Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский

"Бог на всяком месте есть, - пишет старец в письме к монахине, имевшей намерение переменить место жительства, - и совесть с тобою, и на всяком месте живущие отвечать должны за свои дела Богу; какая же выгода бежать куда-то? Не выгоднее ли будет сознаться на том же месте в своих ошибках?"

Смирение, как и всякая добродетель, достигается при содействии Божием, но при этом, по словам иеросхимонаха Амвросия, "нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у святых отцов: "Дай кровь и приими дух". Это значит: потрудись до пролития крови, и получишь духовное дарование... При спокойной жизни как же можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных, и даже самых духов злобы".

Когда человек не доходит до сознания необходимости смирения и не смиряет себя, тогда Господь Сам, "ими же весть судьбами", приводит его ко смирению. "Если сами не смиримся, то Господь невольно нас смиряет". Смирение тесно соприкасается с другой добродетелью - терпением в скорбях.

О ТЕРПЕНИИ В СКОРБЯХ

В Св. Писании имеются ясные указания о необходимости скорбей для ищущих спасения. Сам Господь сказал: "В мире скорбни будете" (Ин.16:33). Эти скорби составляют крест, который каждый человек должен понести в своей жизни. Скорби, болезни и бедствия должны приниматься христианином, как от руки Божией, потому что Промыслом Божиим они посылаются для нашего вечного спасения. Скорби пробуждают в нашем сердце веру в Бога, подвигают нас на молитву, очищают наше сердце от грехов, укрепляют нас в добродетелях. Св. апостол Павел говорит: "Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает" (Рим.5:3-5). В горниле скорбей в душе человека рождается та добродетель, которую трудно приобрести в жизни спокойной, чуждой страданий. Скорбь рождает терпение.

Поэтому, естественно, становится понятной та истина, что скорби необходимы нам, христианам, для стяжания добродетели терпения, ибо без этой добродетели, как и слово Божие учит, невозможно спастись: "В терпении вашем стяжите души ваша" (Лк.21:19).

В свете евангельского учения поучает своих духовных чад и оптинский подвижник иеросхимонах Амвросий. "Всякий христианин чем-либо да испытывается, - пишет он в одном из писем, - один бедностью, другой болезнью, третий разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному; чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. "Не обленимся, - учит старец, - каяться и смиряться и терпеть посылаемые скорби и болезни, внимая евангельскому слову Господа: "В терпении вашем стяжите души ваша"; и: "претерпевший до конца, той спасен будет".

Почти во всех своих письмах иеросхимонах Амвросий глубоко затрагивает вопрос о терпеливом перенесении всех скорбных обстоятельств, встречающихся с христианином. В них он видит особое промыслительное действие Божие, попускаемое для спасения человека. "Скорби, - говорит он, - это дар Божий, и все, что делается промыслительно от Господа, то делается к пользе нашей душевной". В одном из писем иеросхимонах Амвросий пишет: "Ошибка и заблуждение человечества происходят от того, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человеческому, и вразумляет нас разными скорбями и болезнями и другими бедствиями, как свидетельствует апостол: "Его же бо любит Господь, наказует; биет же всякого сына, его же приемлет... Аще же без наказания есте, ... убо прелюбодейчищи есте, а не сынове" (Евр.12:6-8).

"Ведь вы - христианин, ищущий спасения вечного и желающий наследовать Царствие Небесное, - пишет старец одному землевладельцу, унывающему от неудач в хозяйственных делах. - А в слове Божием сказано, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное. Поэтому нисколько не должно удивляться, не говорю уже унывать и малодушествовать, когда посещают нас различные скорби в предложенных намерениях, различные препятствия и неудачи". Тех же, которые не желали принимать скорбных обстоятельств и даже помышляли переменить место жительства, чтобы избежать их, старец убеждал такими словами: "Пока мы находимся на земле, нигде без скорби прибыть не можем; хотя бы залезли на облака, и там от скорбей не уйдем". "На земле предписано нам иметь скорбные испытания, - пишет он в другом письме, - как сказано Самим Господом: "В мире скорбни будете". Слова эти ясно показывают, что хотя бы все места целого мира исходили, а бесскорбного положения нигде не обрящешь; везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других". Все скорби, посещающие христианина, есть не что иное, как крестоношение, о чем старец Амвросий пишет: "Креста нигде не избежишь".

Старец наставляет своих духовных чад видеть в скорбях Промысел Божий и приучает их к терпению. "Помни, - пишет он, - что плод благой стяжевается в терпении. Терпение же не приобретается без различных скорбей и неприятных случаев, смиряющих возношение наше".

Иеросхимонах Амвросий побуждает всех христиан переносить с терпением всякие встречающиеся скорби. "Советую тебе, - пишет он монахине, - более всего вооружай себя к терпению и понесению разных приключений и неудобств, а иначе нельзя успокоиться". "И не говори, что более не можешь терпеть и выносить неудобства затруднительных обстоятельств, а лучше по возможности старайся терпеть и охранять душу свою в возможно мирном устроении... против всего и против всех".

Для возбуждения в ищущих спасения добродетели терпения старец указывает: "Бог устрояет все только полезное и душеполезное, и спасительное. Только с нашей стороны требуется не малодушествовать, а с покорностью воле Божией потерпеть посылаемые скорби и болезни, смирясь перед Богом и людьми, и не дерзая никого обвинять или осуждать, чтобы и на нас сбылось евангельское слово Господне: "Не судите, да не судимы будете".

Все скорбные обстоятельства, по мысли старца Амвросия, устраиваются к нашему спасению. Господь, как любящий Отец, посылает каждой душе то, что ей на пользу. В одном из писем иеросхимонах Амвросий пишет: "Господь столько любит нас, сколько не может любить ни одна мать своих чад. Но мы часто делаемся недостойны такой любви Божией, за что и посылаются праведно на нас многоразличные скорби и болезни". "Земной же удел человеческий, - пишет старец в другом письме, - скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишения того или другого, оскорбления, смущения, восстание страстей, борьба с ними, одоление или изнеможение, или безнадежие и подобие сим. Не вотще сказал пророк Давид: "Несть мира в костех моих от лица грех моих". И праведный Иов взывал: "Не искушение ли есть человеку житие сие?" А мы все путаемся на том: нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если б не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и спокойнее, а мы забываем, что неудобства сии часто исходят изнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неурядицы и неустройства".

Старец Амвросий убеждает, что "большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствие или неправильных мыслей или ошибочных действий". Потому, "как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца". На недоуменный вопрос многих: "Почему же тогда страдают благочестивые и праведники?" - Мы находим убедительный ответ в письмах оптинского старца. "Всеблагий Господь, - пишет иеросхимонах Амвросий, - праведным посылает различные скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонялись в противную сторону и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: "Егда реку праведному: жизнию жив будеши, сей же, уповая на правду свою, и сотворит беззаконие, вся правды его не вспомянутся, в неправде своей, юже сотвори, в той умрет" (33:13). Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы чрез это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: "Яко злат в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я". На грешных же наводит Господь различные напасти и болезни, чтобы привлечь их к покаянию, как Сам говорит в Св. Евангелии: "Приидох призвати не праведныя, но грешныя на покаяние"; и паки: "покайтеся, приближися бо Царство Небесное". Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока не утвердится в добре, - говорит иеросхимонах Амвросий, - потому что без испытания добро твердо не бывает".