Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский

Л.Н. Толстой после кончины о.Амвросия посещал старца Иосифа, он также приехал в Оптину Пустынь в последний год своей жизни, собираясь надолго остановиться в близлежащей деревне. Вообще, Оптина Пустынь сыграла основную роль в осознании Л.Н. Толстым своих заблуждений. Это прекрасно видно из его разговора со своей сестрой - монахиней Шамординской обители.

"Сестра, - говорил Л.Н. Толстой, - был в Оптиной; как там хорошо! С какою радостию я теперь надел бы подрясник и жил бы, исполняя самые низкие и трудные дела; но поставил бы условие - не принуждать меня молиться: этого я не могу". Сестра отвечала: "Это хорошо, брат, но и с тебя взяли бы условие - ничего не проповедовать и не учить". "Чему учить? Там надо учиться; в каждом встречном насельнике я видел только учителей. Да, сестра, тяжело мне теперь. - А у вас? Что, как не Эдем? Я и здесь бы затворился в своей храмине и готовился бы к смерти: ведь 80 лет, а умирать надо", - сказал граф. Потом, наклонив голову, он задумался и сидел так до тех пор, пока не напомнили ему, что он уже кончил обед.

"Ну, а видел ты наших старцев?" - спросила его сестра. "Нет", - ответил граф. Это слово "нет" было сказано, по словам сестры, таким тоном, который ясно доказывал, что он сознает свою ошибку в жизни. Несомненно, что все это произошло в значительной степени под влиянием встреч с о.Амвросием.

Давая оценку посещениям писателями старца Амвросия, В.В. Розанов пишет: "Благодеяние от него духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него, как это явно записано об о.Амвросии. Самые проницательные люди посещали его: Толстой, Достоевский, Леонтьев, Вл. Соловьев, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело".

Имя старца Амвросия было известно далеко за пределами России. Знали его и Афон, и святой Иерусалим - весь православный Восток. К старцу непосредственно или письменно обращались лица других вероисповеданий. Так, в Оптину приезжал реформаторский суперинтендант Москвы Карл Зедергольм. А его сын Константин, учившийся в Московском университете, подолгу беседовал с о.Амвросием и закончил тем, что перешел в православие, а затем принял монашество под именем Климента. В жизнеописании о.Амвросия приводятся .имена многих лиц, которые после бесед со старцем приняли православие.

Чем же объяснить, что к простому, хотя и имеющему семинарское образование, старцу обращались представители высокообразованного общества и даже те, которых в этом обществе называли "гигантами духа и мысли"? Ответ прост, он может быть выражен словами апостола Павла: "Не аз, но благодать, яже во мне". Многими подвигами о.Амвросий предочистил свою душу, сделал ее избранным сосудом Святого Духа, Который обильно действовал через него. Эта духовность о.Амвросия была настолько велика, что старца заметила, оценила и потянулась к нему интеллигенция XIX века, которая в это время нередко была слаба в вере, мучилась сомнениями, а иногда и вовсе была враждебна к Церкви и всему церковному. Перед многими вставали вопросы о смысле и цели жизни, и все, обращавшиеся к старцу, находили ответ в своих сомнениях. К тому же старец имел удивительный индивидуальный подход к каждому вопрошавшему. Вот как об этом пишет писатель В. Розанов: "Некоторые из образованных поступали под водительство старца. Никто их к этому не нудил. Они начинали это, когда хотели, и оканчивали - когда хотели же. Но, обыкновенно, раз обратившийся уже никогда не хотел отойти вследствии явной пользы советов, основывавшихся единственно на обстоятельствах того, кто просил совета, а не (на) настроении самого старца". По словам С. Четверикова, во второй половине XIX века иеросхимонах Амвросий явился связующим звеном между образованным обществом, народом и Церковью.

ЛИТЕРАТУРНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ ПРИ СТАРЦЕ АМВРОСИИ

Несмотря на увеличивающийся приток посетителей и болезненное состояние, старец занимался и литературно-издательской деятельностью, начавшейся при иеросхимонахе Макарии. Но если раньше издавалась только святоотеческая аскетическая литература, то при иеросхимонахе Амвросии стали издаваться еще и церковно-исторические труды самой Оптиной Пустыни. В 60-70 годах под руководством оАмвросия и при деятельном участии о.Климента (Зедергольма), о.Леонида (Кавелина), о.Анатолия (Зерцалова), о.Агапита и других лиц были изданы следующие книги:

"Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария" (составленное архимандритом Леонидом Кавелиным);Собрание писем о.Макария в шести томах;Новое издание аввы Дорофея, приготовленное к печати о.Климентом и о.Антонием;Симеона Нового Богослова - 12 слов в переводе тех же лиц;"Жизнеописание игумена Антония" (составленное о.Климентом);Преп. Отца Федора Студита огласительные поучения в русском переводе;Поучения Петра Дамаскина в переводе о.Ювеналия;"Жизнеописание старца Леонида" (составленное о.Климентом);"Описание Козельской Оптиной Пустыни" (составленное о.Леонидом);"Царский путь креста Господня" (в переводе о.Климента);"Жизнеописание архимандрита Моисея" (составленное архимандритом Ювеналием) и другие.

Книги эти, а также изданные прежде, всегда имелись у старца Амвросия; ими он наделял более почетных посетителей обители, а прочим он раздавал мелкие брошюры, в которых старец никогда не имел недостатка. Чаще всего он раздавал следующие: "Советы ума своей души" преп. Марка Подвижника; "О вещах, возбраняющих ко спасению" с душеполезными беседами старца Зосимы; толкование на "Господи, помилуй"; "Слово о страстях и доброжелателях" преподобного Иоанна Дамаскина; "Беседа на шестой псалом" св. Анастасия Синаита.

О том значении, какое придавал старец Амвросий этим книжечкам, можно судить из его слов: "В них хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство". Давая оценку издательской деятельности Оптиной Пустыни, известный подвижник прошлого столетия, современник старца Амвросия, епископ Игнатий Брянчанинов писал: "Все русское монашество обязано особенно благодарностью Оптиной Пустыни за издание многих творений святых Отцов... Перевод на русский язык монашеских отеческих писаний, по знанию монашеской жизни, гораздо удовлетворительнее совершается братиями обители, нежели перевод их людьми, чуждыми этой жизни".

УЧРЕЖДЕНИЕ ШАМОРДИНСКОЙ ОБЩИНЫ И ЗАБОТЫ СТАРЦА О ЕЕ БЛАГОУСТРОЙСТВЕ

Литературно-издательской деятельностью, духовным окормлением насельников и богомольцев Оптиной Пустыни, огромной перепиской по самым разнообразным вопросам далеко еще не исчерпывались многообразные труды старца Амвросия. С именем старца-подвижника связано устройство Шамординской женской обители.

Предметом неустанных забот о.Амвросия было попечение об одиноких женщинах, проводивших благочестивую жизнь, но по своей бедности не имевших возможности поступить в монастырь, так как в то время при вступлении в монастырь нужно было купить для себя келью, внести в обитель хотя бы малый вклад и содержать себя или своими трудами, или своими средствами. В монастырь иногда принимали и неимущих женщин, но только в тех случаях, когда поступающие имели хорошее здоровье, при котором они могли бы нести любое тяжелое монастырское послушание. Женщин с плохим здоровьем не принимали ни в один монастырь, даже при большом взносе, из опасения, что в случае продолжительной болезни они будут тяжелым бременем для монастыря.