, и ты прежде был лучше тысяч Иудейских. Посему никто не станет теперь порицать меня, если я изложу больше скорбей и изображу сильнейшие сетования, нежели какие изложены у пророка. Я оплакиваю не разрушение города и не пленение беззаконных мужей, но опустошение священной души и разрушение и истребление христоносного храма. Кто, зная хорошо, сожженную теперь диаволом, красоту ума твоего в то время, когда блистала она, не восстенал бы плачем пророка, — слыша, что варварские руки осквернили святое святых, и, подложив огонь, сожгли все — херувимов, ковчег, очистилище, скрижали каменные, стамну златую? Поистине, это несчастие во столько крат горестнее того, во сколько крат драгоценнее те символы, которые хранились в душе твоей. Этот храм святее того, потому что он блистал не золотом и серебром, а благодатию Духа, и, вместо ковчега и херувимов, в нем обитали Христос, и Его Отец, и Утешитель. А теперь уже не то: он теперь пусть и лишен прежней красоты и благолепия, потерял божественное и несказанное украшение, и лишился всякой безопасности и охраны: нет у него ни двери, ни запора, и он открыт для всех душепагубных и постыдных помыслов. Помысл ли гордости, помысл ли блуда, помысл ли сребролюбия, или еще гнуснейшие помыслы устремятся войти в него, — никто не помешает этому; а прежде, как небо недоступно всему этому, так (недоступна была) и чистота ума твоего. Может быть, слова мои покажутся невероятными некоторым из тех, кто видят теперь твое запустение и извращение; поэтому я и скорблю и сетую, и не перестану делать это, доколе опять не увижу тебя в прежнем блеске. Хотя людям и представляется это невозможным, но для Бога все возможно: потому что Он "из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его; неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях?" (Пс.112:7–9). Не отчаивайся в перемене на лучшее. Если диавол был силен настолько, что низринул тебя с вершины и высоты добродетели до крайностей порока, то гораздо более силен будет Бог опят возвести тебя в прежнюю свободу, и сделать не только таким же, но и гораздо блаженнейшим прежняго. Только не унывай, не теряй добрых надежд, не впадай в страсть нечестивых. В отчаяние обыкновенно ввергает не многочисленность грехов, но нечестивое состояние души. Посему и Соломон не просто сказал: всякий, кто "достигнет до глубины зол", но только — один "нечестивый": "когда достигнет нечестивый до глубины зол, нерадит" (Прит.18:3). Только таким людям свойственна эта страсть, когда они приходят в глубину зол. Она-то не допускает их воспрянуть и опять взойти туда, откуда ниспали. Этот помысл, как бы какое ярмо, лежа на вые души и заставляя ее смотреть вниз, препятствует ей возводить взоры к своему Владыке. Но человеку мужественному и доблестному свойственно сокрушать это ярмо, прогонять от себя палача, который возложил его, и произносить слова пророка: "как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением" (Пс.122:2,3). Истинно божественны эти наставления и внушения горняго любомудрия. "Насыщены", говорит он, "презрением" и потерпели многочисленные бедствия; однако, не перестанем возводить взоры свои к Богу и просить Его, доколе не получим просимого. Мужественной душе свойственно — не упадать и не отчаиваться пред множеством постигающих бедствий, и после многократных и безуспешных молитв не отступать, но ожидать "доколе Он помилует нас", как говорит блаженный Давид.

2. Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, — этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути, ведущем к небу, это спасение погибающих душ. "В надежде", говорит (апостол), "мы спасены" (Рим. 8:24). Ибо оно, как бы какая крепкая цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, и вознося нас превыше бури житейских зол. Посему, если кто ослабевает и опустит из рук этот священный якорь, тот сейчас же упадет и погибнет в бездне порока. Зная это, лукавый, как только заметит, что мы сами тяготимся сознанием злых дел, пришедши и сам еще налагает на нас помысл отчаяния, который тяжелее свинца; и если мы примем его, то увлекаемые тяжестию и оторванные от той цепи, неизбежно тотчас низринемся во глубину зол, где именно и находишься ты теперь, отвергши повеления кроткого и смиренного Господа и выполняя все приказания жестокого, свирепого и неумолимого врага нашего спасения, расторгши благое иго и сбросив легкое бремя, и вместо них наложив на себя цепи железные и повесив на шею свою "мельничный жернов" (Мф. 18:6). Где же ты остановишься, и когда перестанешь потоплять бедную душу свою, наложив на себя такую необходимость — непрестанно уноситься вниз? Женщина, отыскавшая одну драхму, пригласила соседок, принять участие в ея радости, сказав: "порадуйтесь со мною" (Лк. 15:9); а я теперь приглашу всех друзей и моих и твоих к противному, скажу не — “радуйтеся со мною”, но — “плачьте со мною, подымите такой же плач, и вопите вместе с нами горьким голосом. Ибо нас постигла крайняя беда, не столько-то талантов золота выпало из руки моей и не множество драгоценных камней, но тот, кто, драгоценнее всего этого, плывши вместе с нами поэтому великому и пространному морю, не знаю как, свалился и упал в самую глубину погибели”.